1 Автоматизация медицины | Медицина Российской Федерации
Автоматизация медицины 20.06.2013

Автоматизация медицины

Интервью заместителя директора Департамента информационных технологий и связи Минздрава России Романа Сафронова «Медицинской газете» о проекте информатизации здравоохранения, реализация которого начата в масштабах всей страны.

– Роман Александрович, бытует мнение, что огромные средства выделены на информатизацию здравоохранения, а отдача от них явно недостаточная…

– Действительно, когда звучит цифра 20 млрд руб., она впечатляет. Однако, с другой стороны, если учитывать, что в системе ОМС работают 8300 медицинских организаций, а в выполнении программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи участвуют вообще 11 тыс. учреждений, несложные арифметические расчёты показывают, что на каждую больницу или поликлинику приходится около 2 млн руб. Теперь давайте вспомним, что до начала реализации программы модернизации во многих из них, в плане информатизации, простиралось «голое поле». В ЛПУ не хватало компьютеров, не существовало локальных сетей, не было подключения к Интернету. Да, некоторые лечебные учреждения внедрили какие-то системы для бухгалтерского учёта или упрощения статистической отчётности, однако они не образовывали единого пространства, а имели локальное назначение. Кроме того, эти системы использовались в управленческой деятельности, но не были ориентированы на организацию лечебного процесса, на помощь в работе конкретных врачей. Анализ ситуации показывал также, что 95% лечебных учреждений – это небольшие поликлиники или 100-коечные больницы.

В среднем для одной больницы требовалось около 50 автоматизированных рабочих мест, следовательно, только для того, чтобы закупить компьютеры нужно было потратить порядка миллиона рублей, из расчёта, что стоимость одного компьютера не превышает 20 тыс. руб. Ещё нужно было закупить принтеры, специальные устройства, считывающие полисы, создать локальные сети – в целом расходы выходили крайне существенные. Нам приходилось выбирать приоритеты. Важно было не допустить, чтобы сохранялся огромный «технологический разрыв» между различными больницами и поликлиниками. Поэтому были установлены плановые показатели для регионов – сдача «под ключ» порядка 20% учреждений. Как выполнена эта работа по программе модернизации, будет ясно уже 1 июля. Но это только базис информатизации. Безусловно, ситуация по регионам остаётся «пёстрой», потому что финансовые возможности отдельных регионов позволяли выделить дополнительные средства на информатизацию здравоохранения ещё до того, как началась федеральная программа, в результате они сегодня продвинулись вперёд намного дальше своих соседей. Однако большая часть территорий не имела таких ресурсов и в 2011г., когда началась федеральная программа, только вступила в первый этап информатизации.

– А программа развития здравоохранения на 2013-2020 гг. предусматривает столь же масштабное «информационное наступление»?

– Если оперировать техническими терминами, инфраструктура, то есть скелет системы, уже создана, дальше предстоит наращивать «мясо» и «мышцы» – шире использовать информатизацию в клиническом процессе. К сожалению, информационные технологии часто недооцениваются. Они воспринимаются как возможность видеоконференцсвязи. Конечно, и это многое может дать врачу. Дистанционные курсы обучения и совещания он–лайн позволяют повышать качество медицинской помощи и при этом оптимизировать расходы, но этого мало.

Важно запустить информационные технологии, связанные со скринингом, мониторингом состояния здоровья пациентов. Телемедицина, датчики мониторинга необходимы специалистам для того, чтобы они могли оценить состояние больного на расстоянии, находясь за сотни километров от него. Это позволяет оперативно проводить консультации и назначать лечение, принимать решение о необходимости транспортировки пациента в другое медицинское учреждение. Специалисты медицинского центра уже заранее должны знать, больной с каким диагнозом к ним будет доставлен, и быть готовыми без промедления начать оказывать помощь. И всё это обеспечивается с помощью информационных технологий.

– Насколько возможно провести глобальную информатизацию в медицине в масштабах всей страны?

– Действительно, аналогов построения единой государственной системы в сфере здравоохранения в масштабах всей страны пока в мировой практике нет.
Ведущие страны только начинают разрабатывать подобные проекты, например, Франция, США, Великобритания. Задача создания инструмента для эффективного управления сферой здравоохранения на государственном уровне приоритетна для всех стран. В этой связи наши текущие результаты представляют большой интерес для многих стран, не случайно на многих мероприятиях, проводимых у нас в России, присутствуют представители посольств других стран и выражают заинтересованность в изучении нашего опыта.

Первые полученные результаты информатизации говорят о том, что создание такой системы необходимо, возможно и уже начинает давать ощутимые результаты. Но для того, чтобы система заработала слаженно, требуется время – несколько лет, и совместные усилия всех участников процесса – ИТ-специалистов, врачей, организаторов здравоохранения, самих пациентов.

– Не получится ли так, что одни проблемы исчезнут, но появятся другие? Как обстоят дела с защитой персональных данных, и исключена ли возможность злоупотреблений, используя уже новые технологии?.

– Несанкционированный доступ к медицинской карте – вопрос крайне важный, его решение лежит в плоскости мониторинга самим пациентом своих документов. Пациент должен чётко понимать, кто получал доступ к его медицинской карте.

К концу года заработают сервисы, позволяющие пациенту «мо-ниторить» оказание конкретных медицинских услуг, то есть можно будет зайти в «личный кабинет» и получить статистическую информацию о том, сколько потрачено денег на конкретного больного, какие лекарства ему были выписаны бесплатно и многую другую информацию, в том числе и о том, кто получал доступ к его медицинской карте. Кроме того, в «загашнике» разработчиков есть много организационных решений и технических мер, позволяющих обеспечить надёжную защиту этой информации. О том, что простые вещи, с точки зрения профессионалов, могут быть и надёжными, свидетельствует опыт введения электронных билетов на метро. Несмотря на кажущуюся простоту их исполнения, их невозможно подделать, разве что на разовую поездку.

– Можно ли сегодня уже сказать, в каких регионах реально заработали электронная запись к врачам и электронная карта?

– Это сложно сделать потому, что в среднем в регионе функционируют 80-90 медицинских организаций, а в мегаполисах и крупных городах лечебных учреждений ещё больше. Повсеместно введена электронная запись при первичном обращении к участковым терапевтам, педиатрам, врачам общей практики. Следующий этап – электронная запись к узким специалистам. В этом случае порядок будет требовать, чтобы повторной записью занимался непосредственно лечащий врач.

Электронные медицинские карты также действуют во многих регионах, приблизительно в каждом пятом субъекте. В принципе, все регионы будут вести электронный учёт здоровья населения к концу этого года.

– Использование любых современных технологий, в том числе и информационных, требует денег на их содержание. Из каких источников лечебные учреждения будут их оплачивать?

– На поддержание системы, без её расширения, нужно потратить около 20% от первоначальной стоимости. Эти средства пойдут на обновление элементов, совершенствование программного обеспечения.

Что касается непосредственно оплаты работы технических сотрудников, расходных материалов, их компенсируют лечебным учреждениям при оплате за медицинскую помощь. Как правило, средства в больницы и поликлиники поступают при оплате счетов, выставленных в системе ОМС. В большинстве регионов приняты региональные программы информатизации, они помогут обеспечить обновление и развитие создаваемой информационной системы в здравоохранении.

– С каждым годом всё больше и больше можно увидеть предложений и рекламы создания программного обеспечения для работы различных подразделений больницы. Учитывая такое разнообразие, не получится ли так, что в каждой больнице будет действовать какая-то своя, уникальная информационная система?

– С точки зрения смысла, всё оборудование унифицировано. Да, форма экрана в программе может отличаться, но определённый формат выходных сигналов всё равно будет соблюдаться. Все формы электронных документов, отчётности утверждает Минздрав России в соответствии с переданными ему полномочиями. А с какой конкретной организацией комфортнее работать больнице или поликлинике, пусть решает её руководство. Главное, чтобы данные можно было передать и правильно интерпретировать. Министерству важно выстроить единое информационное пространство.
.

Источник:  Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×