1 Лекарства без рецепта могут разрешить продавать в торговых сетях России | Медицина Российской Федерации

Лекарства без рецепта могут разрешить продавать в торговых сетях России

5 Ноября 2012
Лекарства без рецепта могут разрешить продавать в торговых сетях России Торговым сетям РФ могут разрешить продавать безрецептурные лекарства - это позволит правительству усилить конкуренцию на аптечном рынке, снизив расценки на лекарства, а ритейлерам - побороться за дополнительные несколько процентов собственного оборота. На долю безрецептурных лекарств приходится почти половина реализуемых в России препаратов - 220 млрд. рублей. К 1 декабря правительству должен быть представлен доклад на тему «Возможности реализации отдельных лекарственных средств в торговых сетях», об этом говорилось на октябрьском заседании правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Доклад предстоит подготовить Минздраву совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Как уточнил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли и президент группы «Дикси» Илья Якубсон, речь идёт о безрецептурных препаратах. По его словам, допуск ритейлеров к продаже безрецептурных лекарств призван увеличить конкуренцию на фармацевтическом рынке. Якубсон добавил, что с теоретической точки зрения это «позитивно и для покупателей, и для продавцов, но у нас нет опыта в этой области».
Руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев не стал комментировать этот вопрос «до тех пор, пока не будет принято каких-либо решений». ФСТ ещё не получила протокол с подобным указанием, остальные ведомства комментарии не предоставили.
Идею продавать безрецептурные лекарства за пределами аптек ещё в 2009 году озвучил Минпромторг. Но на сторону аптек встал тогдашний Минздравсоцразвития, и предложение в итоге было отозвано.
Объём коммерческого (или аптечного) сегмента российского фармацевтического рынка в 2011 году увеличился, в денежном выражении, по оценке DSM Group, он составил 468 млрд. рублей (около 16 млрд. долларов). Согласно прогнозу на 2012 год, рост составит 15%. На долю безрецептурных лекарств в аптечных продажах приходится примерно 47,2% в денежном объёме и 71% в упаковках.
Крупнейшими аптечными сетями по обороту в прошлом году стали «36,6», «Ригла», «Импозия», вместе занимающие 7,2% рынка. Самыми популярными брендами среди безрецептурных лекарств являются «Арбидол», «Эссенциале», «Нурофен», «Линекс», «Мезим Форте» и «Терафлю».
Совладелец аптечной сети А5 (под управлением более 1,1 тыс. точек) и бывший президент «Копейки» Сергей Солодов считает инициативу правительства спорной - продажа лекарств, отмечает он, требует определённого уровня квалификации продавца-консультанта и провизора, а в России «всё ещё высоко доверие к людям в белых халатах».
Торговые сети стараются продавать товары с наименьшими расходами и могут эффективно справляться с продажами презервативов и леденцов, которые и сейчас есть в прикассовых зонах, считает Солодов.
Неоднозначно оценивают инициативу в компании Stada CIS (производит, в частности, анальгин). Как сообщил изданию заместитель гендиректора компании Иван Глушков, с одной стороны, это увеличивает доступность препаратов для потребителя, потому что «только в крупных городах сейчас можно найти аптеки на каждом углу». Однако, отметил он, если продавец в аптеке выступает ещё и в роли консультанта, то в магазине покупатель будет один на один с лекарствами.
Фармацевтическая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Прибыль аптек на 70% зависит от продаж безрецептурных препаратов, и за счёт этого аптеки покрывают затраты на выполнение социальных функций (выдача бесплатных и льготных лекарств), констатировал ранее Минздравсоцразвития.

Возврат к списку


 

1


Ближайшие мероприятия

×
×