1 Министр В.И. Скворцова выступила с докладом в Государственной Думе в рамках «Правительственного часа» и ответила на вопросы депутатов | Медицина Российской Федерации

Министр В.И. Скворцова выступила с докладом в Государственной Думе в рамках «Правительственного часа» и ответила на вопросы депутатов

23 Января 2013
Министр В.И. Скворцова выступила с докладом в Государственной Думе в рамках «Правительственного часа» и ответила на вопросы депутатов Министр здравоохранения выступила с докладом  в Государственной Думе Российской Федерации, посвященным итогам работы в 2012 году и задачам, которые предстоит осуществить в 2013 году и в ближайшие годы.

Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова:
Стенограмма выступления:

    Уважаемый     Сергей    Евгеньевич,     уважаемые     коллеги!  

Отрасль здравоохранения является стратегической для развития любого общества и каждой страны. Жизнь и здоровье - это главные права каждого человека, а также важнейшие факторы развития социально-экономического общества.

За 2012 год усилились положительные тенденции, происходящие в отечественном здравоохранении, которые отмечают не только медицинское сообщество, но и пациенты.

За 11 месяцев 2012 года продолжилось снижение смертности от всех наиболее значимых заболеваний: от болезни системы кровообращения - на 4 процента, инсультов - на 8 процентов, туберкулёза - на 11 процентов, внешних причин смертности - на 5,6 процента. Сохранилась устойчивая тенденция к снижению смертности от онкологических заболеваний.

В связи с переходом с января 2012 на регистрацию 500-граммовых детей (роды с 22 недель беременности) российскими экспертами прогнозировалось увеличение младенческой смертности на 30-35 процентов, а, по данным экспертов ВОЗ, повышение смертности должно было состояться до 100 процентов.

Тем не менее, за 11 месяцев 2012 года рост младенческой смертности составил менее 19 процентов, до 8,8 на тысячу родившихся живыми. При этом в тех регионах, в которых уже была выстроена трёхуровневая система оказания медицинской помощи матерям и детям, и были работающие перинатальные центры, несмотря на изменение регистрации, продолжалось снижение младенческой смертности до 6,5. Тогда как в других регионах, без этих условий, смертность составляла 11.9, то есть почти в 1,8 раза была выше. В целом за прошедший год, 2012-й, выживаемость маловесных, детей от 500 граммов до килограмма, увеличилась более чем на 5 процентов.

Ни один случай смерти ребёнка сейчас не проходит незамеченным. В ежемесячном режиме в Министерстве здравоохранения проводятся видеоселекторные совещания, на которых каждый такой случай тщательно разбирается.

С учётом повышения рождаемости на 6,4 процента 2012 год ознаменован достаточно стабильным естественным приростом населения. Причём, существенный прирост населения в 2012 году отмечался в 43-х субъектах Российской Федерации, тогда как в 2011 году только в 28 регионах.

Особую роль в улучшении показателей отечественного здравоохранения сыграли решения, принятые в 2010 году: решение об увеличении страховых взносов в систему обязательного медицинского страхования на 2 процентных пункта и направление этих взносов на реализацию региональных программ модернизации. Необходимость таких программ была связана не только с необходимостью в обновлении имеющейся инфраструктуры здравоохранения и переоснащении отрасли, но и оптимизации организации логистики оказания медицинской помощи, создании условий для реализации с января этого года, 2013-го, единых для всех страны порядков и стандартов медицинской помощи, которые лежат в основе гарантий государственных по оказанию бесплатной медицинской помощи. Реализация программ модернизации была начата в мае 2011 года. В целом за счёт всех источников на реализацию было предусмотрено более 704 миллиардов рублей из них субсидии Федерального фонда ОМС 460 миллиардов рублей. Впервые месяцы осуществления программы модернизации реализация мероприятий и степень исполнения использования субсидий были невысоки. Ежемесячное освоение ресурсов не превышало 10 миллиардов рублей.

В связи с этим в июле 2012 года Министерством здравоохранения было принято решение о проведении комплексных выездных проверок, как реализации программ, так и в целом системы здравоохранения в регионах при участии Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Росздравнадзора. Всего за второе полугодие 2012 года проведены выездные и комплексные проверки 50 регионов Российской Федерации. Результатом явилась значительная активизация работы. Ключевым направлением региональных программ модернизации стало совершенствование логистики медицинской помощи на основе выстраивания эффективной трёхуровневой системы здравоохранения с обеспечением полного цикла оказания медицинской помощи от профилактики и ранней диагностики до интенсивного лечения и полной медико-социальной реабилитации.

Для этого каждый субъект РФ предложил оптимальную схему обеспечения населения регионов медицинской помощи по реальной потребности. Основу составляет первый уровень, обеспечивающий население профилактикой, диагностическим скринингом, наиболее часто востребованной первичной    медицинской    помощью    не    только    общеврачебной,    но    и специализированной с внедрением стационарозамещающих технологий. Фактически от этого уровня прежде всего зависит заболеваемость населения, а также удовлетворённость населения системой здравоохранения в целом.

Второй уровень - межмуниципальный, связанный с оказанием специализированной медицинской помощи, экстренной и плановой, помощи, прежде всего, при основных причинах смертности населения, сосудистых заболеваниях, травмах, острых интоксикациях. Этот уровень системы здравоохранения определяет смертность населения.

И третий уровень - региональный, отвечающий, прежде всего, за плановое проведение высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также общеорганизационно-методическое руководство всей системой помощи регионам и оказание консультативной помощи. Особое внимание было уделено повышению доступности и качеству медицинской помощи в сельской местности и удаленных районах страны. Было предусмотрено обновление и повышение эффективности работы врачебных амбулаторий, офисов врачей общей практики, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в общем количестве 48471 объект. Из них уже введено в строй 48240 объектов - это более 99,5 процента. При этом в структуре первичной медицинской помощи на селе увеличился процент врачебной помощи. Так было модернизировано 4534 врачебных амбулатории, что на 8 процентов больше запланированного исходно числа.

Для выездной медицинской работы на селе и в удаленных районах создано 187 единиц передвижных мобильных комплексов. Передвижные фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, передвижные центры здоровья, маммографы, флюорографы и так далее.

В целях улучшения качества специализированной, в том числе экстренной медицинской помощи, создана сеть межмуниципальных центров, расположенная таким образом, чтобы время доставки из каждой точки региона составляло не более часа для довоза пациентов. Количество их увеличилось за 1,5 года более чем в два раза, с 571 до 1169 на декабрь 2012 года.

Существенно повлияло на привлечение молодых врачей в сельскую местность решение о выплате подъемных в размере 1 миллион рублей. Такие выплаты получили 7758 врачей. Такой сложный высокотехнологичный вид помощи как трансплантация органов, стал осуществляться в восемнадцати региональных учреждениях. Более того, 40 процентов всех трансплантаций почки в настоящее время в стране проводится на региональном уровне. Соответственно, это была казуистика два года назад.

Особое внимание при формировании и реализации программы "Модернизация" было уделено совершенствованию системы "Материнство и детство". Для этой цели было выделено 28 процентов всех финансовых ресурсов, 108,6 миллиарда рублей. За два года отремонтировано и оборудовано более 110 тысяч акушерских и детских коек, было развёрнуто 6800 высокотехнологичных коек, перинатальных центров и детских клиник. Их суммарное число увеличилось с 5 процентов до 17 процентов от детского коечного фонда, но пока ещё достаточно далеко от расчётных показателей, которые должны превысить 20 процентов.

Формирование правильной логистики медицинской помощи привело к снижению детской и материнской смертности за полтора года на 9 и 26 процентов соответственно. С учётом необходимости взятия под особый контроль здоровья подростков важным мероприятием программы явилась сплошная диспансеризация 14-летних детей. Было обследовано около 2 миллионов подростков. К сожалению, у 55 процентов из них, это 1 миллион 330 тысяч человек, были выявлены впервые заболевания. Для всех разработаны индивидуальные программы лечения и реабилитации, и в настоящее время эти лечебно-оздоровительные мероприятия проводятся.

На начало 2011 года 47 процентов медицинских учреждений, участвующих в системе ОМС, нуждались в капитальном ремонте. В программу "Модернизация" было включено 4 тысячи учреждений, это 92 процента от всех нуждающихся. Оснащение новым медицинским оборудованием было предусмотрено в 5,6 медицинских организаций или 60,3 процента от числа всех учреждений, работающих в ОМС. Благодаря экономии средств, которая была получена при проведении конкурсных процедур, было увеличено количество отремонтированных учреждений на 105, а количество приобретаемого оборудования на 37,5 процента, практически на 97 тысяч единиц. С лета 2012 года министерство начало работу по оснащению бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС машин "скорой помощи".

Всего сейчас уже переоснащено 19,3 тысячи машин, что позволило сократить время доезда до больного, а кроме того, ввести дистанционное консультирование во всех регионах страны, прежде всего, электрокардиограммы для экстренных кардиологических больных.

Важной составляющей частью программы модернизации явилась информатизация здравоохранения.

К началу 2013 года уровень оснащения медицинских организаций компьютерной техникой был увеличен в 1,7 раза. Причём если ещё полтора года назад использовались компьютеры в лечебно-профилактических учреждениях разрозненно и фрагментарно, в настоящее время активно формируются локальные вычислительные сети и создаётся единое информационное пространство для управления учреждениями. Количество информационных портов увеличилось в три раза - с 301 тысячи до 930 тысяч, и более чем в четыре раза увеличилось количество оборудования для телемедицинских консультаций и видеоконференций.

Министерством здравоохранения летом 2012 года разработаны и сданы в эксплуатацию 9 базовых сервисов для единой национальной системы информатизации здравоохранения, которые позволяют полностью осуществлять управление медицинскими учреждениями. А с 1 декабря 2012 года в 3920 учреждениях введена услуга - запись на приём к врачу в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг. В настоящее время расширяется применение этой услуги  и повышается оперативность её использования.

Улучшение материальной базы учреждений здравоохранения позволило пилотно внедрить 98 стандартов медицинской помощи при тех заболеваниях, которые являются основными причинами смерти населения.

Внедрены пилотно стандарты были в трех с половиной тысячах медицинских организаций. В результате в этих организациях затраты на медикаменты в структуре стоимости одного случая лечения увеличились в 2-3 раза, с 16,6 миллиарда рублей в 2011 году до 41 миллиарда рублей к концу 2012 года.

Средняя заработная плата врачей в этих учреждениях, где по стандартам оказывалась медицинская помощь, увеличилась на 18 процентов - с 32 тысяч рублей на одного человека до 37,7 тысячи рублей, в том числе в сельской местности на 31,4 процента - с 23 тысяч рублей до 30,5 тысячи рублей. Средняя зарплата медсестёр повысилась на 16 процентов - с 18,6 тысячи рублей до 21,6 тысячи рублей. Безусловно, это только первый шаг и впереди сложный путь, конечной точкой которого является исполнение указов Президента Российской Федерации для выведения средней заработной платы врачей на уровень 200 процентов от средней по региону, а среднего медицинского персонала - до среднерегионального уровня.

Хотелось бы отметить, что решение кадровой проблемы - это не только повышение зарплат и создание комфортных условий труда. Принципиальное значение имеет подготовка будущих врачей, сегодняшних студентов медицинских вузов. Именно поэтому особое внимание министерство уделяет повышению качества медицинского образования и квалификации медицинских и фармацевтических работников. С июля 2012 года Минздравом совместно с ведущими специалистами Российской академии медицинских наук, РАН, МГУ, "Сколково" были проанализированы и откорректированы с учётом последних мировых достижений все образовательные программы, по которым происходит обучение в вузах, прежде всего начиная с фундаментальных блоков. С сентября 2012 года проведена серьёзная работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава в 46 медицинских вузах, по всем основным блокам фундаментальных дисциплин: молекулярная генетика, молекулярная биология, физиология, биоинформатика, биохимия и другие. На очереди повышение квалификации преподавателей клинических кафедр.

Масштабность задач, поставленных президентом страны и Правительством Российской Федерации перед отечественным здравоохранением и сжатые сроки, в течение которых мы должны их реализовать, требуют сплочённости и высокой степени отдачи от всего медицинского сообщества.

Важнейшей задачей министерства является полноценное вовлечение профессионального медицинского сообщества как в реализацию всех преобразований и подготовку кадров в работу над основными смысловыми медицинскими документами, а также нормативно-правовыми актами 5 октября 2012 года, через 30 лет после Всесоюзного съезда врачей, по инициативе и под руководством министерства был проведен Первый национальный съезд врачей Российской Федерации, собравший более 6 тысяч человек из всех регионов страны.

Съезд стал первым событием такого масштаба за новую российскую историю и третьим за всю историю нашей страны.

Съезд позволил обсудить с врачебным сообществом все наиболее острые и актуальные проблемы современного здравоохранения, и закрепить решения в резолюции, которая стала одной из основополагающих платформ политики Министерства здравоохранения.

Делегаты съезда приняли этический кодекс российского врача, что особенно важно для решения острых моральных и нравственных проблем современной медицины и создания сплочённого профессионального медицинского сообщества.

Совместно с профессиональным сообществом начата с октября месяца масштабная работа по созданию системы национальных клинических рекомендаций, созданию электронных ресурсов справочной медицинской информации, электронной медицинской библиотеки, дистанционных форм непрерывного медицинского образования.

Важно отметить, что в результате проведенных мероприятий количество жалоб за взимание денежных средств за оказываемую медицинскую помощь в рамках государственных гарантий бесплатного её оказания уменьшилось на 34 процента за один год, за 2012-й, по сравнению с 2011 годом.

В соответствии с указом президента Министерством здравоохранения совместно с субъектами Российской Федерации и медицинским сообществом была создана государственная программа "Развитие здравоохранения до 2020 года", основной концептуальный документ, в котором изложены цели и задачи, основные направления развития отрасли.

Государственная программа была одобрена и утверждена Правительством Российской Федерации 24 декабря 2012 года. Основными целями программы являются: увеличение продолжительности жизни россиян, как минимум, до 74 лет, укрепление их здоровья и снижение смертности от всех заболеваний на 15 процентов.

Достижение этих целей будет обеспечено, прежде всего, формированием здорового образа жизни у россиян и единой профилактической среды на основе тесного межведомственного взаимодействия и тесного взаимодействия со всеми общественными организациями по всему кругу важных вопросов: здоровое питание, достаточная физическая активность, отказ от вредных привычек и, прежде всего, от табака и злоупотребления алкоголем, безопасность труда и другие проблемыСоздана правительственная комиссия, первое заседание которой запланировано на ближайшее время. И в комиссию эту входят все основные министры Правительства Российской Федерации.

С января 2013 года будет восстановлена, уже сейчас запускаются первые мероприятия, система всеобщей медицинской диспансеризации, ежегодной для детей и регулярной для взрослого населения в зависимости от возраста и состояния здоровья. Для нас важнейшим направлением работы является обеспечение её неформального характера, повышение доступности качественной медицинской помощи каждому гражданину страны, в том числе, повышение эффективности самих медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать, с одной стороны, заболеваемости нашего населения и его потребностям, а с другой стороны, современным достижениям медицинской науки.

Для кардинального снижения младенческой и материнской смертности в рамках государственной программы предусмотрена подпрограмма по материнству и детству, которая включает комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей, а также полное обеспечение потребностей детей во всех видах специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную.

Особое внимание при этом будет уделяться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Запланировано дальнейшее развитие инфраструктуры, акушерской и педиатрической службы. Это чрезвычайно актуально в связи с тем, что на начало реализации программ модернизаций общий износ в  сети детских медицинских учреждений был существенно выше, чем в среднем по отрасли, соответственно, 54 и более 70 процентов.

Важное место в государственной программе уделяется совершенствованию лекарственного обеспечения населения. В соответствии с указом президента Министерством здравоохранения была разработана Стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 года и план её" реализации, которые были одобрены на заседании у председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева в декабре 2012 года.

Согласно Стратегии уже до 2015 года будет проведён комплекс организационных и нормативных преобразований, которые повысят доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения. Прежде всего, будут устранены имеющиеся на сегодня недостатки системы, нерациональность назначения и применения лекарств несовершенство контрольно-разрешительной системы их обращения.

Важный акцент будет сделан на внедрение прозрачных и понятных механизмов формирования перечня лекарственных препаратов, гарантированных государством, а также ценообразование на них. Предусмотрено проведение пилотных проектов по формированию и поддержанию цен, включая референтное ценообразование, а также устранению межрегиональных различий в лекарственном обеспечении.

Хотелось бы отметить, что, по нашим расчётам, оптимизация системы позволит существенно повысить её эффективность и эффективность расходования государственных ресурсов, увеличив возможности системы более чем на 20 процентов при прежних ресурсах.

Специальные подпрограммы посвящены кадровой политике и инновационному развитию отрасли, что чрезвычайно важно.

И последнее, что я хотела бы отметить, что реализация государственной программы запланирована в два этапа. И если первый этап, до 2015 года, направлен на балансировку уже имеющихся гарантий и на переход на полное финансирование тарифа медицинской помощи, то с 2016 года ситуация направлена уже на повышение качественного потенциала здравоохранения. И мы чрезвычайно рады, что правительство одобрило государственную программу в модернизационном сценарии, предполагающем существенное повышение расходов на здравоохранение. И в этом случае решение всех задач, которые поставлены.

Возврат к списку


 

1


Ближайшие мероприятия

×
×