КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ — ДЛЯ РОДНОГО УРАЛА


Вот уже 82 года Уральская государственная медицинская академия — УГМА (до 1995 года Свердловский государственный медицинский институт — СГМИ) — главная кузница высококвалифицированных специалистов с высшим медицинским образованием на Среднем Урале. Сегодня на девяти факультетах академии обучается свыше 4000 студентов. Академия осуществляет подготовку специалистов-медиков, которые после выпуска из ее стен востребованы не только в городах и населенных пунктах Свердловской области, но и на территории всего Уральского региона и далеко за его пределами. И это неудивительно, ведь миссия УГМА: «Во благо здоровья уральцев — изучать, исцелять, воспитывать!» о современных буднях научно-образовательного учреждения нам рассказал ректор ГБОУ ВПО УГМА Сергей Михайлович КУТЕПОВ.

kytepov.jpg Сергей Михайлович, с 1 сентября 2011 года медицинские вузы перешли на новые стандарты подготовки и обучения студентов. В чем главная суть этих преобразований, и какие изменения произошли в УГМА?

— В первую очередь, изменения в системе образования коснулись практической части — ее решили увеличить. Так, по стандартам предыдущего поколения высшие учебные заведения готовили врача по схеме «6 лет обучения плюс год интернатуры», и только после семи лет он получал возможность практиковать, а если врач еще выбирал два года ординатуры, то к полноценной работе приступал только после 9 лет обучения. По новым стандартам студент медицинского вуза через 6 лет будет иметь право практиковать, а ординатура будет идти в зависимости от специальности от двух до пяти лет. Таким образом, максимальный период обучения в ординатуре и подготовка уникального врача, например, кардиохирурга, нейрохирурга, будет составлять 11 лет.

В реформу медицинского образования мы влились наравне со всеми вузами страны, поэтому первокурсники набора 2011 года у нас занимаются уже по новым стандартам. По окончании шестилетнего образования, как и прописано в новых регламентах, они получат общую специальность, что позволит им работать в первичном звене. Если же студенты учатся на стоматологическом и фармацевтическом факультетах, то для того, чтобы работать в ЛПУ, аптеках или на фармпроизводстве, им понадобится пять лет.

Разумеется, для того, чтобы подготовить специалиста за 5-6 лет, уже с первого курса студентам необходимо давать компетенции и практические навыки. В связи с этим в первый год студенты отрабатывают профессиональные навыки на специальных манекенах и тренажерах, которые имитируют человеческое тело или организм. На них можно проводить анестезиологическое пособие, реанимацию и выполнять операции, их можно обследовать. Исходя из этого, наша сегодняшняя задача — максимально полно обеспечить муляжами и тренажерами всех студентов по всем направлениям медицины. Конечно, данные фантомы — дорогостоящее оборудование, но их наличие необходимо для подготовки профессиональных кадров, поэтому мы делаем все возможное, чтобы улучшить техническое оснащение Академии.

ygma.jpgЧто касается практики в реальных условиях лечебных учреждений, то у нас заключены договоры со многими городскими больницами. Кроме этого, в некоторых ЛПУ расположены клинические базы Академии, благодаря чему студенты под руководством квалифицированных преподавателей и практикующих врачей имеют возможность отрабатывать ряд манипуляций с реальными пациентами.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно об ординатуре. Как она будет проходить и что требуется от Академии, чтобы перейти на новые стандарты?

— После базового обучения и практикующей деятельности в ЛПУ врачи имеют право поступать в ординатуру, которая будет длиться от двух до пяти лет, и будет давать узкую специальность. Мы понимаем, что столь долгая ординатура предполагает приезд специалистов с семьями, поэтому заблаговременно начали продумывать вопрос о расселении студентов. На сегодняшний день общежития Академии имеют мало комнат, подходящих для проживания молодых семей, поэтому перед нами стоит задача — улучшить материальную базу вуза в плане жилья. Надеемся, что для строительства нового общежития будет оказана помощь со стороны Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

ygma1.jpg— Сергей Михайлович, мы знаем, что в последние годы коллектив Академии работает над расширением круга специальностей. Каких результатов уже удалось достичь в этом направлении?

— В 2011 году мы приняли первых студентов на новую специальность — клиническую психологию и выпустили специалистов по социальной работе. Кроме этого, в перспективе — подготовка специалистов по управлению и экономике в здравоохранении, а также совместно с УрФУ мы планируем готовить специалистов по медицинской генетике и физике.

Важно отметить, что увеличение круга специальностей влечет за собой расширение учебных площадей. Сейчас мы готовим проектно-сметную документацию на строительство нового учебного корпуса. На данный момент обстановка в отношении использования площадей в ЛПУ довольно шаткая, Академия должна иметь собственные площади, чтобы мы могли без проблем решать вопросы по предоставлению аудиторий для чтения новых курсов и программ.

На сегодняшний день Академия нуждается в улучшении материально-технической базы в целом. Мы не жалеем средств, чтобы наша библиотека обладала великолепной и максимально широкой базой. Так, помимо печатной литературы, мы расширяем спектр электронных источников информации и делаем все возможное, чтобы Интернет внутри стен вуза стал более доступным и для студентов, и для преподавателей. Так как речь идет о подготовке врачей высокой квалификации, мы должны целенаправленно работать и в плане обучения студентов работе с материалами: историями болезней, анализами результатов лечения, анализами качества оказания медицинской помощи. Обучение должно включать в себя системные занятия научной и исследовательской деятельностью.

ygma2.jpgСегодня примерно полторы тысячи студентов (около 40%) занимаются в научных кружках. Мы же ставим себе целью довести эту цифру до 75%. Привлечение студентов в научные общества позволяет научить ребят ориентироваться в большом спектре материалов, анализировать литературу, давать заключение своей работе или тому, кто эту работу выполнял. Так как врач должен совершенствоваться и учиться на протяжении всей профессиональной жизни, то это очень полезные навыки.

Еще одна задача, которая стоит перед нами — мобильность студентов и их подготовка на базах ведущих вузов нашей страны, а также стран дальнего и ближнего зарубежья. Каждый год около 14-20 студентов проходят месячные практики в таких странах, как Чехия, Сербия, Германия, Нидерланды и др. Более того, из этих стран по обмену к нам на стажировку приезжают иностранные студенты. Такой обмен молодыми подрастающими кадрами полезен как Уральской медицинской академии, так и нашим зарубежным коллегам, так как уровень оказания медицинской помощи в Екатеринбурге достаточно высок — у нас есть чему учиться. Не секрет, что особенно сильные направления екатеринбургского здравоохранения — кардиохирургия, онкология, эндокринология, глазные болезни, ЛОР и др.

— Помимо научной деятельности Академия уделяет большое внимание участию студентов в общественной жизни как вуза, так и города в целом.

ygma3.jpg— Да, совершенно верно, мы уделяем особое внимание активному участию студентов в общественной жизни. Не так давно был принят закон о дополнительном финансировании стипендиального фонда. Поэтому, если раньше повышенная стипендия назначалась студентам только за высшие оценки, то с 1 сентября 2012 года будет создаваться специальный фонд, из которого студентам будут начисляться дополнительные «премиальные» за активное участие в общественной жизни: занятия спортом, участие в соревнованиях, поддержка волонтерских движений, работа с детскими домами, домами инвалидов, программы против наркотиков, курения и т. д. Уже сегодня общественные движения активно работают в Академии, но дополнительная финансовая поддержка позволит нам привлечь к данным мероприятиям еще больше студентов.

Также мы приветствуем активное участие студентов в жизни Академии. У нас уже четвертый год существует Союз студентов и аспирантов и создан Совет студенческих общежитий, который решает проблемы заселения, предпринимает воспитательные меры по урегулированию спорных моментов среди проживающих.

— Сергей Михайлович, Вы многое делаете для студентов, а как строится работа с преподавательским составом?

— Одно из наших новшеств — выездные лекционные циклы преподавателей Академии в другие страны. Например, профессор Л. М. Гринберг, заведующий кафедрой патологической анатомии, планирует поездку в США читать курс лекций по своему направлению. Профессор О. М. Лесняк, заведующая кафедрой семейной медицины, едет в Узбекистан для чтения лекций по вопросам доказательной современной медицины для студентов 5-6 курсов.

Кроме этого, перед руководством Академии стоит задача — повысить уровень научных исследований и поднять индекс цитируемости наших ученых как в русскоязычных изданиях, так и иностранных. Для этого необходимо иметь международные гранты, и в этом направлении тоже ведется активная работа. У нас создан специальный Центр, где преподавателей обучают не только тому, как подготовить документы на конкурс, но и подсказывают, на что лучше сделать акценты, чтобы заинтересовать своими идеями комиссию, которая объявила грант.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×