1 Министр Максим Топилин: предложенная модель пенсионной системы базируется на принципе социальной справедливости | Медицина Российской Федерации
Министр Максим Топилин: предложенная модель пенсионной системы базируется на принципе социальной справедливости 28.12.2012

Министр Максим Топилин: предложенная модель пенсионной системы базируется на принципе социальной справедливости

Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. №2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
«Реализация Стратегии позволит не допустить падения уровня замещения заработка пенсией и тем самым обеспечить гражданам достойную пенсию на основе принципа социальной справедливости», – сказал Максим Топилин.
«Кроме того, понятная и прозрачная пенсионная система даст гражданам  возможность выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию, за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах», – добавил он.
Задачами развития пенсионной системы являются:
•    обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате, достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
•    поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
•    обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
•    повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Пенсионная система будет базироваться на трехуровневой модели:
•    1-й уровень – трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
•    2-й уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;
•    3-й уровень – частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).
Разработка документа велась Минтрудом России с участием Минэкономики, Минфина России и других министерств, представителей научного и образовательного сообщества, негосударственных пенсионных фондов, страховщиков и др.
Состоялось широкое общественное и экспертное обсуждение проекта Стратегии.
Основные вопросы, затрагиваемые в ходе обсуждений, касались  проблем реформирования института досрочных пенсий и модернизации накопительного компонента пенсионной системы. Кроме того, значительное внимание было уделено обсуждению вопросов, связанных с изменением условий формирования и реализации пенсионных прав граждан.
По итогам общественного и экспертного обсуждения Стратегии внесены следующие коррективы:
•    снижено с 40 лет до 35 лет требование по нормативной продолжительности трудового стажа, необходимого для расчета трудовой пенсии;
•    сокращена динамика роста тарифов для самозанятых граждан;
•    предусмотрена поэтапная трансформация накопительной составляющей, предусматривающая в частности оптимизацию для застрахованных лиц с 1 января 2014 года тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы до 2% и направление 4% на распределительную составляющую и др.
Реализация Стратегии Правительством Российской Федерации  будет осуществляться поэтапно.
В настоящее время в целях реализации мер, предусмотренных Стратегией, уже приняты Федеральные законы от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и № 242-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счет средств пенсионных накоплений».
Данными федеральными законами предусматривается:
•    установление дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей, в отношении застрахованных лиц, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (списки № 1 и 2),
•    введение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, установление для самозанятых дополнительных преференций по уплате страховых взносов,
•    оптимизация для застрахованных лиц с 1 января 2014 года тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы,
•    расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений в целях обеспечения доходности от инвестирования и сохранности средств пенсионных накоплений.
В 2013 году будут подготовлены проекты федеральных законов, направленные на совершенствование порядка формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (новая пенсионная формула), создание механизма стимулирования граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, совершенствование  механизмов индексации расчетного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий, и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда, а также введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются  от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.
На последующих этапах реализации Стратегии (с 2014 по 2017 годы) Правительство Российской Федерации  осуществит меры по уточнению правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, совершенствованию системы персонифицированного учета граждан, предоставлению самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав, совершенствованию организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, корректировке дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Источник:  Министерство труда и социальной защиты РФ

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×