1 ЗДОРОВЬЕ В РУКАХ ФАРМАЦЕВТА | Медицина Российской Федерации

ЗДОРОВЬЕ В РУКАХ ФАРМАЦЕВТА


jpg" title="Татьяна Николаевна ФЕДОРОВА Директор ГОУ СПО «Свердловский областной фармацевтический колледж» Заслуженный учитель России" border="0" align="left" alt="57.jpg" width="240" height="312" />Практически любой процесс лечения, безусловно, связан с посещением аптеки. И от того, насколько профессионально подготовлен фармацевт, зависят качество жизни и здоровье больного. Об ответственности в подходах к образовательному и практическому процессу, о ситуации в фармацевтической отрасли в целом, а также о том, какие они, современные фармацевты, корреспонденту МиЗ рассказала директор Свердловского областного Фармацевтического колледжа, Заслуженный учитель России Татьяна Николаевна ФЕДОРОВА.

--Татьяна Николаевна, расскажите, пожалуйста, о том, как у Вас складывался выбор профессии?
-- Родилась я в селе Покровском Артемовского района Свердловской области.
Дело в том, что образ фармацевта мне запомнился еще с детства. У нас на селе была небольшая, но очень светлая и уютная аптека. Она отличалась особенной чистотой, порядком и в целом доброжелательным отношением к людям. Располагалась эта аптека напротив нашей школы, и мы часто, будучи детьми, забегали туда; не за таблетками, а за тем самым чувством защищенности и уюта. А когда пришло время выбирать профессию, я и еще две мои подруги по школе, не задумываясь, выбрали именно эту благородную профессию фармацевта.

--С течением времени осознание того, что Вами выбран правильный путь не изменилось?
--Мне всегда нравилось то, чем я занимаюсь. И с годами лишь укреплялось желание работать в этой отрасли. Тем более судьба распорядилась так, что я занимаюсь подготовкой профессиональных кадров отрасли для всей Свердловской области. Это более ответственное дело, за которое я очень сильно переживаю и радуюсь одновременно.

--Татьяна Николаевна, расскажите об истории образования Фармацевтического колледжа, который Вы возглавляете.
58.jpg--Свердловский Фармацевтический колледж был образован в сентябре 1940 года. С 1998 года в колледже началась очная подготовка специалистов повышенного уровня обучения квалификации «Старший фармацевт». За годы работы учебным заведением было выпущено более 10 тысяч специалистов.
Из 39 преподавателей Фармколледжа - 23 являются его выпускниками. Именно поэтому у нас такой сплоченный и дружный коллектив.
На сегодняшний день в Фармколледже обучаются 607 человек. В 2010 году нашему Фармацевтическому колледжу исполняется 70 лет.

--Какие изменения произошли в Фармколледже за время Вашей работы в качестве руководителя?
--В 1976 году наш Фармколледж имел статус федерального образовательного учреждения. По ходатайству Правительства Свердловской области, он был переведен в областное подчинение. В результате чего наше учебное заведение стало готовить кадры для аптек Екатеринбурга и Свердловской области.
В 90-е годы кардинально стала меняться фармацевтическая отрасль в целом. Вследствие чего существенно изменилось и содержание аптек и организация их работы. Поэтому в 1992 году Колледжу пришлось незамедлительно менять устаревшие к тому времени образовательные программы. Именно тогда Министерство здравоохранения РФ включило нас в экспертную группу, состоящую из пяти учебных заведений, в которых проходила корректировка образовательных программ.
Многие наши наработки вошли в программу Федерального государственного образовательного стандарта, который основан на «модульно-компетентностном подходе». Ожидается, что он вступит в силу с 1 сентября 2011 года.
В настоящее время преподаватели Фармколледжа, среди которых Екатерина Владимировна Щипанова, Татьяна Викторовна Синева, Антонина Ивановна Серебрякова, Нина Яновна Каримова, Наталья Юрьевна Коршунова, Татьяна Владимировна Главатских, занимаются разработкой программ и модулей для внесения в Федерального государственный образовательный стандарт. Под моим руководством разработку учебно-методического обеспечения осуществляет рабочая группа, в состав которой входят колледжи Екатеринбурга, Пензы, Санкт-Петербурга и Ульяновска.

59.jpg--В каких сферах фармации может реализовать себя выпускник Фармколледжа?
-- Основная цель нашей работы направлена на то, чтобы выпускник мог быстро и качественно начать свою трудовую деятельность непосредственно в аптеке. Наших выпускников можно найти повсюду, где налажена фармацевтическая деятельность. В первую очередь, это аптечные организации, оптовые предприятия и предприятия фармацевтической отрасли. Выпускников нашего колледжа можно встретить в структурах УВД и МВД, в Федеральной службе по нарконадзору и в территориальном управлении Росздравнадзора.
Теоретическая подготовка – это, конечно, хорошо и она должна быть на должном уровне, но это еще не все. Необходима связь с практикой. И мы всегда делаем упор именно на это. В результате наши студенты относятся очень ответственно к выбору своей специальности и только единицы уходят в другие отрасли, многие из которых возвращаются в профессию фармацевта, спустя какое-то время. В целом, решающими факторами для мотивации к обучению именно в Фармколледже являются также престижность профессии фармацевта, уровень заработной платы, а также сохранение династии.

--Какие требования предъявляются к современному фармацевту?
-- В первую очередь, современному фармацевту необходимо владеть информацией и знаниями, которые позволяют ему легко и профессионально ориентироваться в своей профессии. Как правило, человек вначале идет за консультацией в аптеку, а уже затем в лечебное учреждение. Ведь еще великий русский ученый Иван Петрович Павлов, который был не только физиологом, но и фармакологом, писал: «Какой бы случай ни был, даже акушерский, хирургический, почти никогда не обходится без того, чтобы вместе со специальными приемами не были введены в организм лекарства».
И от того, насколько быстро, точно и вежливо мы общаемся с пациентом, будет зависеть очень многое. Поэтому фармацевт должен не просто выдать лекарство, но и проявить определенную доброжелательность.
Уровень выпускников колледжа в целом соответствует требованиям работодателей, о чем говорят результаты опросов. Работодатель хочет, чтобы выпускник с первого дня своей работы мог стать полноценным работником, но не всегда это происходит одномоментно. Отмечается, что выпускникам зачастую не хватает знаний маркетинга, психологии общения с клиентами, а из личных качеств — уверенности и организованности. Чтобы соответствовать требованиям работодателей, мы постоянно корректируем свои учебные программы. В рамках регионального компонента программы сейчас читаются такие курсы, как «Фармацевтический рынок Свердловской области», «Технология продаж», «Современные лекарственные средства». Большое внимание уделяется практическим занятиям. Некоторые фармкомпании проводят с нашими студентами занятия-тренинги, помогающие им «прочувствовать» специфику своей будущей профессиональной деятельности.

60.jpg--Вы принимали активное участие на прошедшем в Екатеринбурге Съезде средних медицинских работников. Какие удалось обсудить важные вопросы отрасли?
--Хочется отметить, что впервые на Съезде была представлена секция «Фармация». В ее работе приняло участие 42 человека. Среди них были, как фармацевты, так и представители образовательных учреждений со всех регионов и городов России, таких как Забайкальский край, Тольятти, Чита, Курск, Москва и других территорий. Секция проводилась на базе одной из старейших аптек Екатеринбурга - аптеки № 6 в центре города на улице Вайнера, которая на сегодняшний день сохранила все формы работы и считается образцовой по качеству их выполнения.
Обсуждались проблемы и перспективы развития фармации на современном этапе. К примеру, на сегодняшний день отсутствуют единые требования к хранению медикаментов в отделениях медицинских учреждений. Отсюда и многочисленные факты нарушений. Необходимо также ускорить разработку профессиональных стандартов. Одна из актуальных проблем – подготовка фармацевтов базового и повышенного уровней с периодом обучения 3 и 4 года соответственно. Дело в том, что сейчас нет информации о том, какие должности эти специалисты должны занимать в аптеке. Получается, что и те и другие могут претендовать на одну и ту же должность, что не учитывает приоритет профессиональной подготовки.

--Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы фармации?
--На сегодня вызывает большую обеспокоенность выполнение государственных гарантий для отдельных категорий граждан по федеральным и областным программам. Недостаток финансирования и средств ОМС сказывается на проблемах обеспечения лекарственными средствами. Возникают трудности и по номенклатуре – постоянно приходится пересматривать перечень лекарственных средств и делать необходимую корректировку.
Еще одна серьезная проблема – лекарственное обеспечение сельского населения. Дело в том, что ранее фельдшера, работавшие на ФАПах (фельдшерско-акушерские пункты), изначально имели право отпускать лекарства. Однако с выходом новых федеральных законов (в том числе, «Закон о лекарственных средствах», новые требования по лицензированию), отпуском лекарственных средств может заниматься только фармацевт, имеющий диплом и сертификат специалиста. На сегодня этот вопрос уже решается. В 2008 году вышла программа Губернатора Свердловской области «Уральская деревня». В рамках этой программы приказом Минздрава Свердловской области Фармацевтическому колледжу было поручено дать второе (фармацевтическое) образование сельским фельдшерам. На сегодня уже в шести муниципальных образованиях (Артинский, Каменский, Алапаевский районы, Горноуральский городской округ и др.) уже обучаются фельдшера по очно-заочной форме. Эти люди учатся с большим желанием и вскоре смогут выдавать лекарства населению.
Завершая разговор, хотелось бы сказать, что наше учебное заведение - Свердловский областной Фармацевтический колледж - является составной и важной частью фармацевтического рынка Свердловской области. Мы тесно взаимодействуем со всеми его участниками и по большому счету достойно выполняем свою функцию — подготовку квалифицированных кадров для фармацевтических предприятий. 

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×