ЛЕОНИД РОШАЛЬ: «Я ПОНЯЛ, ЧТО НЕ ЗРЯ ЖИВУ»


jpg" title="Леонид Михайлович РОШАЛЬ Директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Президент Национальной медицинской палаты" border="0" align="left" alt="ppp254.jpg" width="215" height="212" />В ходе Всероссийского форума медработников 13 апреля 2011 года Леонид Михайлович РОШАЛЬ, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, Президент Национальной медицинской палаты, выступил с резкой критикой ситуации в отечественной медицине. Он заявил о том, что в министерстве «нет ни одного нормального опытного организатора здравоохранения», о масштабной коррупции в ведомстве, указал, что система госзакупок в стране способствует махинациям с бюджетными средствами, а действующая ныне система оплаты труда не решает существующие проблемы, отметил о необходимости контроля расходования бюджетных средств на медицинские нужды со стороны медицинских организаций совместно с прокуратурой. Выступление Л. М. Рошаля стало предметом резкой критики со стороны работников Минздравсоцразвития. Они осудили «вседозволенность его поведения на трибуне». Стоит отметить, что заявления Л. М. Рошаля вызвали в интернет-сообществе активную дискуссию. Блогеры согласились с доводами врача и его критическими замечаниями.

Речь Л. М. Рошаля на Российском медицинском форуме:

— В отечественном здравоохранении наблюдаются действительно позитивные перемены. Я могу сказать о том хорошем, что касается лично меня: построен за эти годы институт детской травматологии — единственный в своем роде не только в Москве, но и в мире. Можно тиражировать этот опыт — такие детские больницы нужно строить в России.

Но моя задача сегодня не хвалить то, что мы сделали, а обозначить болевые точки.

Бывший министр здравоохранения России М. Ю. Зурабов считал, что в здравоохранение вкладывать деньги нет необходимости. Лишь только благодаря В. В. Путину, в то время президенту России, принявшему сторону медицинской общественности, появилась первая ласточка — национальный проект «Здоровье». Деньги были выделены. Можно только сожалеть, что они частично оказались «закопаны в землю». Благодаря нацпроекту «Здоровье» было спасено первичное звено, которое разваливалось из-за мизерной зарплаты. При этом Минфин и Минздрав забыли, что в поликлиниках работают еще узкие специалисты, врачи школьно-дошкольных учреждений, заведующие отделениями, которым зарплата не была повышена. Мы все отчетливо понимали, что этот проект не мог решить всех многолетних проблем здра-воохранения в один момент. Но зато было закуплено оборудование, машины, и к 2007 году мы громко стали говорить и администрации президента, и правительству о необходимости поднять долю здравоохранения во внутреннем валовом продукте с позорных 3,5 до 6 %. Причем мы не говорим о 8-10-15 %, как в других странах.

Я убежденно говорю, что если бы не «кризис», то нас с нашей лучшей в мире структурой здравоохранения никто бы не догнал, если бы мы имели хотя бы 6 % ВВП и рационально их использовали. Сейчас найдена возможность дать здравоохранению дополнительно 460 млрд руб. Для этого необходим контроль расходования этих средств со стороны не только прокуратуры, но и медицинских общественных организаций.

К примеру, есть программа сокращения дорожно-транспортного травматизма. Там я нашел строчку: «Разработка аптечки для водителей» — и увидел цифру в несколько миллионов рублей. В результате из аптечки убрали лекарственные средства, как будто мы живем в Европе с шаговой доступностью медицинской помощи, и добавили несколько бинтов. Заплатили ли разработчикам эти средства, я не знаю, но кто-то ведь поставил эту цифру?

Выделенные дополнительно средства повысят долю здравоохранения в ВВП, я посчитал, до 4,4 % ВВП, но это не 6-7 %. В целом здравоохранение недофинансируется у нас приблизительно в два раза.

Ввели у нас в здравоохранении понятие рентабельности — жуткое дело! Закрывают больницы и поликлиники, не выстроив систему оказания помощи оставшимся.

Кому такая реформа нужна? Думаем про деньги. Впереди встал рубль, а про народ стали забывать.

Еще одна проблема: сокращение койко-мест в больницах. Да, в больницах лечение дороже. В поликлиниках дешевле. Но для этого поликлиники должны быть в состоянии принять больных, обеспечить лекарствами и расходными материалами, как в стационаре.

К вопросу о кадрах. У нас, оказывается, не хватает 30 % кадров на селе. Кстати, в городах ситуация ненамного лучше. Пять лет назад об этом громко сказала комиссия здравоохранения Общественной палаты. Проблема осталась без внимания.

Не хватает реаниматологов, анестезиологов, дерматологов, нейрохирургов, рентгенологов для работы на тяжелой технике, патологоанатомов, провал с узкими специалистами. Есть регионы, где более 50 % врачей пенсионного возраста и только 7 % молодых специалистов.

Необходима настоящая государственная программа выхода из этого кадрового состояния.

В муниципальных больницах зарплата врача — в пределах 8000 руб. Врач должен дорабатывать десятью — двенадцатью дежурствами до 15–20 тыс., что-бы как-то выжить. Где уж там повышать свою квалификацию.

Не знаю, когда будет улучшение, но мне сегодня стыдно смотреть в глаза своим ординаторам, которые зарабатывают две тысячи с хвостиком.

Несовершенство закона 94-ФЗ. Теперь его поправляют, это правильно. Но Минэкономразвития снова отличилось. Пришел приказ № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчика». Новая схема закупок, в которой объединили необъединяемые группы, например антибиотики и противогриппозные препараты. Теперь мы на квартал можем покупать или одно, или другое. Или группа № 96: объединили вату и рентгеновское оборудование. Такие законы и приказы дискредитируют власть.

Еще одна беда — разница в подушевом нормативе в разных регионах страны. Разница в тарифах, которые не менялись несколько лет. Страна у нас одна. Почему человек должен страдать, если он родился в дотационном регионе и в нем нет достаточных средств на здравоохранение? Непродуманное разделение полномочий здравоохранения на федеральный, региональный и муниципальный уровни. 

.




Ближайшие мероприятия

×
×