1 Сигареты переезжают из ларьков в супермаркеты | Медицина Российской Федерации

Сигареты переезжают из ларьков в супермаркеты

27 Июля 2012
Сигареты переезжают из ларьков в супермаркеты Уже в 2013 году купить сигарету в ближайшем киоске будет невозможно, а выкурить ее можно будет только на улице или в своей квартире. Столь жесткие ограничения продажи табачных изделий предусматривает законопроект Минздравсоцразвития, который, по сообщению министерства, уже согласован со всеми ведомствами.
Прописанные в нем меры позволят уменьшить число курильщиков, говорят эксперты. Правда, до полумиллиона мелких торговцев могут лишиться работы, добавляют они.
День, когда купить сигареты можно будет только в крупном магазине, а потом искать место, где дымить разрешено, может наступить уже через несколько месяцев. Антитабачный законопроект согласован Минздравсоцразвития практически со всеми ведомствами, заявил в интервью РИА Новости статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Вельмяйкин. Он будет рассмотрен правительством 18 октября, а затем направлен на в Госдуму, заявил чиновник.

Предполагается, что реализация обозначенных мер в перспективе сократит курение на 40-50% и снизит смертность в стране примерно на 200 тысяч человек в год, считают в Минздравсоцразвития.
Удар по ларькам
Первой мерой будет запрет на продажу табачных изделий в киосках и ларьках: эта норма может вступить в силу уже с 2013 года.
Законопроект разрешает продавать сигареты в тех торговых точках, площадь торгового зала которых превышает 50 кв м в городах и 25 кв м в сельской местности. Если в селе нет стационарного торгового объекта, то власти разрешат развозную торговлю табаком.
В реальности, чтобы купить пачку сигарет, курильщику придется специально идти или ехать в большой магазин, а не приобретать табачные изделия по пути домой в ларьке на ближайшей остановке.
Противники законопроекта говорят, что новация – удар по малому бизнесу, владельцам небольших торговых точек. В зависимости от места дислокации киосков доля табачных изделий в их ассортименте может составлять 20-30%, а вместе с пивом достигать и 50% от всего ассортимента, рассказал РИА Новости руководитель комиссии "Опоры России" по мелкорозничной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. Но грядущее выпадение сигарет из ассортимента ларьков – это не главная проблема, пояснил он.
Дело в том, что пиво и сигареты в небольших торговых точках покупают более половины населения, рассказал Максимов. Когда покупатели придут в киоск и не найдут там привычного перечня товаров, им будет проще поехать в большой магазин и купить все товары – хлеб, молоко, колбасу, выпечку, а также сигареты – сразу. "Это будет означать гибель мелкой розницы", – прогнозирует эксперт.
По расчетам Минэкономразвития, запрет на продажу сигарет в ларьках может привести к закрытию около 175 тысяч киосков и сокращению 300–500 тысяч рабочих мест. Но, видимо, здоровье дороже.
Перепрофилировать киоски и ларьки почти невозможно, утверждает Максимов. В России киоски вынуждены копировать ассортимент супермаркета, в то время как, например, в Европе широко распространены тематические торговые точки – колбасные, сырные лавки, небольшие булочные.
Но в РФ аренда и "серые" платежи предпринимателей столь высоки, что они вынуждены использовать каждый метр площади и торговать всем – в том числе и сигаретами, сказал Максимов.
За торговлю по правилам
Ответ Минздравсоцразвития владельцам ларьков предельно жесткий. "Звучат тезисы, что мы убиваем мелкую розничную сеть. Уважаемые коллеги, а может, вы немного не тем торгуете?", – говорит Сергей Вельмяйкин.
Заставив курильщиков прилагать дополнительные усилия для покупки сигарет, государство попутно сможет решить еще ряд проблем по части мелкой торговли. Например, сократить число нарушений правил торговли.
Сейчас Роспотребнадзор и МВД не могут проконтролировать все торговые точки, поскольку их несколько сотен тысяч, говорит РИА Новости сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина. "Почти каждый человек замечал, как, к примеру, табачные изделия были проданы несовершеннолетнему, – говорит она. – Причем чаще всего это происходит как раз в киосках и ларьках". Нужно укрупнять розничную сеть, делает вывод Халтурина.
Выбор без просмотра
Крупные торговые сети готовы к работе по новым правилам, отметил в беседе с обозревателем РИА Новости исполнительный директор ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. Хотя сигареты – важная категория товара, но не она делает выручку магазину. Общий объем продаж сигарет в торговых сетях составляет от 2% до 5% от всего товарооборота.
После принятия законопроекта в магазинах будет запрещена открытая выкладка товара, которая, по сути, является рекламным щитом. Покупатель не сможет рассматривать у прилавка весь "визуальный" ряд табачных изделий, а должен будет попросить у продавца продать ему конкретную марку сигарет.
Демонстрация табачных изделий приводит к увеличению потребления табака, считают в Минздраве. "Запрет на выкладку сигарет приводит к снижению потребления сигарет подростками на 10-15%", – рассказала Дарья Халтурина.
При этом в самой экономически и демографически активной возрастной группе от 19 до 44 лет курит почти половина граждан: 7 из 10 мужчин и 4 из 10 женщин.
Ежегодно от болезней, связанных с курением, умирают до 400 тысяч россиян (это 17% всех смертей в стране).
Целых 6,3% ВВП составляют потери России от преждевременных смертей, связанных с курением, подсчитали в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины Минздравсоцразвития России.
Индикатором вреда табакокурения в обществе является рост распространенности хронической обструктивной болезни легких, говорится на сайте Минздравсоцразвития. В 90% случаев причиной ее развития является табакокурение. В последние годы число регистрируемых больных с этим диагнозом ежегодно растет на 10-15%.
Ограничение без запрета
Медики законопроект, естественно, поддерживают. Эффективная борьба с курением прибавит 10-15 лет к продолжительности жизни россиян, сказал директор НИИ пульмонологии, главный терапевт России Александр Чучалин.
"Запретить курить никому нельзя, но ограничивать места курения и продажи сигарет нужно, это мировой тренд", – говорит РИА Новости психиатр-нарколог Михаил Зобин. Рекламы табачных изделий также быть не должно, считает он.
Правда, эти меры направлены не на курильщиков со стажем, а на уменьшение распространения курения. "На тех, кто уже курит – осознанно, целенаправленно, без намерения прекратить – на них это не подействует", – уверен Зобин.

Возврат к списку


 

1


Ближайшие мероприятия

×
×