1 О ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗАБОТИЛИСЬ 115 ЛЕТ НАЗАД | Медицина Российской Федерации

О ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗАБОТИЛИСЬ 115 ЛЕТ НАЗАД


В 2012 году исполняется 90 лет санитарно-эпидемиологической службе России. (В 1922 году был подписан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики»). Однако истоки этого события надо искать за полвека до указанной даты.

smorodintcev.jpgВ 1872 году были созданы первые учреждения, занимавшиеся надзором за санитарной и эпидемической обстановкой. Появились они в Пермской губернии, включавшей в себя Свердловскую область. Тогда же была введена должность губернского санитарного врача, на которую был приглашен земский врач Иван Иванович Моллесон. Таким образом, лавры первого санитарного врача и первого санитарно-эпидемиологического учреждения страны, по праву принадлежат уральцам.

В сферу деятельности постоянной санитарной комиссии, которую возглавлял И. И. Моллесон, входили са-нитарно-статистические исследования климатогеографических условий местности, условий быта и труда населения, ситуации по заболеваемости инфекционными и неинфекционными заболеваниями. Кроме того, уральские врачи большое внимание уделяли исследованию условий быта и учебы подростков.

На губернском съезде земских врачей, проходившем в Перми в 1886 году, вопрос о здоровье школьников впервые стал предметом серьезного обсуждения. Тогда врачи М. И. Мизеров из Красноуфимска и М. А. Токарев из Верхотурья в своих сообщениях связали неудовлетворительное санитарное состояние школ с высокой заболеваемостью учащихся.

В следующем, 1887-м году уральскими уездными врачами Н. А. Русских и А. И. Смородинцевым была предложена программа изучения развития подростков. Она называлась «Физическая организация школьных детей в Пермской губернии» и не имела аналогов в России. Земские врачи в течение трех лет вели наблюдение за состоянием здоровья более восемнадцати тысяч учащихся разных классов. Проанализировав полученные данные, они сделали вывод о том, что поскольку классные комнаты плохо освещены, недостаточно протоплены, не проветриваются, а также из-за тесноты, плохого питания и антисанитарии дети часто болеют, в школах возникают эпидемии. Это было ровно 115 лет назад, и стало своего рода отправной точкой и создания СанПИНов для детских учебных заведений, и развития и становления школьной медицины. И все это — с подачи уральских врачей.

Далее события развивались следующим образом. В 1889 году в Москве появились первые школьно-санитарные врачи, в обязанности которых входило проведение противоэпидемических мероприятий в школах, санитарный осмотр классов, а позднее и ежегодные медицинские осмотры детей. На Урале эти функции выполняли земские врачи, которые работали безвозмездно.

В 1901 году на восьмом съезде врачей Пермской губернии доктор М. И. Мизеров предложил ввести в программу съезда обсуждение вопросов школьной гигиены и целесообразности введения на Урале должностей врачей средне-учебных заведений, поскольку земские медики в силу своей чрезвычайной загруженности не имеют возможности уделять должного внимания школьным проблемам.

Выступавшие отметили, что начальные школы губернии в основном не отвечают требованиям гигиены. В большинстве из них нет чистых специальных емкостей для хранения воды, ее не кипятят, дети не моют руки, часто простужаются. Серьезной проблемой является и общий низкий уровень санитарной культуры, из-за чего тормозилось решение самых банальных вопросов. «Простой железный умывальник стоит недорого. Расход на холщовые полотенца и мыло также выразится лишь несколькими рублями за месяц на школу», — говорили выступавшие, объясняя, как можно легко справиться с «неразрешимыми» проблемами.

Еще одним вопросом, о котором шла речь на съезде, было питание школьников. Для Пермской губернии обеспечение учащихся горячими завтраками в те годы было делом новым. Хотя в Московской, Курганской и некоторых других губерниях эта практика уже активно применялась. На съезде был приведен такой пример: «В некоторых школах завтраком пользуются все ученики, а в других — только из дальних деревень. Дети охотно посещают школу: меньше стало манкировок и выходов из школы. Дети очень интересуются, чем их накормят. Голодная и холодная школа не так заманчива».

Подводя итог обсуждению школьных проблем, выступавший по этому вопросу докладчиком врач А. П. Штейнфельд высказал несколько пожеланий в адрес съезда. Он отметил, что необходимо, чтобы учителя народных школ приняли на себя устройство горячих завтраков для школьников при субсидии со стороны уездных земств. Чтобы школьники пользовались для питья только доброкачественной кипяченой водой, которую необходимо держать в закрытых сосудах с кранами. Чтобы во всех школах имелись железные умывальники, мыло и полотенца. Чтобы учительский персонал был знаком с основами гигиены.

В 1916 году Пермским губернским земством были утверждены «Инструкции для санитарных врачей в отношении школьно-санитарного надзора» и «Наставления для учителей по содержанию школ в санитарном отношении». Это стало итогом почти тридцатилетней борьбы санитарных врачей за здоровье школьников края — за новое поколение уральцев.

Ольга ВАСИЛЬЕВА, сотрудник

Свердловского областного музея

истории медицины

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×