«ВДАЛИ ОТ ШУМА ГОРОДСКОГО…»


…Строчки из этого старого городского романса как нельзя лучше передают первое впечатление от посещения ОГСУСОССЗН СО «Алтынайский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» для лиц, некогда отбывавших тюремное заключение. В любом государстве есть дезадаптированные граждане, нуждающиеся в его помощи и поддержке. В их число входят отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы. Интернатом для такой категории населения и руководит более 10 лет Евгений Александрович БОРИСОВ.

54.jpgО себе лично Евгений Александрович рассказывает мало, плавно перенаправляя разговор в русло проблем, которые приходится ежедневно решать.

— С 1992 года работал в местной Алтынайской школе, через 10 лет возглавил педагогический коллектив, стал ее директором. С молодости привык нести ответственность за результаты своего труда, всегда болезненно воспринимал натянутые «тройки», которыми некоторые педагоги обеспечивают себе 100% успеваемость по предмету. Жесткие требования, которые стал предъявлять к качеству обучения в школе, пришлись явно не по вкусу большинству членов педагогического коллектива. Одним словом, плохо работать не умею, а по-хорошему просто не дали, — так, с ноткой некого сожаления отметил Евгений Александрович эту веху своей трудовой биографии. Но его новая «Педагогическая поэма» продолжается. В настоящее время — он «отец родной» для 191 клиента двух отделений специализированного интерната — Алтынайского и Новопышминского.

— Главная миссия интерната?

— Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания инвалидов I и II групп и престарелых граждан из числа освобождаемых из мест лишения свободы, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, систематическом и целенаправленном воспитательном воздействии.

Большая территория, на которой находятся жилые корпуса, административный блок и хозяйственные постройки, выглядит вполне ухоженной: цветущие кусты шиповника, клумбы, разбитые руками персонала. Конечно, говорить о домашнем уюте комнат, в которых проживают клиенты, было бы преувеличением, но спартанский минимум и чистота, поддерживаемая обслуживающим персоналом, — налицо.

У Евгения Александровича как у рачительного хозяина — все свое, автономное: вода, горячая и холодная, теплоснабжение, канализация. Так что коммунальные катаклизмы обитателям интерната не страшны.

— Мы строго следим за соблюдением санитарно-гигиенических норм. Еженедельно меняем постельное белье, а у тех, кто прикован к кровати, — по мере необходимости. Есть своя баня, душевые кабины. Прачечная. Кастелянша ремонтирует белье, одежду. Зависим только от электроснабжения. Мечтаю в обозримом будущем приобрести дизель-генератор, и тогда никакие отключения, которые частенько случаются у нас в селе, нам страшны не будут, — признается директор.

— Общеизвестно, что «все в нашем сложном мире имеет свою историю». Какова она у заведения, которым Вы руководите?

— Наш интернат является одним из самых старых учреждений подобного типа. Он был открыт в 1938 году и назывался тогда «Дом престарелого колхозника». Видимо, песенная идея «старикам везде у нас почет» нашла свое реальное воплощение в уральском селе. В 1956 году его перепрофилировали в психоневрологический интернат, а еще через сорок — в специализированный интернат для престарелых и инвалидов. За это время сменилось около 20 директоров. Уверен, что все они были неравнодушные, милосердные люди, и каждый внес свою лепту и в укрепление материальной базы, и в социальное и медицинское обслуживание клиентов. Изначально он не был построен как дом для инвалидов. Поэтому отсутствовали многие элементы, необходимые для создания доступной среды. Многое пришлось перепланировать заново, но это только для удобства клиентов. Здания, находящиеся на нашей территории, требуют ремонта, модернизации внутреннего устройства.

— Кто входит в число Ваших постояльцев?

— Контингент у нас особый: лица БОМЖ, люди, страдающие алкоголизмом, бывшие заключенные. Одним словом, свой скелет в шкафу есть практически у каждого. Согласно требованию прокуратуры, человек, имеющий тюремное прошлое, не может быть помещен в обычный интернат, только в специализированный. Поэтому и очередь к нам большая. Создать дополнительные места — мы не можем, связаны нормативами. Уходят от нас только в мир иной, да в крайне редких случаях клиентов забирают родственники или они обретают свою семью.

— Наверняка есть на Вашей памяти такие счастливые исключения?

— Есть, а именно потому, что их немного — они запоминаются. Одного клиента разыскала бывшая жена. А он раза три, если не больше, женат был. Приехала сюда, посидели они на лавочке, поговорили, и она предложила ему переехать к ней. Вот он, пример женской преданности и душевности. Бывают диаметрально противоположные случаи. Семья взяла дедушку. И пока он был в силе, его, мягко говоря, терпели за пенсию, которую у него изымали на нужды семьи. А когда он обессилел и слег, его просто оставили на улице. Хорошо, что он снова оказался у нас. Порой и чужие люди становятся ближе, чем кровные родственники.

— Принято считать, что люди оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, приходят к вере, к Богу. Во многих интернатах есть молельные комнаты…

— Я лично считаю, что вера — это сугубо личное дело. И у каждого человека своя дорога к Богу. Одно время к нам приходил местный батюшка, но отказался. Говорит, что темные души у наших клиентов, тяжело ему дается общение с ними… Не сужу его, но оказался слаб человек духом… Местные сектанты приходили, но тоже общего языка не нашли. К сожалению, и волонтеры к нам не стремятся. У нас в Сухом Логу есть свой медицинский колледж, но руководство колледжа не идет на контакт, им это не интересно. Хотя чем не социальная практика для медицинских работников? Приехали бы с концертом, песни попели! Должны наши люди понимать, что есть другая жизнь, другие увлечения.

— Вы пытаетесь, как‑то разнообразить досуг жителей интерната?

— Конечно. Это совместный просмотр телепередач, посещение библиотеки. Никого не оставляют равнодушными события на Украине, в Крыму. Надо отметить, что у наших клиентов чувство социальной справедливости, интерес к политическим событиям развиты достаточно хорошо. Думаю, что со временем мы создадим свой дискуссионный клуб, например.

— Наверное, трудно после лет, проведенных в тюрьмах и колониях, Вашим клиентам адаптироваться в мирной жизни?

— Конечно, сложно, но каждой из этих сложностей найдется свое объяснение. Жизнь осужденных в местах лишения свободы строго регламентирована, что не позволяет им самостоятельно решать многие повседневные проблемы. Освободившись, каждый из них вынужден будет решать их самостоятельно, восстанавливая имевшийся до осуждения стереотип поведения. Здесь они находятся на государственном обеспечении и практически освобождены от решения многочисленных бытовых вопросов, даже мыло и зубную пасту им выдают. В среднем расходы на каждого клиента составляют от 15 до 18 тысяч рублей в месяц. Состояние одежды и обуви опекаемых хорошее. Одежду выдаем по окончании срока носки. Часть пенсии, которая у них остается, они вольны тратить на что угодно.

В рамках принятия антитабачного закона развернули пропаганду против курения. Пока желающих бросить курить меньше, чем хотелось бы, но мы не опускаем руки, конечно, действуем по принципу убеждения. Аналогичной политики придерживаемся и в борьбе с алкоголизмом. Остро стоит еще одна проблема: охрана и поддержание порядка на территории. Забор, опоясывающий территорию по периметру, равняется двум километрам. Ни вышек, ни собак нет. Раньше здесь был пост милиции, но после переименования милиции в полицию, как нам объяснили, прошло сокращение штатов, и пост был ликвидирован. Встал вопрос о заключении договора с ЧОПом. Мы связаны принятым 5 апреля 2013 года Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и поэтому вынуждены пригласить тех, кто выставил минимальную цену за свои услуги. Пока качеством работы ЧОПа мы недовольны, увеличилась нагрузка на младший и средний медперсонал, который вынужден наводить порядок, успокаивать дебоширов, своими силами сводить на нет конфликтные ситуации. Важным является вопрос своевременности проведения тендеров на закупку требующихся товаров, работ и услуг, от сроков проведения которых зависит быстрота получения опекаемыми одежды, питания, медикаментов, услуг.

— Наверняка есть среди Ваших клиентов и те, кто когда‑то был благополучным человеком?

— По-разному складываются человеческие судьбы. Был у нас и директор завода, и дирижер, и ИТРов не один десяток. Есть и такие, кто попал сюда по воле судьбы. Скатиться по наклонной плоскости очень легко, войти в прежнее русло жизни удается немногим. Конечно, основную категорию бомжей пополняют те, кто вернулся из мест лишения свободы.

Основными причинами бездомности лиц, освободившихся из тюрем и колоний, являются тюремное заключение (согласно законодательству, до 1995 года каждый осужденный на срок более 6 месяцев, автоматически выписывался с места жительства); махинации с недвижимостью; семейные проблемы; личный осознанный выбор (алкоголизм, наркомания, бедность, долги); увольнение с предприятия, предоставившего ведомственное жилье. И это далеко не все. Сколько людей — столько и причин. Хорошо, что здесь они нашли приют и уход.

— Коллектив, которым вы руководите, большой?

— На обе площадки 147 человек. Большое количество младшего медицинского персонала, 19 медсестер, 4 фельдшера. Правда, врачи у нас работают по совместительству, не идут к нам на постоянной основе. Хочу сказать, что все относятся к делу ответственно. Наши клиенты в этом единодушны, говорят, что здесь хорошо, по-домашнему, по-деревенски. И в этом я вижу заслугу коллектива. Хочу сказать, что могу в решении любых вопросов положиться на своего заместителя Елену Яковлевну Храмову, заведующих отделениями Евгения Владимировича Гурина, Раису Дмитриевну Иванович, старшую медицинскую сестру Алену Владимировну Хорькову. Очень организованна и оперативна Маргарита Александровна Токарева — она у нас и шеф-повар, и заведующая складом.

55.jpgАртур Витальевич РЯВКИН Директор рекламно-производственной компании «Глобус»

«Наполним небо добротой!» — пел в свое время М. Шевчук. Делать добрые дела по убеждениям и жизненным принципам — это замечательно! Именно так действует Артур Витальевич Рявкин, директор фирмы «Глобус», специализирующейся на изготовлении различных видов рекламы.

В 2013 году он приехал в интернат и предложил от чистого сердца оказать спонсорскую помощь: закупил спортинвентарь и три хороших дорогих гитары. Все это уже активно используется. Так, например, на Дне социального работника сотрудники интерната выступили с концертной программой уже под музыкальное сопровождение подаренных А. В. Рявкиным гитар. «Приятно осознавать, что есть еще в нашем обществе люди, которые не все измеряют по шкале личной выгоды и строят отношения по принципу «ты — мне, я — тебе». Мы искренне благодарим Артура Витальевича», — отметил Евгений Александрович Борисов.

Организация питания опекаемых налажена таким образом, чтобы они получали достаточное калорийное питание в соответствии с потребностями организма. Можно отметить, что во всех государственных домах-интернатах организовано четырехразовое питание. Работники кухни придерживаются строго регламентируемых норм питания. На каждое блюдо из сборника рецептур составляется технологическая карта, ежедневно составляется меню, мной подписывается. В меню много овощей — капусты, моркови, свеклы. Прием пищи осуществляется в специально выделенном отдельном помещении. Столовая находится в хорошем санитарном состоянии, в достаточном количестве имеется посуда и дезинфицирующие, моющие средства. Для людей с ограниченными возможностями передвижения осуществляется доставка еды. Лежачих больных кормит младший медперсонал.

Большинство из наших клиентов неприхотливы в еде, ведь годами они питались по меню казенных учреждений. Несмотря на то, что у нас каждый день либо рыба, либо мясное блюдо, но наши товарищи скучают по дошираку, радуются, когда в меню — макароны и выпечка. Помните, в кинофильме «Джентльмены удачи» Василий Алибабаевич говорит: «А в тюрьме сейчас ужин, макароны дают!» Но переизбыток мучных продуктов для пожилого организма — лишняя нагрузка и никакой пользы, кроме пищевого удовольствия, не дает.

— У Вас большая территория, развитие подсобного хозяйства планируете?

— Мясо, и овощи, выращенные своими руками были бы хорошим дополнением к нашему общему столу. Больше десятка лет тому назад, когда здесь находился психоневрологический интернат, подсобное хозяйство было. И клиенты работали и в теплицах, и на поле. Потом все пришло в упадок. Думаю, что мы найдем у себя резервы, чтобы все это восстановить. Пожилым людям свойственно тянуться к земле, работать на ней, видеть результаты своего труда.

— С какими сложностями Вам приходится сталкиваться чаще всего?

— Чаще всего проблемы возникают от несовершенства нашей системы, от непродуманных циркуляров. Вот, например: поступают к нам инвалиды 1-й, 2-й группы. Кому-то нужна операция, например удаление катаракты или глаукомы. Мы находим возможность доставить их в областной центр, оперируем. А что в итоге? Человек поправил здоровье, на комиссии ему дают 3-ю группу, а это означает, что он больше не имеет права у нас в интернате жить! А идти человеку некуда. Не оставишь же его на улице!

— Как у Вас строится взаимодействие с Министерством социальной политики Свердловской области?

— Лично я очень благодарен министерству, специалистам, работающим там, за помощь во всех ее ракурсах: финансовую, консультативную, юридическую. За возможность общения, обмена опытом. Без их участия мы не смогли бы решить большинство из насущных проблем. Это касается и закупа оборудования, и осуществления ремонтов. В прошлом году наше учреждение посещали специалисты полпредства президента, они остались довольны. Легкое недоумение вызвала весьма скромная обстановка моего рабочего кабинета. «Евгений Александрович сначала думает о людях, а потом о себе», — отметили члены комиссии. И в этом я увидел оценку своего труда!

— Вы трудоголик?

— Я люблю и умею работать. По второму образованию (а за моими плечами Академия государственной службы при Президенте РФ) я менеджер бюджетного учреждения. Науку управления знаю. И умею принимать управленческие решения.

56.jpgЗаведующий отделением Евгений Владимирович ГУРИН

Военная выправка, спокойная уверенность в себе, стремительная походка, развевающийся от быстрой ходьбы белый медицинский халат — вот первый набросок к портрету заведующего отделением Евгения Владимировича Гурина.

— В далеком уже прошлом закончил Сухоложское медицинское училище (тогда оно еще не приобрело статус колледжа), отделение «лечебное дело». Ушел в армию — первый фельдшерский медицинский опыт получил там. Кстати, слово «фельдшер» так с немецкого и переводится: «оказывающий помощь на поле боя». Потом служил на флоте — военном, торговом в должности судового медика. С тех пор привык отвечать за свои действия и брать на себя всю меру ответственности. Служил в милиции, с капитанскими погонами и большим опытом общения с людьми девиантного поведения, ушел в запас. Сейчас работаю здесь, в интернате. Клиенты меня сразу признали за своего — слушаются, доверяют, частенько просят не только медицинскую помощь оказать, но и «решить вопрос по справедливости». Чисто по-человечески жалко их, и потому делаю все возможное, чтобы поддерживать в этом большом «странноприимном доме» (читайте «доме, принимающем странников») спокойные условия существования, заботу о тех, кого общество, да и сами они, выбросили на обочину жизненных дорог.

Библиотекарь Светлана Аркадьевна ХОРЬКОВА:

57.jpg— Я полностью согласна с афоризмом, украшающим одну из стен нашей библиотеки: «Самое большое преступление — не сжигать книги, а не читать их!».

У меня около сотни читателей. Женщины в основном любят читать про любовь, дамские романы, мужчины предпочитают детективы. Любят про войну читать, особенно пожилые наши клиенты. Для тех, кто лежачий, я книги в комнату ношу. Обязательно стараюсь разговорить человека, расспросить о прочитанном. Книги нам в основном приносят наши работники, действуя по принципу: «Сам прочитал, передай книгу другому».

ОГСУСОССЗН СО «Алтынайский специальный дом‑интернат для престарелых и инвалидов» 624825, Свердловская область, Сухоложский район, п. Алтынай, ул. Вокзальная, д. 33, тел.: (34373) 9‑32‑13, 9‑32‑53, e‑mail: alt‑su@gov66.ru

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×