УРАЛЬСКОМУ ВИРУСОЛОГУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ СТО ЛЕТ


В 1985 году в Свердловский областной музей истории медицины, который в начале восьмидесятых начал формироваться на базе областной клинической больницы №1, пришла врач Свердловского окружного военного госпиталя Ирина Владимировна Колосовская, принесла документы и фотографии умершего в 1967-м мужа — эпидемиолога и вирусолога Бориса Ханановича Бурганского. Благодаря им мы сегодня можем рассказать о жизни подполковника медицинской службы, дважды орденоносца (орден «Красная звезда» и орден «Знак Почета» за большие заслуги в области охраны здоровья советского народа, развитие медицинской науки и медицинской промышленности) Б.Х. Бурганского, которому в 2014 году исполнилось бы 100 лет.

71.jpgРодился Б. Х. Бурганский в городе Верхнеднепровске Днепропетровской области. Окончил семь классов, поступил в вечерний рабочий университет. Днем — работал. За четыре года попробовал себя на поприще ученика литейщика, рабочего калильщика и типографского специалиста. Но все это только для того, чтобы иметь деньги на житье-бытье. Мечтал молодой человек о профессии врача. В 1933-ем, после окончания рабочего университета, поступил на санитарно-гигиенический факультет Киевского медицинского института, который оккончил с отличием.

Способный юноша сразу по окончании вуза был зачислен на должность заведующего райздравотделом, а потом — заведующего районной санбаклабораторией в городе Чернобыле.

В 1939 году Борис Хананович был призван в ряды Красной армии и связал с ней свою судьбу на долгие двадцать лет, оставаясь при этом верным своей медицинской профессии. Сначала был назначен младшим врачом полка, потом начальником лаборатории военного госпиталя.

Великую Отечественную войну начал 22 июня 1941 года в должности начальника лаборатории Стрыйского военного госпиталя. Закончил — начальником отделения санитарного отдела Орловского военного округа. В 1951 году Б. Х. Бурганский получил назначение в санэпидотдел Уральского военного округа.

В январе 1955 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Тема диссертации — закрытая. Но сохранился отзыв на эту работу тогдашнего начальника военмедотдела УралВО полковника медицинской службы В. М. Корнилова: «Особую ценность, на мой взгляд, представляют исследования т. Бурганского по эпидемиологической напряженности района округа по природно-очаговым заболеваниям, паразитарным тифам, кишечным инфекциям и натуральной оспе, а также — по вопросам водоснабжения населенных мест и развития здравоохранения и ликвидации санитарных последствий Второй мировой войны и немецко-фашистской оккупации. Большой интерес представляют для военно-медицинской службы оригинальные материалы и картограммы…., а также разработанные в диссертации санитарнодемографические вопросы».

В августе 1960 года в возрасте 46 лет Бурганский был демобилизован по состоянию здоровья из рядов Cоветской армии в звании подполковника медицинской службы. Закончился один — военный — этап его жизненного пути, начинался другой — гражданский.

Как раз в это время очередную реорганизацию претерпевал Екатеринбургский химико-бактериологический институт. В 1960-м он был преобразован в научно-исследовательский институт вирусных инфекций. Борис Хананович принял активное участие в становлении учреждения. Он организовал и возглавил отдел респираторных вирусных инфекций, в короткие сроки развернул работу по изучению гриппа и ОРЗ. Собрал вокруг себя молодых единомышленников, опубликовал 49 научных работ, стал руководителем двух кандидатских диссертаций, привлек к исследованиям практических врачей.

В материалах, которые были переданы в Музей истории медицины, нет сведений о членах семьи Бориса Ханановича. Но по адресу, по которому проживал Бурганский в Свердловске, удалось отыскать тех, кто помнит эту семью, обитал с ней бок о бок.

«У нас с мамой, папой и братом была комната в 13 квадратных метров в двухкомнатной квартире. А во второй, двадцатиметровой комнате, жила семья Бурганских: муж, жена и двое дочерей. Потом Бурганских поселили в отдельной квартире в нашем же подъезде», — написала в своих воспоминаниях теперешняя москвичка Ольга Константиновна Белан. К слову, ее родители Мария Алексеевна и Константин Ефимович тоже были медиками. Мама — гражданским хирургом, папа — военным санитарным врачом.

— Бурганские? Врачи? Конечно, помню, — говорит екатеринбурженка Ольга Васильевна Миронова (Букашкина). — Они жили прямо под нами на четвертом этаже дома для семей комсостава УралВО. Мы с сестрой всегда удивлялись усердию, с которым кто-то из их дочерей занимался музыкой. Из квартиры Бурганских часами раздавались звуки скрипки. Но тесно мы, дети, не общались. Девочки были нас старше. Они были «военные» дети, а мы — «послевоенные». В школьные годы такая разница в возрасте кажется весьма существенной.

Послушные подрастающие дочки, жена-коллега и умница, интересная работа и много счастливых дней впереди. Так думалось. Но тяжелая болезнь внесла свои коррективы. Борис Хананович Бурганский скончался в 1967 году в расцвете творческих сил в возрасте 53 лет. Оставшись в памяти близких, друзей и коллег навечно молодым, бодрым, веселым человеком.

Ольга Васильевна Закорюкина, 

сотрудник Свердловского областного 

музея истории медицины

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×