1 Доклад министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения | Медицина Российской Федерации

Доклад министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения

12 Марта 2012
Доклад министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения 1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 дополнены статьей 5.1. следующего содержания:

"Статья 5.1. Полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:

1) осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);

2) лицензирование следующих видов деятельности:

медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);

фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).

Должностные лица и специалисты Министерства здравоохранения и социального развития осуществляют переданные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" – по 02 ноября 2011 года включительно, Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" – в части, касающейся предлицензионного контроля с 01 июля 2011 года, полностью с 03 ноября 2011 года, Постановлением Правительства Республики Карелия от 11.10.2010 N 216-П "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия", Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 648 "Об утверждении Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ", Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Указанные нормативные правовые акты объективны, научно обоснованы, являются достаточными по содержанию, в них учтены особенности ведения указанной деятельности, признаков коррупциогенности не выявлено.

2. Организация государственного контроля

а) Государственный контроль на территории Республики Карелия осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – Министерство), в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановлением Правительства Республики Карелия от 11.10.2010 N 216-П "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия".

Задачей Министерства при осуществлении государственного контроля, является контроль за соблюдением лицензиатами (соискателями лицензии) лицензионных требований и условий, установленных федеральными нормативными правовыми актами, при осуществлении медицинской деятельности (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), а также за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).

б) Функции по осуществлению государственного контроля возложены на должностных лиц отдела лицензирования Управления стратегического развития Министерства. Основными функциями отдела являются:

- исполнение государственной функции по лицензированию:

медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения;

фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

- контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения;

- участие в разработке проектов нормативно-правовых актов в области здравоохранения, относящихся к компетенции отдела;

- подготовка заключений и предложений по проектам нормативных правовых актов в части лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения;

- исполнение государственной функции по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения;

- рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, соблюдения лицензионных требований и условий, качества оказания медицинской помощи

Вспомогательные (обеспечительные) функции отдела:

- оказание организационно-методической помощи муниципальным и частным учреждениям здравоохранения республики по вопросам лицензирования и управлению качеством оказываемой медицинской помощи в соответствии с установленными федеральными стандартами;

- участие в разработки региональных медико-экономических стандартов (протоколов) учреждений здравоохранения республики;

- участие в реализации мероприятий отраслевой программы по управлению качеством в здравоохранении Республики Карелия;

- участие в работе других комиссий Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, деятельность которых относится к компетенции отдела (лечебно-контрольной комиссии Министерства, Экспертном совете Министерства и других).

в) Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исполнения указанных функций:

- Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия» от 06. 06.2005 г. № 876 – РЗК;

- Указ Главы Республики Карелия «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» № 53 от 03.04.2006 г.;

- Указ Главы Республики Карелия от 15 октября 2007 года № 135 «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия», в соответствии с которым с 1 января 2008 года на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия возложены «функции по контролю в сфере охраны здоровья граждан и лицензированию отдельных видов деятельности, предусмотренных статьей 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1»;

- Закон Республики Карелия от 26 мая 2005 года № 876-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия». В соответствии со статьей 2 названного закона к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия в сфере здравоохранения отнесены полномочия Российской Федерации, переданные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 258-ФЗ;

- Распоряжение Главы Республики Карелия от 09 февраля 2008 года № 64-р, согласно которому в структуру Министерства здравоохранения Республики Карелия внесены изменения в связи с переданными полномочиями, а именно, в структуру включен отдел лицензирования и контроля качества медицинской помощи;

- постановление Правительства Республики Карелия от 11 октября 2010 года N 216-П «Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия».

г) В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года № 489 « Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» планы проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий, а также соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласовываются с органами прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок.

Согласованный и утвержденный в установленном порядке сводный ежегодный план размещается на официальном сайте Министерства.

В 2011 г. Министерство взаимодействовало с Министерством юстиции Республики Карелия по вопросам, связанным с согласованием нормативных правовых актов, касающихся осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения Республики Карелия.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора).

а) Финансовое обеспечение функций по контролю качества оказываемой медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны здоровья граждан в 2011 году осуществлялось за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

Объем субвенций определен Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в размере 2806,6 тыс. рублей.

Общий объем осуществленных расходов за 2011 год составил 2478,3 тыс. рублей, или 88% от запланированного объема субвенций.

б) Для осуществления полномочий по государственному контролю, в Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия создан отдел лицензирования. Согласно штатному расписанию Министерства, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 01.11.2011 г. № 1, численность отдела лицензирования с 1 января 2011 года составляет 4 единицы.

в) Отдел укомплектован с 1 января 2011 года по 19 мая 2011 года следующими штатными единицами:

-начальник отдела (образование высшее медицинское) - государственный гражданский служащий;

-главный специалист (образование высшее медицинское) - государственный гражданский служащий;

-ведущий специалист (образование высшее экономическое) - государственный гражданский служащий;

-инспектор (с 01.01.2011 г. по 19.05.2011 г);

- специалист I категории младшей группы должностей - государственный гражданский служащий, с 02.09.2011 г. по 01.11.2011 г.;

- специалист I категории старшей группы должностей - государственный гражданский служащий, с 01.11.2011 г.

Повышение квалификации в 2011 г. прошел один государственный гражданский служащий отдела.

г) Средняя нагрузка на 1 государственного служащего, осуществляющего государственный контроль по фактически выполненному им в отчетный период объему функций составила:

1) по проведенным проверкам возможности соблюдения лицензионных требований и условий (предлицензионный контроль) – 62 (в 2010 г. – 36);

2) по проведенным плановым и внеплановым проверкам соблюдения лицензионных требований и условий – 10 (в 2010 г. -13);

3) по проведенным плановым и внеплановым проверкам соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным стандартам в сфере здравоохранения – 5 (в 2010 г. – 6);

4) по выявленным нарушениям – 9 (в 2010 г. – 16);

5) по наложенным штрафам – 61,3 тыс. рублей;

6) по взысканным штрафам – 61,3 тыс. рублей;

Уменьшение количества выявленных нарушений связано с уменьшением на 40% в 2011 г. количества плановых проверок в связи с реорганизацией отдела и уменьшением штатной численности.

Эксперты и представители экспертных организаций в отчетный период к проведению мероприятий по государственному контролю не привлекались.

Проведение государственного контроля.

а) В 2011 году осуществлено 187 проверок возможности соблюдения лицензионных требований и условий соискателями лицензий и лицензиатов, в том числе: при осуществлении медицинской деятельности – 157, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ – 30 проверок. В отчетном году отказов в приеме заявления от соискателя лицензии (лицензиата) и необходимого пакета документов для лицензирования соответствующего вида деятельности не было.

Осуществлено 23 плановых проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, 2 внеплановые проверки (согласованные с органами прокуратуры) соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, 6 внеплановых проверок по исполнению ранее выданного предписания, 14 плановых проверок соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, включая контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения.

В отчетном году предоставлено:

- 147 лицензий на осуществление медицинской деятельности;

- 57 лицензий на осуществление фармацевтической деятельности);

- 32 лицензии при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Действия органов государственного контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

По результатам проведенных проверок составлено:

- 11 предписаний при проведении проверок соблюдения лицензионных требования и условий при осуществлении медицинской деятельности;

- 2 предписания при проведении проверок соблюдения лицензионных требования и условий при осуществлении фармацевтической деятельности;

- 1 предписание при проведении проверок соблюдения лицензионных требования и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- 2 предписания при проведении проверок возможности соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности;

- 3 предписания при проверке качества оказания медицинской помощи установленным федеральным стандартам;

- 14 протоколов об административных правонарушениях при осуществлении медицинской деятельности;

- 3 протокола об административных правонарушениях при осуществлении фармацевтической деятельности;

- 2 протокола об административных правонарушениях при проверке качества оказания медицинской помощи установленным федеральным стандартам;

-2 протокола об административных правонарушениях, выявленных при проведении проверки возможности соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Привлечено к административной ответственности: 9 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля

Выполнение за отчетный период утвержденного ежегодного плана проведения проверок составляет 85%. Из запланированных на 2011 г. 27 проверок, не проведены 4 по причине прекращения лицензиатом деятельности. Из 328 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Карелия деятельность которых подлежит государственному контролю, плановые и внеплановые контрольные мероприятия проведены в отношении 25 из них.

В результате проведения контрольных мероприятий выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения:

1. По фармацевтической деятельности: нарушение условий хранения лекарственных препаратов; нарушение хранения, учета и отпуска препаратов, подлежащих предметно-количественному учету; нарушение правил реализации лекарственных препаратов рецептурного отпуска.

2. По медицинской деятельности: отсутствие документов об образовании (послевузовское или дополнительное профессиональное (медицинское) образование, повышение квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии, или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг); отсутствие документов, подтверждающих повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет; нарушения правил хранения лекарственных препаратов.

Показатели деятельности по государственному контролю в сфере здравоохранения по состоянию на 01.01.2011 года следующие:

- исполняемость вынесенных предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения - 100%;

- полнота взыскания административных штрафов – 100%;

- выполняемость планов проверок соблюдения законодательства – 85%;


Выводы и предложения по результатам государственного контроля

Повышению эффективности осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения будет способствовать:

- вступление в силу с 1 июля 2011 года положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающих порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, указанных в части 4 статьи 1 указанного Закона;

- вступление в силу с 3 ноября 2011 года Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", устанавливающего порядок лицензионного контроля, в том числе порядок проведения проверок возможности соблюдения соискателями лицензии (лицензиатами) установленных требований и условий;

- регулярное проведение практических семинаров по вопросам осуществления государственного контроля для заинтересованных организаций и индивидуальных предпринимателей;

- постоянное информирование лицензиатов (соискателей лицензии) об изменениях в законодательстве, регулирующим лицензируемый вид деятельности;

- введение в штат специалиста с высшим фармацевтическим образованием;

- аккредитация специалистов, привлекаемых в качестве экспертов при проведении мероприятий по государственному контролю в сфере здравоохранения.

Основными задачами в вопросах осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения на территории Республики Карелия в 2012 году необходимо считать:

- выполнение в полном объеме плановых проверок по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), а также соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).

- взаимодействие с органами прокуратуры, территориальным Управлением Росздравнадзора и иными органами и должностными лицами, чья деятельность связана с реализацией функций в области государственного контроля в сфере здравоохранения;

- своевременную подготовку проектов планов проведения плановых проверок по соблюдению законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на 2013 год;

- организацию и проведение профилактической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращению нарушений законодательства в сфере здравоохранения путем привлечения информационных ресурсов к освещению актуальных вопросов, разъяснения положений лицензионного законодательства в сфере здравоохранения.



Министр В.В. Улич

Возврат к списку


 

1


Ближайшие мероприятия

×
×