1 МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ | Медицина Российской Федерации

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ


jpg" title="Аркадий Романович БЕЛЯВСКИЙ Министр здравоохранения Свердловской области " border="0" align="left" alt="s5.jpg" width="172" height="245" />Модернизация здравоохранения, намеченная на 2011–2012 годы, — одна из самых обсуждаемых тем в медицинском сообществе страны. Наряду с тремя общероссийскими направлениями развития здравоохранения (укрепление материально-технической базы, информатизация и внедрение стандартов качества лечения) Министерство здравоохранения Свердловской области разработало дополнительный проект — создание межмуниципальныхмедицинских центров. На реализацию программы в Свердловской области за два года планируется направить порядка 11 млрд рублей. Более подробно о направлениях совершенствования здравоохранения региона корреспонденту МиЗ рассказал министр здравоохранения Свердловской области Аркадий Романович БЕЛЯВСКИЙ.

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Общероссийская программа модернизации состоит из трех направлений. Первое — укрепление материально-технической базы, куда входит проведение капитальных и текущих ремонтов лечебно-профилактических учреждений и закупка нового современного диагностического и лечебного оборудования. К сожалению, многие наши медучреждения сегодня не соответствуют такому понятию как, «храм здоровья». Мы настроены эту ситуацию изменить кардинально в течение двух ближайших лет. Программа проведения капитальных и текущих ремонтов, которые мы запланировали, достаточно большая и распространяется на муниципальные больницы, фельдешерско-акушерские пункты, общеврачебные практики, участковые больницы. В целом капитальные и текущие ремонты в межмуниципальных центрах и других ЛПУ

запланированы на сумму свыше 2 млрд рублей. Вторая задача касается современного диагностического оборудования: лечебные учреждения необходимо оснастить флюорографами, рентгеновскими, ультразвуковыми, электрокардиографическими аппаратами и т. д., чтобы больницы имели возможность по результатам исследований ставить правильный диагноз и проводить лечение по месту жительства. На закупку современного оборудования планируется за два года потратить 4,8 млрд рублей.

Второе приоритетное направление программы модернизации — информатизация здравоохранения. На сегодняшний день в учреждениях здравоохранения используется 12

тыс. компьютеров, из которых 64 % требуют замены. Обеспеченность ими составляет 12 медицинских работников на один современный персональный компьютер. Несмотря на то, что большая часть учреждений здравоохранения имеет доступ в Интернет, высокоскоростной широкополосный доступ имеется только у 69 учреждений из 248 (менее трети). Информационные системы ведения электронной истории болезни и амбулаторной карты внедрены лишь в учреждениях, составляющих 19 % от общего числа. Наша задача — добиться того, чтобы у каждого врача на рабочем месте был компьютер с выходом в Интернет. На этом компьютере должна быть удобная медицинско-информационная программа, в рамках которой врач уйдет от той ежедневной «писанины», которая отнимает так много рабочего времени. Для достижения поставленной задачи в рамках программы модернизации планируется приобретение свыше 10,5 тыс. компьютеров, что позволит обеспечить ими всех врачей. Обеспеченность среднего медперсонала составит три работника на один компьютер.

В 2011 году одновременно с модернизацией парка компьютерной техники и созданием сети передачи данных планируется организация пилотных проектов по внедрению централизованной электронной амбулаторной карты и электронной истории болезни. В качестве основы для пилотных проектов планируется использовать и развивать уже эксплуатирующиеся в Свердловской области информационные системы, а также предлагаемые Минздравсоцразвития типовые решения. Во всех ЛПУ будет внедрена единая система записи на прием к врачу через Интернет, которая в дальнейшем будет интегрирована с медицинской информационной системой. С 2012 года планируется ввод электронной амбулаторной карты и электронной истории болезни.

Все эти нововведения позволят значительно сократить время медперсонала на заполнение многочисленных бумаг. Но самое главное — благодаря информатизации со временем мы будем иметь базу по каждому застрахованному пациенту. Полную информацию о больном сможет увидеть, воспользовавшись паролем, любой врач, к которому обратится пациент. Это принципиально изменит и доступность медицинской помощи, и право выбора врача.

И, наконец, третье направление программы — внедрение медико-экономических стандартов. На сегодняшний день Свердловская область работает по региональным стандартам оказания медицинской помощи с 1995 года, а с момента появления федеральных стандартов мы начали внедрять и их. В программе модернизации по выбранным нами приоритетам планируются к внедрению 79 федеральных стандартов. Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи жителям Свердловской области в соответствии с выбранными стандартами позволит привлечь 1,7 млрд рублей за два года из средств федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

Что же касается обеспеченности кадрами, то в Свердловской области данный показатель несколько ниже, чем в среднем по России, особенно в первичном звене. Дефицит врачебных кадров составляет более 6 тыс. человек. За два года такое количество врачей не подготовить, поэтому одним из приоритетов будет подготовка врачей первичного звена (участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей ОВП) для всего здравоохранения и тех профилей, которые будут развиваться в межмуниципальных медицинских центрах. Врачей первичного звена для всего здравоохранения мы подготовим за 5 лет, и в первую очередь — для тех больниц, которые становятся межмуниципальными центрами. В межмуниципальных центрах за два года планируется ликвидировать дефицит по приоритетным специальностям.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

s6.jpgГоворя о модернизации здравоохранения Свердловской области, важно отметить, что кроме представленных направлений мы решили внести свою лепту в программу. Так сложилось, что качество оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения и в городе Екатеринбурге существенно отличается как по кадровому потенциалу, так и по диагностическим возможностям. В результате, большинство жителей области вынуждены приезжать в Екатеринбург, чтобы получить качественную медицинскую помощь. В связи с этим с 2011 года начнут работу межмуниципальные медицинские центры. Постановление Правительства СО о передаче лечебных учреждений в областную собственность уже состоялось. Выбрано 17 наиболее крупных лечебных учреждений в 11 муниципалитетах, которые мы планируем трансформировать в межмуниципальные медицинские центры. В качестве примера могу привести Краснотурьинск. Там имеется хорошая городская больница, которая неплохо оснащена оборудованием и кадрами. На сегодня она оказывает помощь только жителям города, так как бюджет утвержден именно для обслуживания населения этого муниципального образования. С 1 января 2011 года она переходит на областной уровень подчинения и, соответственно, все жители близлежащих территорий будут иметь полное право обратиться в это лечебное учреждение и получить бесплатную медицинскую помощь. Точно такие же центры будут работать на базе муниципальных больниц в Нижнем Тагиле, Первоуральске, Каменск-Уральском, Серове, Асбесте, Ирбите, Алапаевске, Артемовске и других городах области. Важно, что в рамках предстоящей модернизации планируется дополнительно оснастить центры современным оборудованием.

Принцип выбора территорий и лечебных учреждений для выполнения задач межмуниципального центра следующий: транспортная доступность — не более часа; зона закрепления — не более 250 тысяч человек; многопрофильность стационара; наличие технологий и кадров.

Реализация данного проекта позволит выстроить в Свердловской области трехуровневую систему оказания медицинской помощи, куда войдет муниципальное здравоохранение, межмуниципальные центры и областные лечебные учреждения в городе Екатеринбурге. Это позволит приблизить качественную медицинскую помощь к месту проживания пациента, а значит, сделать ее более доступной и своевременной. Межмуниципальные медицинские центры призваны оказывать специализированные виды медицинской помощи (в том числе высокотехнологичные) по специальностям «кардиология», «травматология», «неонатология», «хирургия»

Подводя итоги обсуждения программы, нужно подчеркнуть, что такой серьезной модернизации здравоохранения за всю историю отрасли еще не было. Но для достижения главной цели — повышения качества медицинской помощи, наряду с переоснащением больниц необходимо повышать и уровень обслуживания населения. Сегодня, по данным социологических опросов, только 15 % жителей области довольны качеством работы больниц и поликлиник. В области 60 000 медицинских работников, уследить за каждым — невозможно. Каждый главный врач, ставящий перед собой задачу повысить уровень медицинского обслуживания, должен владеть реальной картиной, которую могут нарисовать только отзывы пациентов. Как вариант, их можно получать посредствам форума на сайте больницы и анонимного анкетирования среди пациентов. Эти меры должны стать обязательными для каждого ЛПУ области.

Сегодня субъекты и тем более федеральное здравоохранение не могут влиять на деятельность муниципальных ЛПУ, так как не имеют контролирующих механизмов. Разумеется, в одном конкретном случае можно силовым методом решить острый вопрос, но это неэффективно. Нужно бороться с проблемой массово. Вот почему было принято решение вернуть ту систему, которая была раньше: Облздравотделу подчинялись все медучреждения области, через него проходило назначение и увольнение главных врачей. Хорошо работаешь — молодец, плохо — вызвали на коллегию, разобрали ошибки, если человек не понял, то значит ему не место в области, где на карте стоят жизни людей. Должен быть единый организм и единые походы ко всем аспектам здравоохранения. А у нас сегодня все зависит от личности руководителя ЛПУ и главы муниципалитета. Если во главе больницы грамотный и честный человек, который может собрать команду и повести за собой, то ЛПУ процветает и пациенты довольны. Если же руководителю ничего не надо, то и результат соответствующий. С введением новой системы контроля главврачи будут знать, что с него спросят профессионалы и профессионально, это будет отличным стимулом работать на высоком уровне.

Я прекрасно понимаю, что модернизация здравоохранения — долгий процесс. Чтобы адекватно понимать обстановку в здравоохранении конкретного муниципалитета, я постоянно езжу по территориям. Мне важно увидеть своими глазами больницы и пообщаться с главврачами и медперсоналом ЛПУ. Общение с людьми намного интереснее для меня, чем бумажные отчеты. Благодаря живому общению я вижу ситуацию изнутри, знакомлюсь с реальными проблемами муниципальных больниц. В больницах крупных городов области материально-техническая база хорошая, а вот в регионах нужно много работать, чтобы достигнуть хотя бы городского уровня.

Конечная наша задача — чтобы каждый конкретный пациент ощущал комфорт при посещении медицинского учреждения и, конечно же, после него. Если каждый медицинский работник на своем уровне будет решать вопросы и действовать во благо пациента, то больше половины проблем разрешатся сразу, и здравоохранение сделает огромный шаг вперед.

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×