ЗАПРЕТ НА РЕКЛАМУ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ


В настоящее время Государственная дума РФ разрабатывает сразу две инициативы, призванные ограничить рекламу медицинских изделий в России: один законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» был представлен на рассмотрение ГД РФ 13 мая, второй — одноименный — был принят Законодательным собранием в первом чтении 22 апреля 2014 года. Оба законопроекта предусматривают введение полного запрета на рекламу медицинских изделий в любых источниках, кроме профессиональных средств массовой информации и площадок мероприятий для медицинских работников.

5.jpgЗаконопроект, который был внесен на рассмотрение (но рассмотрен не был) 13 мая, по официальной информации, получил отрицательные заключения от двух профильных комитетов Государственной думы РФ — по экономической политике и по охране здоровья — и был отклонен на заседании ГД РФ. Однако работа над вторым законопроектом — откуда изъяты формулировки про лекарственные средства, но сохранены ограничения для медицинских изделий — продолжается. Обоснованием этому служит необходимость пресечь распространение информации о приборах сомнительного действия, от приобретения которых страдает большое количество граждан, особенно пожилого возраста.

В существующей редакции Закона «О рекламе» уже содержатся существенные ограничения на распространение информации о медицинских изделиях, для использования которых требуется специальная подготовка: их реклама не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Такой дифференцированный подход является оправданным: с одной стороны, ограничивается доступ потребителя к рекламе специализированных медицинских изделий, применение и использование которых без специальной подготовки может быть опасно для жизни и здоровья самого пациента, а с другой — в полной мере обеспечивается право потребителя на информацию о тех медицинских изделиях, использование которых не требует специальных знаний.

По мнению Ассоциации IMEDA, объединяющей более 40 ведущих производителей медицинских изделий, полный запрет на рекламу медицинских изделий влечет за собой несколько существенных рисков:

1. В условиях отсутствия общедоступной информации для получения базовых знаний о свойствах и характеристиках того или иного медицинского изделия пациенты будут вынуждены обращаться к врачу, что приведет к повышению нагрузки на систему здравоохранения, особенно в первичном звене;

2. Решение о рекомендации того или иного изделия будет отдано в руки сотрудников аптек и иных организаций, осуществляющих продажу медицинских изделий, и, как следствие, приобретение потребителями медицинских изделий будет обусловлено субъективными предпочтениями конкретного продавца, что, несомненно, повышает риски «вымывания» с рынка недорогих медицинских изделий. Продавцы в таких условиях будут заинтересованы продавать те изделия, на которые они смогут получить наибольшую норму прибыли;

3. Информация обо всех имеющихся подвидах медицинских изделий не всегда будет доводиться медицинскими работниками до пациентов в полном объеме, особенно в случаях, когда использование каких‑либо медицинских изделий не входит в перечень медицинских услуг, предоставляемых населению бесплатно. Кроме того, далеко не все медицинские работники обладают информацией о полном ассортименте обращающихся на российском рынке медицинских изделий.

6.jpgДля эффективного достижения целей, заявленных в обосновании законопроекта, Ассоциация IMEDA предлагает предпринять ряд мер по ужесточению контроля над содержанием рекламных объявлений, не ограничивая при этом доступ пациентов к информации о жизненно важных медицинских изделиях:

— Важно, в первую очередь, активизировать работу по привлечению к ответственности лиц, нарушающих уже действующие требования законодательства при рекламе медицинских изделий;

— Целесообразно предусмотреть в статье 24 Федерального закона «О рекламе» прямой запрет на любую рекламу под видом медицинских изделий товаров, медицинскими изделиями не являющихся, а также обязательное указание в рекламе медицинского изделия сведений о номере действующего регистрационного удостоверения на это медицинское изделие;

— Необходимо усилить роль профессиональных организаций в деятельности по контролю над содержанием рекламы медицинских изделий;

— Важно создать в структуре общественного здравоохранения систему информирования населения о возможностях концепции ответственного самолечения с использованием медицинских изделий, которые не требуют специального назначения и/или применения врачом и могут приобретаться пациентами самостоятельно без какой‑либо специальной подготовки.

Со своей стороны, Ассоциация готова участвовать в разработке и обсуждении необходимого комплекса мер для ограничения распространения недостоверной информации о медицинских изделиях и: в настощее время готовит к рассылке в ключевые регулирующие органы и в Государственную думу РФ обзор международного законодательства в сфере регулирования рекламы медицинских изделий.

.

Назад в раздел
×
×