1 РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ НА АМУРЕ | Медицина Российской Федерации

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ НА АМУРЕ


jpg" title="Людмила Ивановна ЛАМЕКИНА Главный врач ОГУЗ «Дом ребенка специализированный» Главный специалист по работе с детьми, лишенными родительского попечения, министерства здравоохранения Амурской области, заслуженный врач РФ, врач высшей категории" border="0" align="left" alt="a5.jpg" width="231" height="306" />ОГУЗ «Дом ребенка специализированный» в городе Благовещенске — единственное на территории Амурской области учреждение для детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей. История его образования начинается с 1948 года.

Дом ребенка является специализированным для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, поэтому необходимость организации комплексной медико‑психолого‑педагогической реабилитации очевидна.

Благодаря усилиям администрации ОГУЗ «Дом ребенка специализированный» в лице главного врача Людмилы Ивановны Ламекиной для осуществления реабилитационных мероприятий было приобретено специальное оборудование и подготовлены специалисты (неврологи, врач ЛФК, физиотерапевт, ортопед‑травматолог, массажисты, учителя‑дефектологи) с акцентом на реабилитацию детей с поражением центральной нервной системы и сочетанной патологией опорно‑двигательного аппарата.

Первоначально дом ребенка был рассчитан на 30 детей, затем — 60. В 1990 году из приспособленного помещения переведен в новое типовое здание, рассчитанное на 120 детей, что позволило коренным образом изменить условия выхаживания, оздоровления и реабилитации воспитанников.

a6.jpgВ реабилитации детей в доме ребенка помимо медикаментозного лечения широко применяются методы физиотерапии (гальванизация и электрофорез лекарственных средств, амплипульс‑терапия, ультразвук и фонофорез, магнитотерапия;, электросон, дарсанвализация, ультратон‑терапия, УВЧ‑терапия; УФО, лазеротерапия, ДЭНС‑терапия, парафинолечение, грязевые аппликации, водолечение, аэрозольтерапия, рефлексотерапия, «солевая дорожка»); лечебная гимнастика (индивидуальная и малогрупповая); лечение положением с использованием ортопедических укладок, отводящих шин, гипсовых лонгет, позиционного оборудования); массаж (в том числе вибромассаж; криомассаж); элементы иппотерапии. С учетом сложной сочетанной патологии (неврологической, ортопедической, соматической), диагностируемой у детей, эти методы лечения в ряде случаев являются основными, а порой и единственными. Учитывая трудности в самообслуживании детей, страдающих детским церебральным параличом, большое внимание специалисты службы ЛФК и массажа, педагоги уделяют развитию и активизации ручной умелости и закреплению социальных и трудовых навыков у воспитанников. Опыт применения медицинских воздействий, используемых в комплексной реабилитации в условиях дома ребенка, оформлен врачами в виде печатных статей, опубликованных в медицинских сборниках.

Неотъемлемой частью комплексной реабилитации являются методы педагогического воздействия. Учителя‑дефектологи, работающие в доме ребенка, имеют большой опыт работы с детьми на доречевом этапе развития малышей. Для воспитания и обучения воспитанников имеется набор игровых и обучающих пособий, игрушек, игр, оборудования по различным направлениям коррекционно‑педагогической работы. Используются педагогические технологии: музыкотерапия; игротерапия; куклотерапия; арттерапия; элементы методики М. Монтессори и Джеки Кука, агротерапия, изотерапия, сказкотерапия с элементами театрализованной деятельности.

Из статистики дома ребенка за 62 года: Поступило 4108 детей, в том числе 1405 детей с 1988 по 2009 годы. Передан на воспитание в семьи 581 ребенок, в том числе 556 детей (97 %) за период с 1988 по 2009 годы. Это свидетельствует об эффективности реабилитационных мероприятий, проводимых в условиях дома ребенка.

a7.jpgПоказатели развития воспитанников, отражающие последовательность и возрастные сроки формирования умений и навыков, представляются на медико‑психолого‑педагогической комиссии дома ребенка, которая осуществляет комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, формирует адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения, разрабатывает индивидуальную комплексную программу реабилитации, лечения, социальной адаптации, проводит оценку состояния здоровья, дает рекомендации по устройству детей в соответствующие учреждения для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также при передаче детей на воспитание в семьи.

Коррекционно‑педагогическая работа, проводимая в сотрудничестве с персоналом педиатрической, неврологической, физио-терапевтической службы, службы ЛФК, ежегодно обеспечивает положительную динамику в развитии детей с глубокой задержкой психофизического развития. В результате проводимой работы удается в течение года улучшить психофизическое развитие воспитанников на 1–3 эпикризных срока. Отмечается преемственность в работе медицинского и педагогического персонала. Опыт коррекционно‑педагогической работы специалистов дома ребенка систематически представляется на методических объединениях логопедов, учителей‑дефектологов, старших воспитателей системы образования и здравоохранения Амурской области.

Результатом проведения комплексной реабилитации воспитанников дома ребенка является снижение процента детей с выходом в ДЦП (с 31 в 1991 году до 9 в 2010 году), снижение процента детей, переводимых в учреждения социальной защиты (с 35 в 1990 году до 6 в 2009 году), а также рост доли детей, переданных на воспитание в семьи (более 50 %).

Справка:

Людмила Ивановна ЛАМЕКИНА Главный врач ОГУЗ «Дом ребенка специализированный»

Главный специалист по работе с детьми, лишенными родительского попечения, министерства здравоохранения Амурской области, заслуженный врач РФ, врач высшей категории

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×