1 НА ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ | Медицина Российской Федерации

НА ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ


jpg" title="Анатолий Партизанович ДАМБА-ХУУРАК Заместитель Председателя Правительства Республики Тыва — министр здравоохранения и социального развития" border="0" align="left" alt="54 (2).jpg" width="175" height="219" />В конце 2010 года Правительство Тувы приняло решение об объединении Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной политики. В январе текущего года Министерство здравоохранения и социального развития республики уже разрабатывало программу модернизации тувинского здравоохранения. Глава ведомства — заместитель Председателя Правительства Республики Тыва — министр здравоохранения и социального развития Анатолий ДАМБА-ХУУРАК считает, что в период модернизации здравоохранения и системы социальной защиты населения объединение министерств будет только способствовать эффективному взаимодействию с федеральными структурами власти.

— Анатолий Партизанович, в каких направлениях здравоохранение и социальная защита могут и должны работать вместе?

55 (2).jpg— Когда мы говорим о направлениях работы в социальной защите, о пациентах домов-интернатов, о поддержке малоимущих граждан, о ветеранах, безнадзорных детях, инвалидах, мы не можем не говорить об их медицинской и социальной реабилитации. Это как раз область взаимодействия здравоохранения и социальной защиты. Приведу простой пример: в период эпидемии гриппа и ОРВИ совместные выезды врачей и социальных работников в неблагополучные семьи, где есть дети, ведь такие семьи не идут на прием к врачу либо из-за отсутствия денег, либо из-за безответственного отношения к детям. Проведенный нами анализ показал, что бюджетные средства, выделяемые слабозащищенным категориям граждан через разные министерства, используются недостаточно эффективно.

— В декабре 2010 года Вы возглавили министерство, и уже сразу началась разработка программы модернизации здравоохранения. Проделан огромный труд, и сейчас программа в действии. Есть удовлетворение?

— Программа дала нам возможность увидеть реальное положение тувинского здравоохранения, дать ему объективную оценку. Должен отметить, что здравоохранение и образование в деятельности правительства Тувы с 2007 года оставались приоритетными направлениями работы, это видно по распределению средств — в целом на социальный блок из консолидированного бюджета направлялось более 70 % средств. Разработка программы позволила еще глубже вникнуть в проблемы медицины, их у нас оказалось предостаточно. Принятое на уровне федеральной власти решение о выделении по линии Фонда ОМС 460 млрд рублей на обновление и развитие здравоохранения страны свидетельствует о том, что все регионы России испытывают одни и те же затруднения. И Тува не исключение. Единственное отличие — ограниченная транспортная доступность и связанный с этим уровень собственных доходов республики. Она отражается на всех сферах жизни, в том числе на стоимости медицинских услуг и лекарств.

Конечно, мы хотели бы получить больше средств и провести капитальный ремонт во всех лечебных учреждениях, построить современные больницы, завершить строительство терапевтического корпуса, стоматологии… Однако федеральный центр поставил условие — субъекты должны не только получать, но и показывать свое стремление улучшить ситуацию в отрасли. Объем софинансирования, который у нас есть и который мы заложили в свой бюджет, позволил защитить программу на 1 млрд 344 млн рублей чисто федеральных средств. Сумма колоссальная, составляющая, по моим расчетам, финансирование здравоохранения Тувы за 5–7 лет. Мы же должны освоить эти деньги за два года.

— С каких лечебно-профилактических учреждений начинается реализация программы модернизации?

— Мы начинаем работать с учреждениями здравоохранения республиканского уровня, оказывающими специализированную медицинскую помощь, которой нет в районах. Именно им приходится проводить диагностику заболеваний и лечение основного потока больных. Постепенно мы подключим и муниципальные образования. В 2011 году по утвержденному графику федеральные средства на капитальный ремонт получат семь республиканских, в том числе онкологический диспансер, инфекционная больница, перинатальный центр, ресбольницы № 1 и № 2, республиканская детская больница и пять муниципальных ЛПУ — Барун-Хемчикая, Монгун-Тайгинская, Пий-Хемская кожуунные больницы, городская поликлиника и роддом Кызыла.

Что касается технического оснащения, то в 2011 году восемь больниц республиканского уровня и 21 муниципального получат медицинское оборудование. Перечень оборудования велик — только в этом году ресбольница № 1 получит 37 наименований, в том числе рентгено-диагностический многофункциональный комплекс на три рабочих места, магнитно-резонансный томограф. Специалисты министерства уже подготовили необходимые документы для проведения торгов. И в целом наши специалисты по всем вопросам отработали по максимуму: и те, кто защищал ее в Москве, — В. П. Хайжок, А. С. Кажин-оол, Б. Л. Чурук, С. Н. Балабанова, О. Б. Оюн, и те, кто в Кызыле был с ними на связи.

57 (2).jpg— Как отразится сокращение коечного фонда на оказании медицинской помощи в отдаленных и труднодоступных районах республики?

— До конца 2012 года в медицинских учреждениях планируется поэтапное сокращение 270 мест республиканского койко-фонда, что весьма ощутимо. В первую очередь, мы обращаем внимание на неэффективно используемые койки. Так, проведенный специалистами министерства предварительный анализ показал — очень много больных проходят лечение в республиканских ЛПУ, а не в райбольницах. Наблюдается и такая тенденция: сегодня в Ак-Довураке действует хорошая больница муниципального уровня, в которую привозят больных хирургического и акушерско-гинекологического профиля из близлежащих районов — Монгун-Тайги, Бай-Тайги, несмотря на то, что там есть муниципальные ЛПУ. Так почему не создать в Ак-Довураке межрайонный центр для оказания специиализированной помощи? При этом на местах мы обязаны оставить амбулаторную медицинскую помощь, в некоторых случаях создав офисы врачей общей практики — первичное звено, ответственное за профилактическое направление работы. В районах должны развиваться такие виды оздоровления как массаж, иглоукалывание, лечебная физкультура. И, хотя мы уже сейчас продумываем пути решения кадрового вопроса, сокращение коек неизбежно приведет к сокращению штатов.

— Сокращение медицинских работников будет существенным?

— Тувинское здравоохранение обеспечено врачебными кадрами лишь на 60 %, поэтому пока наши расчеты не предполагают сокращения медицинских работников с высшим образованием. А вот по среднему медицинскому персоналу у нас перенасыщение. Наша задача в этой ситуации — создать условия для переподготовки и перепрофилирования специалистов, продумать свои действия по времени и срокам.

— Понятие «профилактическая медицина» в последнее время стало активно обсуждаться в обществе. Многие чувствуют в нем подвох — не хотят лечить?

— Мы должны прийти к пониманию того, что каждый должен заботиться о здоровье и приходить к врачу не только по поводу уже существующей болезни, но и на профилактический осмотр, получать рекомендации — как сберечь здоровье, как предотвратить заболевание еще на ранних стадиях и с меньшими финансовыми затратами. В Кызыле уже функционируют Центр здоровья для взрослых на базе республиканского центра медицинской профилактики и Центр здоровья для детей на базе центра реабилитации для детей. Определив группы риска, в том числе по профессиональным заболеваниям, врачи составляют план индивидуальной профилактики для каждого пациента.

— Более 1 млрд 300 млн рублей — цифра огромная. От чего или от кого зависит успешная реализация задуманного?

— Эффективное и своевременное освоение средств пойдет на пользу всем жителям, в том числе и мне как пациенту. Исполняя задачи программы, все, кто, так или иначе становится причастным к реализации этих планов, должны понимать, что работаем не на чужого дядю, а для себя, для своих родных, своих детей.

56 (2).jpgДумаю, исполнение программы вполне по силам. Но не только от нашего министерства зависит ее реализация. Во-время должны проходить торги, приобретаться оборудование, в срок завершаться ремонтные работы, приниматься подзаконные акты и другие нормативно-правовые документы. У нас должны быть дороги для того, чтобы помочь больному в первый, как говорят врачи, «золотой час» после поступления тревожного вызова, должны быть своевременно выделены средства на софинансирование из бюджетов муниципальных образований …

Масштабные преобразования требуют масштабных усилий. Мы все должны работать в одной связке — минэкономики, минфин, министерства строительства, дорожно-транспортного комплекса, парламент республики, муниципалитеты. Ежемесячно специалисты Министерства здравоохранения и социального развития Тувы будут отчитываться в Москве о проделанной работе, о эффективном расходовании каждой копейки. Первый транш в 230 млн рублей уже поступил — работа идет.

— Анатолий Партизанович, премьер Владимир Путин в апреле на первом всероссийском форуме медицинских работников сказал, что главами ведомств должны быть экономисты и юристы. Вы тоже юрист по образованию, возглавляли Прокуратуру Республики Тыва — трудно ли решать проблемы здравоохранения?

— Решать их непросто, но интересно. Опыт прокурорской надзорной деятельности за исполнением и соблюдением законодательства помогает мне и в сегодняшней работе, ведь здравоохранение действует, как и все другие отрасли, в рамках закона. Например, врач должен знать свои права и обязанности, пациент со своей стороны тоже должен знать то, на что он имеет право. Их взаимоотношения должны регулироваться нормативно-правовыми документами. Личностные симпатии — это одно, а ответственность — это другое. Некачественное лечение должно повлечь за собой санкции, при этом пациент должен понимать, до каких границ государство может предоставить бесплатную помощь.

Многие из нас до сих пор считают, что медицина должна быть абсолютна бесплатна. Но она ведь не бесплатна — за нее платит государство. А государство — это мы с вами, это наш большой общий карман. Законодательные акты последних лет в здравоохранении как раз и направлены на то, чтобы понять, куда мы тратим бюджетные средства.

С 2007 года я как заместитель председателя Правительства Республики Тыва курирую вопросы социальной сферы, в том числе и здравоохранения. Мое преимущество в том, что у меня взгляд на многие вещи «незамыленный», и в отличие от некоторых врачей, мне всегда легче представить себя на месте пациента. Кроме того, глубокий профессиональный подход в постановке задач и решении вопросов здравоохранения обеспечивают организаторы здравоохранения, врачи — первый заместитель министра Наталья Беспалова и заместитель министра Виктор Хайжок.

Беседовала Любляна Паратмаа

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×