1 На 13,5 % снизились болезни нарушения осанки среди детей и подростков Татарстана | Медицина Российской Федерации

На 13,5 % снизились болезни нарушения осанки среди детей и подростков Татарстана

24 Января 2012
На 13,5 % снизились болезни нарушения осанки среди детей и подростков Татарстана Как известно, фундамент здоровья закладывается в юные годы. Забота о здоровье детей и подростков неотделима от развития физической культуры, поскольку сниженная двигательная активность противоестественна и крайне вредна для растущего организма. Проблема физического воспитания и оздоровления подростков с различными отклонениями не решена во многих семьях, что сильно вызывает опасение медиков и педагогов.
Поэтому большую актуальность приобретает проводимая специалистами Министерства здравоохранения Республики Татарстан и Республиканского центра медицинской профилактики работа по теоретической и практической подготовке преподавателей и медработников учебных заведений, обеспечению лечения детей и подростков с патологией позвоночника в группах ЛФК, постоянная пропаганда оздоровительного лечения среди родителей ослабленных подростков.
Благодаря подобной работе специалистов ЛФК в период с 2009 по 2011 год заболевания нарушения осанки среди детей и подростков снизилось с 73%( в2009 году) до 59,5% (2011г). Для сравнения по Российской Федерации выявляемая патология составляет 83%.

Справочно
Профилактика нарушения осанки у детей
Основным средством профилактики нарушений осанки у детей является правильная организация двигательного режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь, как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных неподвижных позах), так и лечебный (физкультура и специальная гимнастика).

Правильный двигательный режим требует соблюдения следующих условий:
1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить ребенка спать на спине или боку но, не свернувшись "калачиком".
2. Приходя из школы, ребенок должен после обеда лечь отдохнуть на 0,5 – 1 час, для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и снять нагрузку с позвоночника. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвонковых дисках.
3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 мин.
4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной гимнастикой.
5. Необходимо правильно организовать рабочее место: освещение должно быть рассеянным и достаточным.
6. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:
• высота стола должна быть такой, чтобы расстояние до глаз сидящего ребенка до поверхности стола было - 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза.
• высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90 граду-сов.
• желательно иметь опору для стоп, чтобы не вызвать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме.

Правильная рабочая поза
Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения. Основное требование для рабочей позы во время занятий: максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:
• стопы в опоре на полу или скамейке
• колени над стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах) ноги должны быть согнуты под прямым углом или небольшим тупым углом
• равномерная опора на обе половины таза
• между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см
• предплечья симметрично и свободно лежат на столе, плечи симметричны
• голова немного наклонена вперед, расстояние от стола до глаз 30 см.
• при письме тетрадь повернута на тридцать градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.
Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение при письме - когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза - когда ребенок сидит с рукой подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене. Эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.
Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефект осанки от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.
Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и "мышечного карста".
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и "тотальным" "ортопедическим надзором" со стороны взрослых, так как правильно организованные занятия лечебной гимнастикой составляют лишь 0,004% от возрастной нормы количества движений. Поэтому без правильного построенного режима и выполнения пере-численных выше простейших гимнастических рекомендаций все остальные лечебные мероприятия и усилия будут бесплодны.
Лечебная физкультура занимает ведущее место в профилактике и лечении нарушения осанки. Заниматься физкультурой необходимо всю жизнь. Чем старше возраст, тем больше внимания следует уделять поддержанию тонуса мышц.

Возврат к списку


 

1


Ближайшие мероприятия

×
×