1 Эпоха пресыщения | Медицина Российской Федерации
Эпоха пресыщения 15.03.2011

Эпоха пресыщения

<…> 42 млн. детей, страдающих от ожирения, - такого в истории человечества еще не было. ВОЗ призывает срочно ограничить направленную на детей рекламу высококалорийных и жирных продуктов. Неконтролируемый вал роликов о газировке, чипсах и батончиках искалечил, считают специалисты, целое поколение. Что собой представляет фастфуд по-русски и грозит ли он здоровью российских детей, выясняет «Огонек» <…>
- За последние 10 лет только в России популяция больных ожирением выросла на 10 процентов, - говорит директор НИИ диетологии и диетотерапии Михаил Гинзбург. - Если такая тенденция сохранится, то в 2050 году нормальное телосложение у тех, кому за 30 лет, будет исключением из правил. <…>
- Сегодня перед производителями стоит непростая задача: накормить сытого человека, - говорит врач-диетолог Михаил Гинзбург. - Рекламируется уже не столько вкусная или полезная еда, сколько модная, веселая, интересная.
Конкуренция заставляет выпускать новинки и делать еду все более удобной - быстрорастворимой и самоприготовляющейся. Продукты, которые изначально были едой на экстренный случай, когда нужно быстро и дешево поесть, сегодня заняли место полноценной пищи.
- Проблема в том, что образ жизни человека закладывается в раннем детстве, - говорит один из разработчиков рекомендаций ВОЗ профессор Жерар Гастингс из Института социального маркетинга Великобритании. - Анализ показал, что дети реагируют на рекламу более доверчиво, чем взрослые, поэтому она и срабатывает эффективнее в детской аудитории.
Специалисты Ливерпульского института провели эксперимент и выяснили: после просмотра роликов о фастфуде потребление подобной пищи у детей увеличивалось в среднем на 134 процента. Великобритания вообще одной из первых озаботилась связью рекламы и детского ожирения. И не зря: с 2005 года количество детей с избыточным весом здесь удвоилось, причем больше всего это коснулось малышей до 5 лет. Ученые объясняют это тем, что сейчас своих детей начинает растить поколение, само воспитанное на фастфуде.
Борьба с детской телевизионной рекламой во всем мире идет давно и кое-где вполне успешно. Например, в Канаде она вообще запрещена, а в Швеции сильно ограничена по времени. ВОЗ, со своей стороны, рекомендует в случае с чипсами и газировкой идти так: по аналогии с запретом рекламы табака и для начала писать на упаковках крупными буквами - опасно для здоровья.
В нашей стране детская реклама ограниченна. Об этом уже в прошлом году торжественно объявил президент Всемирной федерации рекламодателей Стефан Лерке.
Правда, вскоре оказалось, что речь шла не о законе, а о добровольном «соглашении о намерении», которое подписали 10 производителей, включая фабрику «Большевик» и российские офисы Coca-Cola, Mars Inc, Nestle и PepsiCo. Компании пообещали ограничить рекламу в передачах, «половина аудитории которой могут составлять дети до 12 лет». Но как отследить выполнение этого соглашения?
Между тем, по данным Минздравсоцразвития России, опубликованным в «Стратегии здоровья и развития подростков», в течение последних двух десятков лет количество заболеваний среди детей стабильно растет на 2-4 процента в год.
Жанетта Горелова, руководитель Лаборатории эпидемиологии питания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, связывает эту тенденцию непосредственно с питанием. В 1990-х годах, когда не хватало продуктов, зато в большом количестве появились суррогаты, дети в массовом порядке недополучали самых важных микроэлементов и витаминов.
Можно было бы подумать, что теперь положение исправилось. Но это не так: дети действительно стали есть больше, но едят они явно не то - количество поступающих микроэлементов и витаминов осталось на прежнем низком уровне. По мнению Елены Булатовой, вицепрезидента Союза педиатров России, в нашей стране имеет место уникальная ситуация: иногда в семьях с более низким уровнем доходов дети питаются лучше, чем в более богатых. Это связывают с тем, что обеспеченные родители вместо того, чтобы всерьез заняться питанием детей, покупают тем все, что они пожелают. <…>
- Традиция «медленной еды» складывалась на территории нашей страны столетиями, - говорит Виктор Майклсон, глава российского конвиниума Slow Food «Улитка», движения, которое во всем мире пропагандирует отказ от фастфуда. - Представьте, у русской печи есть определенный цикл разогревания и охлаждения, так что «быстренько» сварить пельмени или щи в ней нельзя. <…>
Диетологи утверждают, что для России характерна не столько проблема фастфуда (хотя мы к нему стремительно привыкаем), сколько отсутствие правильного питания. Традиционная склонность к обильной жирной пище - пельменям, колбасе с жирком, беляшам, салу, наваристым щам и холодцу, поедаемой с большим количеством белого хлеба, - более или менее уравновешивалась в советское время дефицитом товаров, а в 1990-е годы их отсутствием. Зато с начала 2000-х, с началом изобилия, основной едой россиян стала так называемая праздничная еда, которую раньше себе позволить не могли, - красная жирная рыба, варенокопченые колбасы, жареная курица, пирожные или селедка под шубой - друг всех бизнес-ланчей. <…>
- За последние 100 лет мир кардинально поменялся, - говорит Виктор Майклсон. - В силу исторических причин подавляющее большинство жителей современной России - потомки крестьян, которые всю жизнь работали на воздухе. Сегодня мы сидим в отапливаемых офисах, но по-прежнему предпочитаем по старинке получать высококалорийную пищу. Нам нужно переработать традиционную русскую кухню, придумав на ее основе какие-то технологичные, низкокалорийные, легкоперевариваемые блюда, насыщенные и вкусом, и витаминами. Нужно вырастить поваров, которые смогут это готовить. <…>.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

&times;
&times;