1 Только 60% школьников согласны выполнять рекомендации врача | Медицина Российской Федерации

Только 60% школьников согласны выполнять рекомендации врача

27 Июня 2011
Только 60% школьников согласны выполнять рекомендации врача За период с 2000 по 2010 года численность детей подросткового возраста сократилась на 31%. В структуре детского населения 70% детей школьников.

Выявлено, что в школьном возрасте значительно возрастает доля таких заболеваний, как сколиоз, снижение остроты зрения, болезни пищеварительной системы. Данная динамика отклонений в состоянии здоровья детей позволяет говорить о так называемых «профессиональных» болезнях школьников.

Нормальное физическое развитие имели менее половины детей – лишь 48% (42% мальчиков и 54% девочек). Наиболее часто (24%) у подростков выявлялось отклонение в физическом развитии за счет дефицита массы тела, чаще у девочек – 26% обследованных.

По результатам ультразвукового исследования патология брюшной полости выявлена у 48% подростков, патология эндокринной системы у 5%, чаще отклонения регистрировались у девочек. Результаты исследования сердечно сосудистой системы выявили изменения на ЭКГ у 31%, у 55% подростков регистрировались малые аномалии сердца. При комплексной оценке репродуктивной системы патология выявлена у 8% девочек и 7% мальчиков 13-14 лет, а риск развития репродуктивной патологии имеют 26% девочек и 24% мальчиков.

I группа здоровья лишь 5% детей, II группа у 24%, а третья у 71%, то есть имеют уже сформировавшуюся хроническую патологию. На каждого подростка в среднем приходится три заболевания и/или функциональных отклонения. С сентября 2011 года будет проводится углубленная диспансеризация всех подростков, в том числе репродуктивного здоровья.

Медицинские и социальные последствия ухудшения состояния здоровья детей: ограничение в будущем возможности реализации репродуктивной функции (значительная частота патологии органов репродуктивной сферы среди юношей и девушек); ограничение возможности получения профессионального образования и свободного трудоустройства (по законодательству – с 14 лет); высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения. конфликтность и др.); низкая годность юношей по состоянию здоровья к военной службе (не более 70%); снижение демографического и трудового потенциала нации.

Около половины школьников имеют низкую физическую активность, не регулярно посещает уроки физкультуры, не занимаются спортом.

20% детей проводят на улице менее одного часа, испытывают ежедневно высокие и чрезмерные зрительные нагрузки

С возрастом увеличивается время, проводимое за компьютером, в то время как снижается доля детей уделяющих просмотру телевизора более двух часов.

С возрастом снижается доля детей, отрицательно относящихся к курению, в настоящее время курят более четверти подростков

Высока доля школьников с нарушением режима питания, так наиболее часто нарушают режим питания ученики 9-11 классов, среди них до 40% предпочитают перекусит в буфете. С увеличением возраста растет доля детей употребляющих в пищу чипсы и газированные напитки. Также с возрастом возрастает доля детей, пренебрегающих значением питания для их здоровья – от 2,4% в младших классов до 18,1 % в 9-11 классах.

Только 60% школьников согласны выполнять рекомендации врача по здоровому образу жизни.

С учетом проблем, большого сосредоточения детей в общеобразовательных учреждениях (70% детского населения), состояние здоровья наших детей, были предприняты шаги для изменения ситуации по медицинскому обеспечению детей школьного возраста.

Цель реформирования школьного здравоохранения в создании системы государственной поддержки развития школьного здравоохранения и реализации профилактических программ в школах на территории Свердловской области для укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни у детей и подростков.

Приоритетные мероприятия по охране здоровья детей школьного возраста: работают 6 Центров здоровья для детей; диспансеризация 14-летних подростков (в программе модернизации предусмотрено 58 млн.руб); сплошное тестирование школьников с 13 лет на факт употребления психоактивных веществ; реформирование школьного и дошкольного здравоохранения; работают 6 Клиник, дружественные к молодежи (планируется открытие еще 20 клиник в 2011 – 2012 г.г.); воспитание мотивации на здоровый образ жизни; дальнейшее повышение качества оказания медицинской помощи детям; дальнейшее развитие реабилитационных технологий и восстановительного лечения, создание межтерриториальных реабилитационных центров.

Внедрены отраслевые стандарты медицинского обеспечения в образовательных учреждениях, составлен регистр специалистов, проведена паспортизация медицинских кабинетов; в 2011 году будет закончено лицензирование медицинских школьных кабинетов; активизирована работа по укомплектованию кадрами.

Внедрены профилактические технологии в тринадцати школах по следующим направлениям: профилактика заболеваний органов зрения, заболеваний опорно-двигательного аппарата и нарушения осанки, органов пищеварения, вегетативной нервной системы, репродуктивной сферы, заболеваний органов дыхания, волонтерское движение «Равный обучает равного» (обучено более 1500 волонтеров, более 2000 учащихся, 97 педагогов), разработано методическое пособие для специалистов школ по теме «Сохранение и укрепление здоровья подростков», работают телефоны доверия в четырех областных учреждениях и т.д., проводится анкетирование детей, родителей, педагогов с целью мониторинга качества медицинского обеспечения в школах.

Отмечается низкая укомплектованность врачами в связи с низкой оплатой труда. В основном вся работа выполняется средним медицинским персоналом. Прикрепленное количество учеников на одну должность по существующим нормативам: на 1 врача – 1200 учащихся, на среднего медицинского работника – 800. При этом медицинский работник может обслуживать с учетом норматива до 4 – 5 школ, что отражается в первую очередь на качестве оказания медицинской помощи детям. Зачастую в школе находится один медицинский работник, который работает как за врача (фельдшер), так и за медицинскую сестру.

Укомплектованность врачами 50%, а средним медицинским персоналом свыше 75%. Средняя заработная плата врача на 1.01.2011 года составляет 10024 тыс. руб., среднего медицинского персонала – 7176 тыс. руб.

Минздравсоцразвития планирует к внедрению новый Порядок медицинского обеспечения в школах, где на врача расчетное количество учеников будет 800 человек, а на медсестру 400 детей. Приведенные расчеты еще более усугубят врачебный дефицит кадров.

Проблемы организации питания подростков: ухудшение состояния здоровья; недостаточный охват учащихся питанием; формирования рациона питания школьников (недостаточное потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, преобладание углеводно-жирового компонента); нарушения санитарно-эпидемиологического режима, технологии приготовления и сроков реализации готовых блюд; слабая инфраструктура и материально-техническая база школьного питания; медленное внедрение новых форм организации питания школьников; недостаточная эффективность производственного контроля на объектах школьного питания.

В наших школах выявлено ряд причин способствующих ухудшению здоровья детей: отсутствие нормальных туалетов, несвоевременность их посещения; нарушение питьевого режима, сухоедение, несбалансированный качественный состав пищи; гиподинамия; несоблюдение элементарных требований к здоровому питанию.

Предлагаем: контроль качества школьного питания (качество продуктов, технология; приготовления блюд, температурный режим блюд, сервировка стола, достаточное время на прием пищи); введение лечебных столов для детей с заболеваниями, требующих специальные технологии приготовления пищи или элиминации некоторых продуктов; витаминизация обучающихся: использование витаминизированных напитков; использование поливитаминных препаратов; отработать питьевой режим учащихся; двигательный режим – зарядка между уроками, организованные активные игры на переменах; комфортные туалетные комнаты; проведение гастро-школы для детей и родителей по рациональному питанию школьника медицинскими работниками, педагогами; распространение среди детей и родителей памяток с рекомендациями по рациональному питанию; разработка индивидуальных программ реабилитации школьников с гастроэнтерологической патологией; развитие профилактического направления в школах.

Основные принципы:

Получение наиболее полных данных о состоянии физического здоровья, состояний риска, заболеваний; анализа причин их формирования, осуществление мониторинга соматического, психического и социального здоровья школьников и факторов его определяющих.

Преимущественное использование немедикаментозных методов профилактики, включающих оптимизацию условий обучения, питания, физического воспитания, валеологического сопровождения учебного процесса, формирование навыков здорового образа жизни.

Формирование активной позиции медицинских работников, педагогов, родителей и детей по сохранению и восстановлению здоровья, которое возможно при условии повышения их знаний по данной проблеме.

С целью повышения качества профилактических осмотров Министерством здравоохранения принято решение в рамках Программы «Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области» на 2011-2015 годы в части направления «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений и детско-юношеских спортивных школ в Свердловской области» приобретаются переносные автоматизированные диспансерные комплексы в детские поликлиники для проведения диспансеризации детей в общеобразовательных школах, что позволит оптимизировать использование рабочего времени медицинского персонала и позволит выявлять активно детей групп риска по различным заболеваниям.

Задачи:
изменение нормативов прикрепления школьников на одну штатную должность;
укомплектование врачебными кадрами общеобразовательных учреждений;
мероприятия по привлекательности профессии (конкурсы, информационная работа);
повышение заработной платы медицинским работникам школ;
совершенствование школьной медико-психолого-социальной службы;
внедрение профилактических технологий в общеобразовательных учреждениях;
внедрение технологий мотивации на здоровый образ жизни;
создание кабинетов здоровья в школах при взаимодействии с детскими центрами здоровья.

Возврат к списку


 

1


Ближайшие мероприятия

×
×