За последние два года государственная социальная политика претерпела серьезные изменения. Дополнительные государственные вложения в здравоохранение позволили сдвинуть с мертвой точки вопросы, не решавшиеся в течение многих лет. В частности — вопрос увеличения рождаемости. За период с 1 января 2007 года по 1 апреля 2008 года в России родились более 2 млн. детей. Это настоящий демографический взрыв, который не демонстрирует ни одна из развитых стран. Задача сегодняшнего дня — обеспечить родившимся детям достойное развитие, сохранение и укрепление здоровья, благоприятную среду семейного воспитания. Особая ответственность за это лежит на органах здравоохранения и социального обслуживания населения. К сожалению, здесь еще не все обстоит благополучно. В ряде субъектов Российской Федерации учреждения здравоохранения оказались не готовы к такому росту рождаемости. В текущем году (данные за два месяца) в 48 субъектах Российской Федерации зарегистрирован рост смертности детей в возрасте до 1 года.
В соответствии с подпрограммой «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России на
Ожидается, что мероприятия по стимулированию рождаемости и развитию службы родовспоможения позволят добиться увеличения коэффициента рождаемости с 11,3 на 1000 населения в 2007 году до
Приоритетная задача 2008 года — создать задел для решения в ближайшие два-три года проблемы высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и от дорожно-транспортных происшествий, причин — главных виновников преждевременного ухода из жизни трудоспособных людей. Так, несмотря на то, что динамика показателей смертности в 2007 году по сравнению с 2006 годом улучшилась, положение дел в этом направлении остается неудовлетворительным. Необходимо качественно преобразовать систему оказания экстренной медицинской помощи больным с инфарктами и инсультами, одновременно внедрив модель ранней реабилитации больных мультидисциплинарными бригадами. Из 1 млн. больных, которых мы теряем ежегодно от сердечно-сосудистых заболеваний, необходимо сохранить уже в первый год 150 тысяч. На создание 12 региональных и 36 первичных сосудистых отделений в этом году будут направлены субсидии бюджетам 12 субъектов Российской Федерации на сумму 3,6 млрд. рублей. На эти же цели в 2009 ? 2010 годах предусмотрено еще 4,6 млрд. рублей.
Важным мероприятием является также организация работы по проектированию, строительству и оснащению современным медицинским оборудованием федеральных и региональных перинатальных центров. В 2008 году будут оснащены оборудованием и сданы в эксплуатацию областной перинатальный центр в г. Иркутске и региональный перинатальный центр в г. Калининграде. Также будет начато строительство 3 федеральных и 16 региональных перинатальных центров.
В 2008 году Министерство приступило к системным действиям по повышению безопасности медицинских операций и манипуляций. Это касается, в первую очередь, препаратов крови и ее компонентов.
Другая проблема — оказание высокотехнологичной медицинской помощи, потребность в которой удовлетворена в 2007 году только на треть. Ради справедливости следует отметить, что в
Действия будут вестись по двум направлениям. Первое — будут построены и введены в действие 15 новых федеральных центров высоких медицинских технологий по травматологии, ортопедии и эндопротезированию, сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии. Второе — будут оснащены высокотехнологичным медицинским оборудованием 44 действующих федеральных медицинских учреждения. В систему оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета включаются МУ, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Важнейшей задачей 2008 года является разработка и принятие Концепции развития здравоохранения на период до 2020 года, над которой сейчас работают ведущие специалисты страны. Прорабатываются вопросы развития программы государственных гарантий медицинской помощи, системы управления как отраслью в целом, так и отдельными типами лечебно-профилактических учреждений, инновационного, информационного и кадрового обеспечения здравоохранения. Особое место отводится выработке решений по изменению системы обязательного медицинского страхования. Это сложная тема, требующая взвешенного подхода. Решения по ней будут приниматься на основе опыта пилотных регионов и с учетом долгосрочной перспективы.
.