1 Врач и пациент: правовое поле и вопросы взаимодействия | Медицина Российской Федерации
29.04.2013

Врач и пациент: правовое поле и вопросы взаимодействия

Правовые особенности регулирования отношений врач-пациент-медицинская организация

В апреле 2013 года в ИА ГАРАНТ прошел круглый стол "Врач и пациент: правовое поле, вопросы взаимодействия". В его работе приняли участие эксперты – профессионалы различного профиля и юристы-практики: А.Н. Пищита, д.м.н., д.ю.н. действительный член всемирной ассоциации медицинского права (WAML), профессор Российской медицинской академии последипломного образования; А.В.Иванов, главный редактор объединенной редакции "Здравоохранение" Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР); М.Б. Шаманский, руководитель проектов ЕМИАС, Департамента информационных технологий г. Москвы; Д.Д. Логвиненко, представитель ООО "Медкомпас"; В.Г. Бутова, д.м.н., профессор, зав. отделом ФГФУ ЦНИИС и ЧЛХ МЗ; А.Е. Радус, юрист гражданско-правового департамента Юридической фирмы "КЛИФФ" и др.

Основная цель мероприятия – обсуждение правовых особенностей регулирования отношений врач – пациент – медицинская организация. С позиций юристов правовой статус сегодня законодательно лучше прописан для пациентов. Как правило, общественное мнение, средства массовой информации, суды повернуты в сторону приоритета прав пациента. Медицинскому работнику – врачу, руководителю медицинской организации следует ясно представлять правовые последствия, наступающие после ненадлежащего оказания медицинской помощи, придавать должное юридическое значение оформлению таких форм документов, как информированное согласие на лечение и отказ от медицинского вмешательства. В выступлениях упоминались многие правовые коллизии, в частности неоднозначное понятие анонимности при лечении, вопросы взаимозаменяемости препаратов или медицинских изделий. Находясь,по образному выражению, по разные стороны прилавка, врач и пациент должны помнить и о своих обязательствах. Для пациентов это, прежде всего, соблюдение предписаний, режима, забота о своем здоровье (Закон № 323-ФЗ, ст. 27 "Обязанности граждан в сфере охраны здоровья").

Одна из проблем отечественного здравоохранения заключается в том, что ни законодатель, ни врач, ни пациент не имеют четкой трактовки качества медицинской услуги. Используемое понятие "стандарты качества медицинской помощи" (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2006 г. № 905), как отметили многие эксперты, каждый определяет, как может.

Пациент при выборе клиники действует вслепую, зачастую пользуясь правилом "чем дороже, тем лучше", или по рекомендации знакомых. Вопрос составления рейтингов медицинских организаций активно обсуждался на круглом столе, и участники отметили, что нельзя опираться лишь на субъективные оценки и отзывы, следует руководствоваться методиками ранжирования по доступным статистическим данным и отчетным показателям конкретного лечебного учреждения.
Однако разместить информацию о конкретном специалисте - враче, медицинское учреждение на своем интернет – ресурсе может только при согласии самого врача.

Своевременно прозвучало мнение ключевого эксперта по сертификации систем менеджмента качества д.м.н Брескиной Т.Н. о необходимости внедрения в здравоохранении "процессного подхода", в основе которого лежит концепция всеобщего управления качеством в соответствии с международными стандартами обеспечения качества семейства ISO 9000. Эксперт Регистра ГОСТ Р по сертификации систем менеджмента качества подчеркнула, что федеральные стандарты оказания медицинской помощи содержат лишь объемы и перечни лечебных процедур. При оказании медицинской помощи мы работаем "в процессе", называемым лечебно-диагностическим процессом, и для обеспечения его соответствия характеристикам качества ( всего одиннадцать характеристик) необходимы стандарты процесса (синонимы: технологические карты, клинические пути , планы ведения больных ), в которых представлены все известные индикаторы данного процесса. Стандарт процесса учитывают ключевые характеристики качества оказания медицинской помощи (своевременность , доступность, безопасность и др.) , т.е. всю последовательнсть этапов лечебно-диагностического процесса в соответствии с индикаторами качества ресурсов и требований к ним. "Процессный подход" сегодня не достаточно используется в здравоохранении, но в то же время является основой эффективного управления качеством оказания медицинской помощи.

Часть управленческих задач городского здравоохранения в целом и отдельной поликлиники с успехом может на себя брать современная медицинская информационная система. Например, в режиме онлайн успешно реализован удобный и быстрый доступ к врачу путем электронной записи в Единой медицинской информационно-аналитической системе, которую внедряет Департамент информационных технологий совместно с Департаментом здравоохранения г. Москвы. Эта система, по словам М.Б. Шаманского, руководителя проектов ЕМИАС, позволяет соблюдать букву закона на всех основных этапах оказания медицинской помощи. Максим Борисович с интересом отнесся к предложению участников включить в систему и юристов медицинских учреждений.

В ходе обсуждения эксперты отметили важность работы по профилактике возможных правонарушений в медицине. Эмоционально прозвучало выступление С.А. Митиной. Президент МРБООИ "Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям" говорила об актуальности и необходимости решения вопросов равного доступа к лечению для пациентов с редкими заболеваниями.

При ответах на вопросы аудитории получили разъяснение отдельные положения Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации". Например, по Закону № 323-ФЗ каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе, выписки и копии медицинских документов.

В завершение все участники круглого стола сошлись во мнении, что правовая регламентация оказания любого вида медицинской помощи – лучший инструмент бесконфликтных решений при возникающих проблемах между врачом и пациентом, где победителей и побежденных быть не должно. Не менее важный вопрос – это просвещение и информирование всех участников лечебного процесса: и врачей, и пациентов о достижениях на этом пути. Как прокомментировал итоги круглого стала один из его модераторов А.А. Тяжельников, главный врач ГП №5 г. Москвы: "Большинство выступлений в этом зале показало, как катастрофически не хватает информации. К, примеру, некоторые задаваемые узловые вопросы, уже решены или находятся в стадии решения совместными усилиями Министерства здравоохранения, Департаментом здравоохранения г. Москвы, и даже подкреплены соответствующими законодательными актами, указами… Профессиональному сообществу и, в том числе, пациентским организациям и объединениям, нужно больше общаться и информировать друг друга. Практику подобных встреч необходимо обязательно продолжить". .

Источник:  ИА ГАРАНТ

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×