СИСТЕМА ОМС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


Сохранение социальных гарантий в условиях экономического кризиса — приоритетная задача внутренней политики РФ. В этом процессе одну из главных ролей играет система обязательного медицинского страхования, гарантирующая гражданам получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи. В Оренбургской области эту форму социальной защиты реализует территориальный Фонд ОМС. О деятельности Оренбургского областного Фонда ОМС рассказывает его исполнительный директор Иван Иванович ГОЛОВИН.

28.jpg— Иван Иванович, как функционирует система обязательного медицинского страхования в Оренбургской области?

— Система ОМС осуществляет обеспечение гарантированного объема, доступности, условий и качества медицинской помощи, а также правовую и социальную защиту прав граждан в системе областного здравоохранения, занимается досудебным решением споров между застрахованными, страхователями, страховыми медицинскими организациями и медучреждениями и даже представляет интересы граждан в судах. Принятие Законов РФ «Об основах обя зательного социального страхования», «О медицинском страховании граждан в РФ» и других нормативно-правовых актов исправило соотношения ресурсов и обязательств в сфере здравоохранения. По данным июля нынешнего года, в Оренбургской области по обязательному медицинскому страхованию было застраховано 2 071 817 человек, в том числе 7 84 642 работающих граждан и 1 287 175 неработающих.

Страхователь заключает договор со страховщиком — страховой медицинской организацией, которая выдает застрахованным полисы ОМС. Сейчас в Оренбургской области, не считая Фонда ОМС, который тоже выполняет функции страховщика, работают пять страховых медицинских организаций: филиалы ОАО «Страховая компания «СОГАЗМед», ЗАО «Капитал Медицинское страхование», ООО «Страховая компания «Ингосстрах-М», «Оренбург-РОСНОМС» ОАО «РОСНО-МС» и ЗАО «Медицинская акционерная страховая компания «МАКС-М». Взаимоотношения между государственным Фондом ОМС и другими страховщиками регулируются договорами о финансировании обязательного медицинского страхования. По этому договору Фонд ОМС принимает от медучреждений счета, проводит их первичный экспертный контроль и оплачивает медицинские услуги, оказанные застрахованным.

ЛПУ области получают деньги за фактически выполненные объемы услуг с учетом запланированных на это ассигнований и по расценкам, утвержденным на соответствующий год Генеральным тарифным соглашением в системе ОМС. Сроки выплат нами всегда соблюдаются, задолженности по оплате медицинских услуг, оказанных лечебными учреждениями области, у Фонда ОМС нет. Сейчас в системе ОМС медицинские услуги оренбуржцам оказывают 82 медучреждения области. У них разные формы собственности, но все они имеют необходимые лицензии и сертификаты и внесены в перечень медицинских учреждений, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи.

— Как действует система финансирования Фонда? Появились ли сложности с аккумулированием средств в связи со сложной экономической ситуацией?

— Существует Федеральная программа госгарантий, которая гарантирует бесплатное получение россиянами медицинской помощи в масштабах страны. Составляющей федеральной программы
является Базовая программа ОМС Российской Федерации, которая в свою очередь определяет, куда, в каких объемах и на какие цели должно направляться финансирование. На основании Федеральной программы госгарантий и базовой программы ОМС в субъектах Российской Федерации принимаются территориальные программы.

Постановлением правительства Оренбургской области от 19 января 2009 года утверждена «Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год», стоимость которой составила 12 492,6 млн. руб., или 6024,0 руб. в расчете на одного оренбуржца. Из этого объема финансирования доля средств ОМС составляет 6520,6 млн. руб., или 3144,3 руб. на одного жителя области. К сожалению, 2009 год существенно отличается от 2008 тем, что практически во всех сферах жизни ощущаются последствия мирового финансового кризиса. Территориальная программа госгарантий утверждена с дефицитом в 32 % относительно федеральных нормативов.
В то же время 61,7 % доходов бюджета территориального фонда ОМС составляют платежи органов исполнительной власти субъекта на обязательное медицинское страхование неработающего населения — детей, пенсионеров, учащихся и студентов дневных форм обучения, а также безработных и вынужденных переселенцев, проживающих на территории области. В нынешнем году на медицинское страхование этих категорий граждан запланировано на 234 млн. руб. больше, чем в 2008 году. Рост составил 6,1 %.

Если сравнивать бюджетную обеспеченность госгарантий этих категорий граждан, то, по сводным данным за 2008 год, в структуре доходов Оренбургского областного Фонда ОМС доля платежей на неработающее население составила 51,6 %, значительно больше, чем в среднем по РФ (33,3 %), и больше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу (49 %).

Основными источниками дохода бюджета Оренбургского ТФОМС являются средства областного бюджета, направляемые на обязательное медицинское страхование неработающего населения, и налоги, в том числе часть единого социального налога, зачисляемая на счета Фонда ОМС. В 2008 году на счета фонда поступило средств единого социального налога в сумме 1516,7 млн. руб. (на 21,4 % больше, чем в 2007 году), а средств областного бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения — 3527,0 млн. руб. (на 16,0 % больше, чем в 2007 году). В 2009 году сохраняется положительная динамика в поступлении, как налогов, так и страховых взносов на ОМС неработающего населения. За первое полугодие 2009 года на счета фонда поступило 750,5 млн. руб. средств единого социального налога (на 4,0 % больше, чем за аналогичный период 2008 года) и 2022,4 млн. руб. (на 15,1 % больше, чем за 6 месяцев 2008 года) средств областного бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Исполнение бюджета Фонда ОМС по поступлению единого социального налога в 2008 году составило 99,8 % (в среднем по РФ — 99,4 %), а за 6 месяцев 2009 года — 103,8 %. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 01.07.2009 года исполнение бюджета фонда составило 100 %. Правительство Оренбургской области уделяет повышенное внимание вопросу охраны здоровья граждан. Социальная направленность областного бюджета позволяет реализовывать государственные гарантии в сфере здравоохранения в Оренбуржье на достойном уровне.

29.jpg

— Изменилась ли расходная часть бюджета ТФОМС в 2009 году?

— Изменения произошли в сторону увеличения средств, направляемых на финансирование территориальной программы ОМС с учетом трансфертов, получаемых из бюджета федерального Фонда обязательного медицинского страхования. В сравнении с соответствующим показателем бюджета 2008 года рост в 2009 году составит 3 %. Кроме территориальной программы ОМС, бюджетные обязательства фонда касаются мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», в частности диспансеризации детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в стационарных учреждениях систем образования, здравоохранения и социальной защиты. Значительные средства направляются на дополнительную диспансеризацию работающих оренбуржцев, на
что в 2009 году за 11 месяцев уже перечислено 39,6 млн. руб. Продолжается финансирование дополнительной медицинской помощи, оказываемой специалистами участковой службы. По состоянию на 1 декабря 2009 года, на территории Оренбургской области надбавку к заработной плате получали 1240 участковых врача и 1277 участковых медсестер. На эти цели Фонд ОМС направил 297 млн. руб.

— Оренбургский областной Фонд ОМС осуществляет и контроль над качеством медицинских услуг, объемами и сроками…

— Действительно, в 2008 году специалисты Фонда ОМС и страховых компаний проверили все ЛПУ области и более чем по 11 % проверенных случаев выявили недостатки. Основные нарушения — это оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, завышение объема оказанной медицинской помощи, необоснованная госпитализация, неправильное ведение медицинской документации, ограничение доступности медицинской помощи. А самое главное, в ряде проверенных больниц с пациентов необоснованно взимали денежные средства за те услуги, которые должны были оказываться бесплатно по программе госгарантий. За первое полугодие 2009 года специалисты областного Фонда ОМС и страховых медицинских организаций проконсультировали 21 сложного больного, в ходе проверок изучили и оценили 42 499 случаев оказания медицинской помощи. К сожалению, по 5363 случаям — а это 12,6 % — были замечания по качеству лечения. Опять выявлены факты приобретения лекарственных препаратов и оплаты медицинских услуг больными, находящимися на стационарном лечении. По итогам этих проверок финансирование учреждений нарушителей в общей сложности умень-
шено на 2 562 913,4 руб. За первое полугодие 2009 года от пациентов поступило 43 письменных и 104 устных обращения, и анализ показал, что в 80 % случаев жалобы оренбуржцев были обоснованными.
Специалистами ОМС была проведена работа по защите прав застрахованных. Эта деятельность фонда также напрямую связана с обеспечением государственных гарантий в сфере здравоохранения.

— Какие планы намечены к реализации в ближайшем будущем?

— В 2010 году изменения в системе госгарантий будут положительными, все направления деятельности ТФОМС сохранятся, а финансирование главных из них будет увеличено. Несмотря на сложности, вызванные кризисными явлениями в экономике, в проекте бюджета Оренбургской области на следующий год запланировано увеличение средств, которые будут направлены на обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи неработающему населению. Финансирование других направлений будет не ниже, чем в нынешнем году. Это одно из подтверждений того, что социальная направленность работы органов государственной власти Оренбургской области остается неизменной.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×