1 Правительством Российской Федерации одобрен модернизационный сценарий развития здравоохранения | Медицина Российской Федерации

Правительством Российской Федерации одобрен модернизационный сценарий развития здравоохранения

15 Ноября 2012
Правительством Российской Федерации одобрен модернизационный сценарий развития здравоохранения Министр Вероника Скворцова на заседании Правительства РФ представила Государственную программу «Развитие здравоохранения»

                                           Уважаемые коллеги!

Работа над проектом Государственной программы «Развитие здравоохранения» началась в 2011 году, после издания распоряжения Правительства Российской Федерации № 1950-р от 11 ноября 2010 года, которым был утвержден Перечень государственных программ Российской Федерации.

Основой для разработки Государственной программы явились действующие системообразующие документы – Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, а также отраслеобразующие законы – ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ФЗ №354 «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».

Государственная программа составлена как единый комплексный документ, в котором сформулированы цели и задачи, основные направления развития здравоохранения в стране и мероприятия их реализующие.

Основными целями Программы являются увеличение продолжительности жизни россиян, укрепление их здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний путем обеспечения доступности качественной медицинской помощи каждому гражданину страны, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать, с одной стороны, уровню заболеваемости и потребностям населения, с другой - современным достижениям медицинской науки.

Главные принципы охраны здоровья населения, закрепленные в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», определили структуру и задачи Программы. К ним отнесены:

• обеспечение приоритета профилактики и развития первичной медико-санитарной помощи,

• повышение эффективности оказания всех видов специализированной медицинской помощи,

• развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины,

• повышение эффективности службы родовспоможения и детства,

• развитие системы реабилитации, санаторно-курортного лечения, паллиативной помощи,

• совершенствование лекарственного обеспечения населения,

• обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными к эффективной работе кадрами,

• обеспечение системности организации здравоохранения и управления отраслью,

• повышение эффективности контрольно-надзорных функций в сфере охраны  здоровья.

Таким образом, Программа отражает системные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов как

• формирование единой профилактической среды,

• повышение качества оказываемой медицинской помощи и   удовлетворенности населения ее качеством,

• повышение уровня подготовки и квалификации медицинских кадров, повышение заработной платы медицинским работникам на основе   эффективного контракта,

• проведение институциональных преобразований в отрасли, совершенствование медицинской инфраструктуры и информатизация здравоохранения.

Государственная программа включает 11 подпрограмм, каждая из которых соответствует одной из поставленных задач.

Соисполнителями и участниками Программы являются 18 федеральных органов исполнительной власти, представленные на слайде 4, РАМН и РАН, субъекты Российской Федерации.

Реализация Программы запланирована в два этапа.

Первый этап (2013–2015 годы) посвящен завершению системных преобразований, заложенных в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

• обеспечению сбалансированности системы ОМС на основе утвержденных, единых для страны, Порядков и стандартов медицинской помощи, полного финансового наполнения тарифа,

• обеспечению сбалансированности Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, в том числе в части нестраховой, оказываемой при социально-обусловленных заболеваниях,

• совершенствованию трехуровневой системы оказания медицинской помощи в каждом субъекте Российской Федерации, внедрению единой электронной медицинской карты, а также развитию открытой конкурентной среды среди медицинских организаций разной формы собственности и организационно-правовой формы за работу в системе ОМС,

• реализации пилотных проектов лекарственного страхования,

• повышению квалификации медицинского персонала и обеспечению отрасли достаточным количеством врачей, средних и младших медицинских работников, оптимизации распределения рабочих мест в четком соответствии с потребностями системы оказания медицинской помощи,

• инновационному развитию отрасли, основанному на создании научно-образовательных кластеров вокруг ведущих медицинских университетов, формировании системы доклинической и клинической трансляционной медицины, совершенствовании деятельности федеральных научных медицинских центров.

Второй этап  (2016–2020 годы) является развитием первого и посвящен наращиванию качественного потенциала здравоохранения на основе оптимизированной организационной модели и сохранения финансовой сбалансированности государственных гарантий:

• актуализации порядков и стандартов медицинской помощи с расширением перечней лекарств и медицинских изделий, гарантированных государством,

• внедрению инновационных медицинских продуктов и технологий,

• внедрению электронной системы управления качеством медицинской помощи,

• обязательной аккредитации медицинских работников,

• реализации стратегии лекарственного обеспечения населения.

Таким образом, к 2016 году будут созданы необходимые материально–технические, организационные и нормативные предпосылки для перехода ко второму этапу реализации Программы – этапу инновационного развития здравоохранения.

Реализация всех подпрограмм и мероприятий Государственной программы напрямую зависит от финансового обеспечения отрасли.

В проекте бюджета на 2013 год расходы на здравоохранение составляют 2,24 трлн.руб., или 3,4% от ВВП.

При реализации бюджетного сценария, к 2015 году расходы на здравоохранение составят 2,48 трлн.руб., или 3,0% от ВВП, а к 2020 году – 3,4 трлн.руб., или 2,5% от ВВП.

Модернизационный сценарий требует повышения расходов на здравоохранение к 2015 году до 3,0 трлн.руб, или до 3,7% от ВВП, а к 2020 году – до 6,5 трлн. руб., или до 4,7% от ВВП, только в этом случае мы сможем реализовать все мероприятия Программы, обеспечив современный уровень гарантированных государством порядков и стандартов медицинской помощи, совершенствование инфраструктуры здравоохранения с учетом развития государственно-частного партнерства, реформу высшего медицинского образования и медицинской науки.

Государственная программа в качестве интегральных показателей включает  17 индикаторов, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Кроме того, подпрограммы содержат 118 дополнительных индикаторов.

Расчеты, проведенные с использованием методов эконометрического и математического моделирования, свидетельствуют о том, что недостаточные объемы ресурсного обеспечения государственной программы, предусмотренные бюджетным сценарием финансирования, создают значительные риски недостижения к 2018 году значений показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598.

Недостаточное финансирование мероприятий в рамках государственной программы приведет к снижению или сохранению на прежнем уровне доступности и качества оказываемой медицинской помощи и, как следствие, к снижению удовлетворенности населения здравоохранением страны и, в целом качеством жизни.

Модернизационный сценарий позволит достичь целевых индикаторов и приведет к качественным изменениям отечественного здравоохранения

Работы над проектом государственной программы продолжалась почти 2 года. За этот период в проект было внесено значительное количество изменений, связанных с необходимостью учета требований всех участников Программы и методологов – Минэкономразвития России и Минфина России.

Обсуждение проекта прошло на сайте Министерства, на расширенном заседании Коллегии Министерства в присутствии всех 65 главных внештатных специалистов-экспертов ведомства. По результатам этого обсуждения дополнительно были учтены более 150 предложений.

Программа была также обсуждена на площадке Открытого Правительства. Учтено более 40 предложений.

Нельзя не согласиться с мнением экспертного сообщества о том, что важнейшими направлениями, на которых необходимо в ближайшее время сосредоточить максимум усилий, являются: кадровая проблема, развитие первичной медико-санитарной помощи, лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях. Реализация государственной программы направлена на решение этих вопросов.

Нельзя не согласиться и с тем, что реализация бюджетного сценария Программы не позволит достичь основных целевых показателей.

Проект Государственной программы согласован всеми соисполнителями и участниками, а также Министерством экономического развития.

Единственное разногласие, которое в настоящее время существует, - это разногласие между Минздравом России и Минфином России, связанное с имеющейся неопределенностью источников дополнительного финансирования, необходимого для развития отрасли. Это важнейший вопрос реализации государственной политики в сфере здравоохранения, мы надеемся на продолжение конструктивного диалога с нашими коллегами из финансово-экономического блока в 2013 и 2014 годах и на совместный поиск решений.

Необходимым элементом реализации Программы является создание эффективной модели управления. Такая модель включает формирование перспективных стратегий по отдельным направлениям деятельности в сфере охраны здоровья. Это, в частности, разработанные Министерством Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, разрабатываемые в настоящее время комплексы мер по совершенствованию оказания медицинской помощи населению и по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами.

Ежегодные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению являются важным инструментом соединения смыслового медицинского контента гарантированной помощи с ее финансовым эквивалентом, оцифрованным на основе данных демографии и медицинской статистики по подушевому, структурно-организационному и профильному медицинскому принципам.

Также в качестве инструментов реализации положений государственной программы планируется разработка двух Федеральных целевых программ «Развитие ядерной медицины» и «Развитие медицинской науки».

Уважаемые коллеги! Реализация Государственной Программы по разным сценарным условиям – модернизационному или бюджетному – приведет к разному уровню развития отечественного здравоохранения. Квинт-эссенцией различий двух сценариев является различие в числе сохраненных жизней к 2020 году, которое составит 1 млн. 100 тыс. человек.

Министерство здравоохранения Российской Федерации просит одобрить проект государственной программы «Развитие здравоохранения» с модернизационным сценарием развития отрасли.

Благодарю за внимание!

Возврат к списку


 

1


Ближайшие мероприятия

×
×