На прошедшем в Москве селекторном совещании по вопросам реализации федерального проекта «Качество жизни (Здоровье)» был сделан акцент на двух основных вопросах — улучшение обеспеченности системы здравоохранения страны медицинскими кадрами и разрешение проблемы доступности медицинской помощи сельскому населению страны. Эти вопросы являются архиважными для отечественного здравоохранения и сегодня приобретают особую актуальность.
Салия Шарифьяновна МУРЗАБАЕВА
Член Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья
Открывая селекторное совещание, член Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья Салия Шарифьяновна Мурзабаева отметила: «Реализация федерального партийного проекта «Качество жизни (Здоровье)», инициированного «Единой Россией» и реализуемого при ее непосредственном участии и контроле, во многом зависит от улучшения обеспеченности системы здравоохранения страны медицинскими кадрами. Что, в свою очередь, напрямую оказывает влияние на доступность медицинской помощи. Ведь невозможно обеспечить доступность и качество медицинской помощи без укомплектования отрасли квалифицированными специалистами».
В ходе совещания было подчеркнуто, что в субъектах РФ с подведением итогов реализации проекта «Качество жизни (Здоровье)» особое внимание было обращено на достаточность мер для устранения кадровых диспропорций, сокращения дефицита медицинских кадров и их закрепления; определение перечня специальностей, по которым отмечается наибольший дефицит и выполнение плана поэтапного его сокращения; взаимодействие с федеральными ВУЗами по планированию объемов целевой подготовки, с учетом фактического кадрового обеспечения и эффективности трудоустройства выпускников, подготовленных в рамках целевого приема; реализацию рекомендаций Минздрава России по совершенствованию региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.09.2014 года №16-3/10/2/-6752); реализацию программы «Земский доктор» в 2014 году, планы на 2015 год; обсуждение вопроса развития регионального законодательства в части усиления дополнительных мер социальной поддержки медицинских работников с учетом кадрового обеспечения субъектов.
Были отмечены несомненные успехи проведенной работы в Алтайском крае, Калининградской, Липецкой, Волгоградской, Вологодской, Кировской, Мурманской, Свердловской, Челябинской областях, Республике Удмуртия, Пермском крае, Ивановской, Ленинградской областях, Республике Бурятия, Кемеровской области, Санкт-Петербурге и других регионах страны.
Медицинская помощь на селе остается менее доступной, чем в городах. Так, по данным, приведенным в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», медицинские учреждения территориально доступны только для 49,4% сельского населения, для 40% они труднодоступны, для 9% — недоступны. Среди основных проблем организации медицинской помощи сельским жителям можно назвать следующие: низкая плотность населения — Россия по плотности населения занимает 181-е место из 195 стран мира, 73% сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, доля населенных пунктов с численностью жителей свыше 2 тысяч составляют всего 2%; низкая транспортная доступность населенных пунктов; низкая обеспеченность кадрами (обеспеченность врачами в сельской местности по сравнению с городами 3 раза меньше); недостаточно развитая инфраструктура учреждений, неудовлетворительная материально-техническая база учреждений.
По мнению С. Ш. Мурзабаевой: «Одним из перспективных направлений по обеспечению доступности медицинской помощи сельскому населению РФ является развитие выездных форм оказания медицинской помощи. И сегодня мы видим ощутимые сдвиги в этом направлении. Мероприятия по дальнейшему развитию данной формы работы с учетом опыта ее организации в субъектах включены в региональные программы развития здравоохранения». В субъектах РФ было организовано более 8 тысяч выездных бригад специалистов. Кроме того, государственными и муниципальными медицинскими организациями используются мобильные медицинские комплексы, в том числе передвижные врачебные амбулатории и передвижные фельдшерско-акушерские пункты. По данным мониторинга, в течение 2014 года использовалось около полутора тысяч мобильных комплексов. Только за первое полугодие субъектами дополнительно было приобретено 533 передвижных медицинских комплекса (47 передвижных ФАПов, 2 врачебные амбулатории, 42 комплекса для диспансеризации взрослых и детей, 43 центра здоровья, 348 флюорографов и 51 маммограф).
Для повышения повсеместного обеспечения населения медицинской помощью используются все виды транспорта — в Красноярском и Хабаровском крае в рамках государственно-частного партнерства с ОАО «Российские железные дороги» действуют передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)» и поезд «Терапевт Матвей Му-дров», оснащенные всем необходимым для выполнения полной программы диспансерного обследования населения.
В Курганской области, Республике Бурятия, Новосибирской области также работают поезда здоровья, а в Томской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае — теплоходы здоровья.
В Ханты-Мансийском автономномо-круге — Югре действует консультативно-диагностическая передвижная поликлиника на базе теплохода. В Новосибирской области ежегодно проводится выезд врачей-специалистов на теплоходе «Андрей Первозванный» в рамках совместной духовно-просветительской миссии Новосибирской епархии Русской православной церкви и областного Минздрава.
В ряде субъектов внедрена такая форма работы, как использование «больничных автобусов» для доставки населения отдаленных районов, в том числе малоподвижных граждан, в медицинские организации для проведения осмотров (Омская, Ярославская, Ленинградская области). В Санкт-Петербурге и Ленинградской области реализован пилотный проект по развитию санитарной авиации с привлечением государственно-частного партнерства.
По словам С. Ш. Мурзабаевой, по итогам проведенной работы, во всех субъектах РФ решение кадровой проблемы здравоохранения считается основным условием развития отрасли, успешной реализации проекта «Качество жизни. Здоровье» и принимаются для ее решения все возможные меры.
.