1 Донорство крови: безвозмездно или за плату? | Медицина Российской Федерации

Донорство крови: безвозмездно или за плату?

3 Февраля 2013
Донорство крови: безвозмездно или за плату? Цель нового Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» - формирование благоприятных социальных, правовых и экономических условий для более активного участия граждан в безвозмездном донорстве крови.


1.                Международный аспект

ВОЗ, Международная федерация красного креста и красного полумесяца, Совет Европы, Европейский Союз, Международное общество по переливанию крови, Международная федерация организаций доноров крови и ряд других международных и национальных организаций определили добровольное безвозмездное донорство крови в качестве основополагающего и руководящего принципа. Они рекомендовали, чтобы все донации крови были добровольными и безвозмездными.

Согласно резолюции ВОЗ 28.72, основная цель – обеспечить полный переход к добровольному безвозмездному донорству во всех странах к 2020 году.

В 1998–1999 гг., когда были получены первые данные для GDBS (Глобальная база данных ВОЗ по безопасности крови), 26 стран сообщили о том, что они получили всю донорскую кровь от добровольных доноров. Большинство из них были странами с давней историей добровольного донорства крови. Это число выросло до 39 к 2001-2002 гг. и до 50 к 2004-2005 годам. В 2006 г. еще 4 страны достигли стопроцентного добровольного донорства крови.

По данным на 2011 год, число стран, полностью перешедших на безвозмездное донорство, составляет 62.

2.     Правовой аспект

Цель нового Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов», как она определена в государственной программе «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р, - формирование благоприятных социальных, правовых и экономических условий для более активного участия граждан в безвозмездном жертвовании собственной крови.

Концепция данного Федерального закона исходит из необходимости поощрения и поддержки именно безвозмездного донорства крови (статья 5) как наиболее безопасного и международно поддерживаемого. Согласно Федеральному закону, основой государственного регулирования отношений в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов, должно быть проведение государственной политики, направленной на стимулирование безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов (статья 8). Это означает, что органы государственной власти всех уровней обязаны принимать меры, направленные на развитие безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов.

Поскольку от полноценного решения проблемы донорства зависит безопасность страны и реализация конституционного права граждан на медицинскую помощь, в целях обеспечения надлежащего количества донорской крови Федеральный закон наделяет граждан правом выбора между безвозмездной сдачей крови или сдачей крови за плату. Регулирование платного донорства выступает новеллой Федерального закона, который закладывает взвешенный подход к статусу донорства с учетом сегодняшних реалий.

Федеральным законом Минздраву России делегируется полномочие по определению случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также установление размеров такой платы (статья 9).

Приказом Минздрава России от 17.12.2012 № 1069н перечень таких случаев, а также размер платы определены (документ зарегистрирован Минюстом России 21.01.2013 № 26617). Согласно данному приказу плата за сдачу крови и (или) ее компонентов осуществляется в случае сдачи крови и (или) ее компонентов донорами, имеющими редкий фенотип крови, в случае если донор крови и (или) ее компонентов не имеет одного из определенных антигенов эритроцитов, а также в случае сдачи компонентов крови методом афереза.

Что касается определения размера платы за сдачу крови и (или) ее компонентов, то он будет рассчитываться в процентом отношении от величины прожиточного минимума, установленной в каждом конкретном субъекте Российской Федерации.

Важно отметить отсутствие прямой связи между общим числом доноров и долей доноров, сдающих кровь за плату. Напротив, большее количество доноров крови  (более 20 на 1 000 населения) зарегистрировано в тех регионах, где число платных доноров минимально – не более 3 %. К таким регионам относятся Республика Башкортостан, Амурская область, Республика Тыва, Ярославская область и другие. В то же время, в тех регионах, где количество доноров невелико (от 7 до 11 на 1 000 населения), доля платных доноров, как правило, высока (свыше 40 %). К таким регионам относятся, в частности, Республика Саха, Чукотский АО, Смоленская область, Вологодская область, г. Москва.

Подобное сочетание низкого количества доноров и при этом высокой доли платных доноров свидетельствует о малой эффективности предпринимаемых мер в регионе по формированию благоприятных социальных, правовых и экономических условий для более активного участия граждан в безвозмездном донорстве и, по сути, о фактической подмене конкретных организационных действий введением платного донорства.

При принятии Федерального закона был предусмотрен полугодовой переходный период, в течение которого органы государственной власти субъектов РФ должны были подготовиться к вступлению в силу Федерального закона и не допустить снижения количества доноров, а также объема заготавливаемой крови и ее компонентов.

Данный период был эффективно проведен большей частью регионов. Среди мер, направленных на повышение числа бесплатных добровольных доноров, являющихся, согласно международным стандартам, самыми безопасными, получили развитие и меры социальной поддержки доноров. Аналогичный опыт имеется за рубежом, где донорам предоставляются бесплатная парковка, бесплатный проезд, дополнительный отдых, обслуживание вне очереди в целом спектре учреждений и т.д. С поддержкой безвозмездного донорства и необходимостью принятия специального нормативного акта о мерах социальной поддержки доноров в г. Москве выступил мэр Москвы С.С. Собянин на оперативном совещании в правительстве города 3 февраля 2013 года.

Укрепление региональных сегментов службы крови является важным компонентом региональных программ развития здравоохранения до 2020 года, которые в настоящее время разрабатываются субъектами РФ под методическим руководством Министерства и планируются к утверждению до 1 мая 2013 года.

Возврат к списку


  1


Ближайшие мероприятия

×
×