1 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ | Медицина Российской Федерации

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ


Аналитики говорят, что Россия выходит из «демографического кризиса», и прогнозируют дальнейший рост коэффициента рождаемости. «Но перед нами встает другая проблема – только 15% из числа новорожденных детей можно назвать полностью здоровыми», – рассказывает Наталья Евгеньевна САННИКОВА, декан педиатрического факультета, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней.

image001.jpg

Наталья Евгеньевна САННИКОВА

Декан педиатрического факультета, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней,

Академик МАНЭБ, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный работник Высшей школы РФ

Hаталья Евгеньевна, какие задачи стоят на сегодняшний день передпедиатрической службой?

—?Задачи совершенно конкретные — для России в целом и для каждого региона вчастности. Так, одним из приоритетных направлений является повышениепрофессионализма специалистов. Это очень важный момент, который продвигает и научныенаправления, и, конечно же, практическую деятельность. Мы должны грамотносформировать кадровую политику. Начинать нужно с первого этапа, со студентовмедицинских колледжей, академий и институтов, где готовят врачей, и врачей-педиатров втом числе. В этом плане, наша академия — одна из лидирующих стране. За последниепять лет мы выпустили порядка 700 педиатров.

—?Говорят, что педиатрами становятся по призванию. Вы с этим согласны?

—?В основном, это действительно так. Также на кафедре учатся ребята из семей врачей —у нас процентов пятнадцать представителей таких «династий». Я много раз себяспрашивала: какое главное качество для такого специалиста? И много раз себе отвечала:любовь к детям. Никакая экономическая сторона не играет здесь решающей роли,студенты быстро это понимают. А чтобы понимание было полным, мы отправляемвторокурсников на практику в Дома ребенка. Это своеобразная «проверка на прочность». Студенты помогают ухаживать замалышами, и большинство из них проникаются любовью к своей профессии.

Следующую практику студенты проходят уже в детских отделениях или стационарах. К концу обучения каждый для себярешает: педиатрия — это мое или не мое, а мы стараемся предоставить им дополнительный выбор. Если человек не готовработать с ребенком, с его семьей — по сути мы ведь готовим врачей общей практики, то волен выбрать себе другоенаправление. Он может пойти, скажем, в терапию, хирургию или акушерство, с прошлого года мы ввели такоераспределение.

Вообще мы стараемся донести до студентов следующую идею: академия даст вам базовое образование, дальше всезависит от вас самих. И могу сказать следующее: большинство молодых педиатров, получивших у нас образование, почтиникогда не меняют профессию.

image002.jpg—?Насколько остро стоит вопрос сохранения здоровья новорожденных детей идетей младшей возрастной группы?

—?Этот вопрос на сегодня является для педиатров не менее актуальным, чем кадроваясоставляющая. И здесь работа ведется в тесном контакте с акушерами-гинекологами.Нужно сказать, что количество новорожденных детей растет: если в 2004 году в областибыло зафиксировано рождение около 38 тысяч детей, то в 2008 году эта цифраувеличилась до 52 тыс. Но, к сожалению, только 15% деток можно назвать здоровыми.Некоторые специалисты даже склонны снижать эту цифру до 10%. Наша задача —выявить возможные заболевания, как на стадии беременности, так и в первые дни жизни малыша, уменьшить число детей сдефицитными состояниями. Для этого необходимо проводить, в том числе, скрининги, и они проводятся.

Следующий очень важный момент — рациональное питание детей первого года жизни. На Конгрессе педиатров былапринята программа рационального вскармливания, связанная с решением этого вопроса, и я являюсь ее экспертом.

—?Что включает данная программа?

—?По сути, она продвигает идею здорового образа жизни матери и поддерживает декларацию ВОЗ, принятую в 1994 году.Мы призываем матерей к грудному вскармливанию — грудное молоко создает прекрасные условия для адаптации ребенкаи на 50% повышает эффективность нашей работы, направленной на формирование здоровья малышей.

—?Женщины стали меньше кормить грудью?

—?Да, и это проблема не только России. Эта проблема всего мира, к сожалению. После 60?х годов у женщин снизиласьлактация. Это связано со многими факторами, в том числе и с урбанизацией. Стали появляться различные «заменители»грудного молока. Были молочные кухни, где предлагалось питание на основе коровьего молока. Оно не могло в полноймере удовлетворить все потребности ребенка и привело к печальным результатам. Сегодня индустрия детского питанияушла далеко вперед, появились различные смеси, по составу приближенные к грудному молоку, но до конца они заменитьего все?таки не могут.

Следующая ступенька — введение прикорма с шестимесячного возраста малыша, когда происходит формирование еговкусов. На наш рынок поступают в настоящее время высоко адаптированные молочные смеси и продукты прикормаотечественного производства для детей, подростков, беременных женщин и кормящих матерей, разработанных иапробированных специалистами НИИ питания РФ. Правильное питание позволяет повысить уровень здоровья и качествожизни детей.

Программу мы начинаем уже внедрять в регионах, и я считаю это очень важным, поскольку известно много случаев, когдамалышам назначается неправильная диета. Совсем недавно у меня был в практике случай: ребенку с тяжелейшималлергическим дерматитом был прописан едва ли не единственный продукт питания — каша. Мне было очень сложноубедить маму в необходимости разнообразить его рацион. Но, в конце концов, это удалось. Правильноподобранное менюплюс отказ от водопроводной воды — мальчика стали купать в колодезной, и удалось добиться ремиссии. Есть, вобщем?то, элементарные вещи, но человек до конца их для себя не прояснил и не может справиться с проблемой. Нашаглавная цель — при помощи уточнения различных моментов анамнеза избежать многих сложностей, с которымисталкиваются родители.

—?На кафедре ведутся работы, связанные с разработкой новых компонентов детского питания?

—?Разумеется. Некоторые работы, проведенные на кафедре, касаются йодо- и железодефицитных состояний. Онипозволяют в ряде случаев снизить процент дефицитных состояний у малышей. Не для кого не секрет, что наш регионэкологически неблагополучный. Плюс к этому «реформа», принятая десять лет назад, когда перестали йодировать соль, а вшколах детям не давали йодосодержащие таблетки. Результат — заболевания щитовидной железы. Ими страдают многиедостигшие детородного возраста женщины — те самые, благодаря которым в России сегодня должен произойти«демографический взрыв». К сожалению, данные заболевания сказываются на их потомстве.

Мы стараемся стимулировать инновации, направленные на разработку и дальнейшее производство «правильного» детскогопитания. Дети должны получать необходимые им микроэлементы и витамины не через таблетки, а при помощи тех же самыховощных, фруктовых пюре, каш — это намного эффективнее. В свое время у кафедры был опыт сотрудничества скомпанией «Беби Ситтер». Мы разработали для данного бренда кашу с включением в нее микрокапсул с йодом и селеном, иона какое?то время продавалась в регионе. Сегодня планируется продолжить это направление. В частности, совсемнедавно наша студентка получила грант Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сферена научно-инновационном конкурсе «Умник». Она будет заниматься разработкой питания для детей сгастроэнтерологическими заболеваниями.

Задач перед педиатрами России стоит очень много, и очень многое уже сделано. Так, благодаря национальному проекту«Здоровье» многие ЛПУ оснастились оборудованием. Это позволяет специалистам в полной мере осуществить помощьмаленьким пациентам. Ведь очень часто приходилось госпитализировать ребенка в стационар только для того, чтобыпровести раннюю диагностику.

Нами разрабатываются единые региональные стандарты по оценке физического, нервно-психического развития детей, и этоочень важно, я считаю. Увеличение роста рождаемости в России — это только половина дела. Другая половиназаключается в том, чтобы сохранить для страны здоровое поколение. И все возможности для этого существуют – в планеподготовки грамотных специалистов в том числе. 

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×