НАДЕЖДА ВДОВИНА: «КОМАНДА МОЖГИНСКОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ – НА ВЕРНОМ ПУТИ»


Одно из главных достижений Можгинской районной больницы за последние два года - успешное внедрение в работу бережливых технологий. В результате реализованного проекта «Бережливая поликлиника» жители Можги и района получили качественно новую поликлинику. В настоящее время в учреждении реализуется второй этап проекта: «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

49.jpgНадежда Петровна ВДОВИНА

Главный врач БУЗ Удмуртской Республики «Можгинская РБ МЗ УР»

Депутат городской думы г. Можга, председатель комиссии по социальной политике

- Надежда Петровна, согласно опросам, население района положительно оценивает внедрение в Можгинской РБ бережливых технологий. Какова оценка профессионалов?

- В июле 2018 г. нашу взрослую поликлинику, женскую консультацию и медицинский склад посетила менеджер федерального Центра организации первичной медико-санитарной помощи Ирина Ивановна Мироедова. Она с огромным вниманием и интересом пообщалась с сотрудниками, вникая во все тонкости и детали реализованных в рамках проекта направлений, во время проведения обучающего семинара поделилась своим опытом работы по созданию новой модели оказания медицинской помощи. Ирина Ивановна отметила, что коллектив нашей больницы вовлечен в процесс, активно включился в проект, правильно расставляет цели, задачи и реализует мероприятия по принципам бережливого производства. Команда Можгинской районной больницы - на верном пути. Результаты за такой короткий срок хорошие, хотя многое еще предстоит сделать. Важно сохранить лучшие достигнутые результаты и тиражировать успешный опыт на пути к новым целям. Мы очень благодарны Ирине Ивановне за визит и оказанную методическую помощь.

Также, в июле 2018 г. наше лечебное учреждение посетила представитель госкорпорации «Росатом», руководитель проекта АО «ПСР», Заслуженный экономист УР, доктор экономических наук Надежда Станиславовна Давыдова, которая курирует в Удмуртии проекты по реализации бережливого производства в различных сферах деятельности. Напомню, что производственная система «Росатом» - это культура бережливого производства и система непрерывного улучшения всех процессов, благодаря которой госкорпорация добилась существенного повышения эффективности деятельности на своих предприятиях. Теперь «Росатом» распространяет свои лучшие, проверенные практики и опыт ведущих специалистов на медицинские учреждения. В ходе визита, Надежда Станиславовна отметила, что поставленные цели и задачи на первых этапах реализации проекта Можгинская РБ достигла с отличными результатами. Интересен проект по управлению запасами лекарственных средств и медицинских изделий, в рамках которого за счет внедрения логистических операций по передвижению лекарственных средств, стандартизации пространства склада по системе 5S, системе ан-дон, выстраивании с поставщиками линии поставки «точно в срок», удалось снизить на первоначальном этапе объем запасов на 30%. Куратор также отметила, что внедрение принципов бережливого производства необходимо продолжать, опираясь на успешный опыт. Наша задача - определить новые направления, чтобы реализовать новые цели.

- Расскажите подробнее о работах, проведенных в рамках проекта «Бережливая поликлиника» в 2017 году.

- Реализация проекта «Бережливая поликлиника» в поликлинике Мож-гинской РБ началась 18 сентября 2017 года. В проект был вовлечен весь наш персонал, кроме того, нам помогали студенты медицинского колледжа. Проводилось обучение персонала. Были проведены анкетирования, сбор предложений и проблем среди сотрудников и пациентов.

Для улучшения работы были выбраны следующие направления: оптимизация проведения процесса диспансеризации, работы регистратуры и работы врача-терапевта участкового. Регистратура получила новый современный облик - была реконструирована по открытому типу. Установлена стойка информации, с медицинским администратором. Картохранилище из регистратуры перенесено в отдельное помещение. Установлено два информационных сенсорных терминала. Благодаря внедрению электронной записи на прием к врачу упрощена процедура оформления и значительно сократились очереди. Call - центр размещен отдельно, рядом с регистратурой - в нем введется прием вызовов на дом, предварительная запись.

Проведен ремонт гардеробного помещения, с увеличением количества номерков до 350 человек. Входная группа оснащена настенной и напольной навигацией: удобные стрелки помогают пациентам легко ориентироваться в здании. Оборудована зона комфортного пребывания с кожаным диваном, телевизором и кулером. Для пациентов с ограниченными возможностями, в рамках проекта «доступная среда», на первом этаже функционирует санузел, оснащенный кнопкой вызова. Кабинет приема данной категории пациентов специалистами также находится теперь на первом этаже. Сформированы рациональные потоки пациентов с разделением на больных и здоровых. Оптимизирована логистика при движении, в зависимости от цели посещения. Информационное сопровождение всех процессов осуществляется администратором, который также занимается распределением потоков пациентов. Создана электронная сетка - для записи на повторный прием, на прием к узким специалистам, на все лабораторные исследования и на обследования (ЭКГ, УЗИ, СКТ, СПГ, рентген).

В рамках работ по направлению диспансеризация, на первом этаже организовано отделение медицинской профилактики (ранее там находилась женская консультация, которая перенесена в помещение другого здания), тем самым передвижения пациентов сведены к минимуму. В результате сократились сроки прохождения первого этапа диспансеризации до двух дней и двух посещений (в первый день - за два часа, второй день - за 30 минут). На дополнительных стендах размещена информация по территориальной программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. По направлению оптимизации работы участкового терапевта комфортно оснащены рабочие места медперсонала, функционирует единая медицинская информационная система. Оптимизирован процесс приема пациентов участковыми терапевтами - ожидание у кабинетов сведено к минимуму. В основе организации труда лежит принцип 5S. Следует подчеркнуть, что в рамках проекта существенный блок работы проведен по информатизации учреждения. Специалистами Республиканского медицинского информационно-аналитического центра была проведена работа по доработке программных модулей с целью сокращения непроизводительных затрат времени на «техническую» работу - это, прежде всего, автоматизированная выписка справок, заключений, направлений и копий результатов обследований и исследований, выдача рецептов. Также в работе медперсонал применяет следующие алгоритмы действий: запись на прием к узким специалистам, на диагностические и лабораторные исследования, в специализированные республиканские медицинские организации - в результате сокращается время приема пациента и время, затраченное пациентом на оформление предварительной записи.

- Какие методы используются для реализации второго этапа проекта?

50.jpg-    На втором этапе реализации проекта - «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» -выбраны два направления: оптимизация работы узких специалистов взрослой поликлиники и акушеров-гинекологов женской консультации; управление запасами лекарственных средств и медицинских изделий.

В рамках оптимизации работы приема врачей акушеров-гинекологов, в результате картирования текущего состояния процессов, были выявлены и проанализированы потери. Кабинет приема врача переполнен различными бланками, бумагами, устаревшей документацией и пр. - терялось время на поиски. К большим очередям в кабинет приводили непрогнозируемая нагрузка по приему беременных без записи, неравномерная нагрузка на медперсонал, потери времени на заполнение бумаг, не разделенные потоки пациентов. Пациентам приходилось посещать поликлинику несколько раз в разные дни. Из-за непродуманной планировки кабинета акушерка и врач совершали лишние передвижения.

Для устранения потерь мы использовали визуализацию, стандартизацию. Организовали рабочие места, применяя инструмент 5S. Определили время для записи беременных. Выделили отдельный кабинет для КТГ. Кольпоскопию стали проводить в день приема. О патологии, выявленной цитологическим исследованием, лично сообщаем пациенткам по телефону, с записью на прием. Перешли на электронный документооборот.

Время оформления записи на прием к врачу через регистратуру сократилось в 10 раз (с 20 минут до двух минут) - за счет предварительной подготовки амбулаторных карт приема, организации записи через кабинет лечащего врача, увеличения в два раза количества номерков, выложенных в интернет, записи по телефону. Время ожидания у кабинета врача уменьшилось в 2,5 раза, для пациентов создана комфортная зона ожидания у регистратуры, установлен кулер, закуплены банкетки.

В рамках второго направления проекта «Управление запасами лекарственных средств и медицинских изделий» также выявлен ряд проблем. В их числе: не ритмичность поставок; не соблюдение графика выдачи ЛП и МИ; отсутствие ежедневного списания медикаментов; не соответствие годовых заявок у подразделения от получения ЛП и МИ по факту; сбои в программе «Персонифицированный учет медикаментов в ЛПУ»; различный уровень владения компьютерными навыками; потеря времени на ввод накладных в бумажном виде (предложение: отправка электронных накладных от поставщиков).

Проанализировав потери, на основании «Диаграммы Исикавы», составили модель перемещения и учета товарных запасов. Определили основные процессы: приемка товара, хранение, выдача товара, внутрискладские операции. Провели хронометраж и картирование выдачи ЛС и МИ. Для устранения потерь использовали систему 5S, визуализацию, стандартизацию, «Канбан».

На данный момент установили съемные кармашки, установили демосистему (где разместили информацию о нахождении ЛС по номеру ячейки стеллажа), составили график выдачи ЛС и МИ для структурных подразделений, составили график поставок товаров от поставщиков. Создали отдельную карантинную зону в помещении для хранения МИ. Разработали и внедрили СОПы по хранению ЛП и МИ, по срокам годности ЛП и МИ (раздельно для структурных подразделений и помещений для хранения ЛП и МИ). На данном этапе монтируются стеллажи в помещении для хранения медицинских изделий. В результате проведенных работ, в три раза сократилось время ожидания выдачи ЛП и МИ (составлен график). Время на поиск ЛС и МИ сократилось в 1,8 раз (за счет организации расстановки и нумерации стеллажей в помещении хранения ЛС по системе 5S).

Успешная реализация проектов по улучшению медицинского обслуживания граждан стала возможной благодаря поддержке министра здравоохранения Удмуртской Республики Игоря Георгиевича Титова. Выражаем искреннюю благодарность министру за доверие, оказанное нашему учреждению, и за активное содействие в работе по внедрению бережливых технологий в Можгинской районной больнице.

БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР»

427790, Республика Удмуртия, 

г. Можга, ул. Сюгаильская, 19, 

тел.: 8 (34139) 3-26-36, 

e-mail: secretar@mcrb.net, 

www.mozhga.udmmed.ru

.

Назад в раздел
×
×