1 Тезисы для выступления на заседании Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по представлению проекта Программы социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы | Медицина Российской Федерации
Тезисы для выступления на заседании Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по представлению проекта Программы социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы 16.03.2011

Тезисы для выступления на заседании Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по представлению проекта Программы социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы

Проект закона программы социально-экономического развития региона на 2011-2015 годы принят в первом чтении. Такое решение приняли свердловские парламентарии большинством голосом – двадцатью двумя «за» против двух «против» – в ходе пятнадцатого заседания областной Думы, в работе которой 15 марта принял участие губернатор Александр Мишарин.
Выступая с докладом, глава Среднего Урала отметил, что стержневой идеей данного документа является развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения, устойчивый рост экономики области. Он напомнил, что документ прошел общественное обсуждение, в адрес разработчиков программы поступило свыше 100 предложений от экспертов, ученых, экономистов, жителей, их замечания и пожелания были учтены при дальнейшей корректировке документа.
Ниже представлены основные тезисы выступления губернатора Александра Мишарина:


Уважаемые депутаты!
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» я внёс в Областную Думу проект закона «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы». Данный законопроект предусматривает утверждение Программы социально-экономического развития Свердловской области на указанный период.
Программа социально-экономического развития Свердловской области разработана на пятилетний период, который совпадает со вторым этапом реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года. Именно поэтому её целевые установки легли в основу программы.
Стержневой идеей данного документа является развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения, устойчивый рост экономики Свердловской области.
А для этого в программе заложены актуальные направления развития экономики региона. Причём сделано это с учётом уроков мирового экономического кризиса, необходимости формирования новой инновационной модели развития Свердловской области.
На сегодняшний день в Свердловской области сохраняется регрессивная структура населения: низкий удельный вес детского населения и высокая доля лиц пенсионного возраста. Отмечаются высокие показатели смертности трудоспособного населения – 6,46 человека на 1 тысячу человек. В структуре причин общей смертности максимальный удельный вес имеют сердечнососудистые заболевания, злокачественные новообразования, травмы и отравления.
В этой связи главной целью программы в части демографического развития определено сохранение численности населения Свердловской области и преодоление естественной убыли.
Мероприятия, направленные на решение данной задачи, призваны обеспечить:
-увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
-поддержку материнства и детства;
-стимулирование вторых и третьих родов, в том числе и за счет введения регионального материнского капитала;
-укрепление института семьи;
-формирование культуры ведения здорового образа жизни.
Реализация комплекса мероприятий, сформированных в программе, позволит в 2015 году выйти на следующие результаты:
-сохранить численность постоянного населения Свердловской области на уровне не менее 4390 тысяч человек;
-повысить ожидаемую продолжительность жизни до 71 года;
-поддержать рождаемость на уровне не менее 59 тысяч детей в год;
-снизить смертность населения до 59 тысяч человек в год;
-сократить смертность трудоспособного населения почти на треть.
Поставленные задачи по демографическому развитию определяют задачи в развитии и модернизации отраслей социальной сферы.
В среднесрочной перспективе модернизация системы здравоохранения будет направлена на повышение доступности и качества предоставления медицинской помощи. Для этого будет осуществлен переход на одноканальное финансирование здравоохранения. С этой же целью создаются крупные межмуниципальные медицинские центры.
В результате предусмотренных мероприятий планируется снизить показатели смертности от наиболее распространенных причин: инфаркта миокарда с 14,6 процента в 2010 году до 13 процентов в 2015 году и от инсульта – с 19,8 до 14,5 процента.
В социальной сфере мы должны создать все необходимые условия для равного доступа инвалидов ко всем социальным благам и услугам, а также успешной ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий.
Одной из основных задач является повышение качества жизни людей старшего поколения. Все запланированные мероприятия должны привести к значительному повышению доступности и качества предоставляемых социальных услуг гражданам пожилого возраста. Замечу, что по этому направлению мы формируем специальную областную программу «Старшее поколение».
Состояние здоровья населения во многом определяется уровнем его вовлечённости в занятия спортом и физической культурой. Поэтому в программе зафиксирована задача повышения обеспеченности спортивными объектами и их приспособленности к обслуживанию инвалидов.
Для формирования культуры ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья населения необходимо в 2 раза увеличить долю населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом. С этой целью в школах вводится 3-й урок физкультуры, происходит оснащение школ необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, а также строительство спортивных площадок по месту жительства.
Кроме того, мы должны обеспечить доступность объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально не защищенных слоев общества.
В рамках федерального процесса модернизации образования предусмотрено внедрение инновационных образовательных программ и апробация инновационных образовательных технологий, поддержка талантливых детей.
С учетом поручений Президента Российской Федерации будут реализованы меры по социализации детей-инвалидов и учеников коррекционных школ.
Формирование «инновационной экономики» требует приведения системы профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.
В развитии культуры необходимо сделать акцент на усиление ее влияния на процессы социальных преобразований и экономического развития в Свердловской области.
Она из актуальных задач – развитие въездного и внутреннего туризма, расширение спектра и повышение качества предлагаемых туристических услуг, продвижение туристского продукта Свердловской области на российском и международном туристских рынках.
Создание в Верхотурье «Духовного центра Урала» во многом поспособствует изменению интенсивности туристического потока в Свердловскую область, а также благоприятно скажется на туристическом имидже.
Особое внимание в проекте программы уделяется развитию молодёжной политики. Сегодня жизненные установки молодых свердловчан не ориентированы на здоровый образ жизни, создание семьи, рождение детей. В области увеличивается доля нерегистрируемых сожительств. Растёт процент распространенности курения, алкогольной и наркотической зависимости среди подростков. Почти 80 процентов ВИЧ-инфицированных – люди в возрасте от 18-29 лет (в 2,7 раза выше среднероссийского уровня заболеваемости). Отсутствует интерес и к общественно-политической жизни области и государства.
Поэтому приоритетные задачи социально-экономического развития требуют пересмотра идеологии реализации молодежной политики. Программа предполагает комплекс мер по патриотическому воспитанию молодежи и вовлечению молодых людей в общественную и политическую жизнь.

Вы знаете, что Президентом Российской Федерации поставлена задача достижения к 2020 году ввода жилья в количестве один метр на одного жителя. Для ее выполнения мы должны в 2015 году выйти на объём ввода жилья 0,7 квадратных метра на одного жителя.
Потребительский рынок Свердловской области в последние годы развивается выше среднероссийского уровня. Необходимо поддерживать эту тенденцию и в следующем среднесрочном периоде. Основная цель – приближение уровня торгового, бытового и других видов обслуживания абсолютного большинства жителей области к стандартам развитых стран. Для этого обеспеченность населения торговыми объектами должна к 2015 году составить 730 квадратных метров в 2015 году (650 кв. м – 2010 год).
С целью снижения уровня преступности и повышения открытости и прозрачности работы органов государственной власти будет осуществлен комплекс мероприятий по предупреждению, пресечению и ликвидации кризисных ситуаций общественного, природного и техногенного характера.
Развитие человеческого потенциала невозможно и без сохранения природных систем. Управление экологической безопасностью и экологическим риском – новая система политического менеджмента. Будут реализованы мероприятия и в этой сфере.
Уважаемые депутаты!
Главной задачей в промышленном комплексе остается кардинальное повышение производительности труда.
К сожалению, по этим показателям мы значительно отстаем. Производительность труда в промышленности Свердловской области составляет 2,2 миллиона рублей на одного занятого в год, а по добавленной стоимости – порядка 530 тысяч рублей на одного занятого. Это ниже мирового уровня в 3,5 раза и в 1,4 раза ниже среднероссийского показателя. Поэтому мы ставим задачу двукратного повышения производительности труда в промышленности.
Ускоренное устойчивое развитие промышленного комплекса как основы экономического роста Свердловской области будет обеспечиваться решением следующих задач:
-модернизация и инновационное обновление традиционных cекторов промышленности;
-сокращение издержек производства и увеличение доли добавленной стоимости в валовом выпуске промышленной продукции;
-создание новых высокотехнологичных секторов и инновационных продуктов промышленности.
К 2015 году рост физических объемов промышленного производства в 1,8 раза превысит уровень 2010 года, а объем отгруженной продукции промышленности - в 2,4 раза.
Цель программы - сократить путь от научной идеи до ее производственного тиражирования. Для ее достижения формируется инновационная инфраструктура:
-бизнес-инкубаторы;
-технологические центры;
-Уральский университетский комплекс;
-технопарк высоких технологий Свердловской области «Университетский»;
-научно-образовательный и инновационный кластер в Екатеринбурге.
На интенсификацию социально-экономических процессов должно быть нацелено формирование отраслевых кластеров по выпуску нефтегазового оборудования, фармацевтической продукции, медицинской техники и оборудования, химической продукции.
Руководителями государства поставлена задача по снижению энергоемкости экономики к 2020 году на 40 процентов. Для ее решения к 2015 году энергоемкость экономики Свердловской области должна быть снижена почти на 14 процентов.
Привлечение инвестиций остается главным условием обеспечения заложенных в основных программных документах Свердловской области темпов экономического роста и решения всех социальных задач. И здесь еще предстоит сделать многое.
По общему объему инвестиций в основной капитал Свердловская область входит в десятку лучших регионов Российской Федерации, но по относительным показателям дело обстоит иначе:
- по объему инвестиций на душу населения - 33 место;
- по объему инвестиций на один рубль отгруженной продукции в промышленности – 51 место.
В Свердловской области по итогам 2010 года темп роста инвестиций в основной капитал в 1,5 раза ниже, чем ВРП (107 процентов против 110 процентов соответственно). Хотя для регионов, динамично привлекающих инвестиции, характерно превышение темпов роста инвестиций в 1,5-2 раза над темпами роста экономики.
Именно поэтому необходимо увеличить объем инвестиций в 3,5-4 раза к уровню 2010 года (до 520-600 млрд. рублей) и выйти на норму инвестиций - не менее 35 процентов к валовому региональному продукту.
Суммарный объем привлеченных инвестиций в основной капитал за период 2011-2015 годов составит 1900-2100 миллиардов рублей в сопоставимых ценах.
Импульс для привлечения в область инвестиций, в том числе и иностранных, даст создание особой экономической зоны «Титановая долина», а в Екатеринбурге строительство современного выставочного комплекса «Екатеринбург ─ ЭКСПО», который станет ведущей площадкой для проведения как российских, так и международных крупнейших выставок и форумов.
В сфере государственного управления необходимо повысить эффективность бюджетных расходов, развивать систему управления по целям и контрольным показателям.
В 8 раз должно увеличиться количество государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти Свердловской области в электронном виде, – с 5 услуг в 2010 году до 44 услуг в 2015 году.
Как результат, удовлетворенность населения деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области должна повыситься к 2015 году на 10 процентных пунктов (с 29,6 процента в 2010 году до 40 процентов в 2015 году), в том числе их информационной открытостью – на 15 процентных пунктов (с 15,9 до 30 процентов соответственно).
Успех Свердловской области в целом, возвращение ее на лидерские позиции в стране невозможно без успешного развития её территорий. Поэтому в программе представлен территориальный разрез – его наличие является одной из новаций программы.
В отдельной главе представлены основные направления социально-экономического развития города Екатеринбурга как столичного центра и ядра Свердловской области.
Что касается развития сельских территорий, то здесь основные положения сопряжены с действующей программой «Уральская деревня». А именно - переход сельской местности к устойчивому развитию на основе создания достойных условий для жизни и деятельности населения. Среди основных задач – сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры и обеспечение трудовой занятости населения.
Отмечу, что впервые документ такого уровня был предложен широкой общественности для рассмотрения. Получено большое количество полезных предложений и замечаний, большинство из которых учтены.
Хочу поблагодарить жителей области, научные и общественные организации, которые приняли активное участие в обсуждении. Данный опыт оказался очень полезен, поэтому мы и впредь будем его использовать.

Возврат к списку

1