ЕКАТЕРИНБУРГ — ПРИМЕР ДЛЯ МНОГИХ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ


При всех сложностях и управленческих проблемах муниципального сектора здравоохранения столицы Среднего Урала сегодня нельзя отрицать значительного позитивного изменения: полным ходом идут ремонтные работы, перевооружение парка оборудования, повышение зарплаты. Какое будущее ждет медицинские учреждения города? Своим мнением на этот счет поделилась с корреспондентом журнала «Медицина и здоровье» первый заместитель начальника Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга Татьяна Леонидовна САВИНОВА.

25.jpg— Татьяна Леонидовна, охарактеризуйте, пожалуйста, как изменилась система здравоохранения города Екатеринбурга за последние годы? Чего удалось достичь?

— На мой взгляд, одним из ключевых моментов развития муниципального сектора здравоохранения является успешное проведение мероприятий по улучшению материально-технической базы в медицинских учреждениях. Я не могу утверждать, что все задачи в этом направлении выполнены. Но уже сегодня очевидно, что наши клиники меняют свой облик в лучшую сторону. Во многом благодаря помощи городской администрации. Ежегодно из городского бюджета поступает порядка миллиарда рублей на улучшение материальной базы лечебных учреждений.

Продолжаются ремонтные работы во многих поликлиниках города Екатеринбурга. Нужно отметить, что амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом медицинской помощи.

И от уровня качества и доступности медицинской помощи, именно на этом этапе, зависит здоровье человека. Поэтому наши приоритеты очевидны.

Так были отремонтированы поликлиники ЦГБ № 6 на ул. Саперов, ГКБ №40 на ул. Волгоградской, ЦГБ № 3 Железнодорожного района. Продолжается ремонт большого здания поликлиники на ул. Вилонова в Кировском районе. При этом каждый крупный объект требует капитальных вложений порядка 150–200 миллионов рублей. Но часто проблема кроется не в деньгах, а в изменении организационной технологии. Дело в том, что мы не можем полностью закрывать объекты, тем самым оставляя обслуживаемое население клиники без медицинской помощи. По этой причине ремонт крупных объектов занимает несколько лет.

— Какие планы по поводу строительства новых поликлиник?

— Не может не радовать тот факт, что власти муниципалитета не только помогают проводить ремонтные работы, но и строить новые объекты. В этом город Екатеринбург — пример для многих городов-миллионников. У нас открылись клиники в Чкаловском, Орджоникидзевском, Октябрьском районах.

Что касается приобретения новой медицинской техники, то уже на протяжении десяти лет мы реализуем программно-целевой подход. Что это означает? Оборудование приобретается не ради самой закупки, а для реализации конкретной медицинской технологии. Здесь важно спрогнозировать, позволит ли данное оборудование внедрить ту или иную технологию для достижения показателей здоровья населения. На мой взгляд, этот подход себя однозначно оправдывает. Доказательство тому — достаточно высокий уровень медицины в городе.

Поэтому все крупные учреждения здравоохранения города Екатеринбурга имеют в своем распоряжении сложную медицинскую технику. За последние годы был полностью перевооружен парк лучевой диагностики. Кроме того, в муниципальной службе находятся два магнитно-резонансных томографа: в ГКБ №40 и поликлинике ДГКБ № 9. Замечательно, что данная диагностическая услуга становится доступной для населения города.

— Татьяна Леонидовна, обозначьте, пожалуйста, ключевые моменты в развитии организационных технологий.

— Самых значимых событий, на мой взгляд, два. Во-первых, мы добились сильного влияния на показатели смертности. Конечно, можно рассуждать о качестве медицинской помощи сколь угодно. Однако оценка системы здравоохранения с позиции Всемирной организации здравоохранения основывается на двух интегральных показателях — младенческой смертности и общей смертности населения.

Нам удалось улучшить показатели смертности за счет изменения технологии лечения сердечно-сосудистых заболеваний, в частности, инфаркта и инсульта. Кроме того, на мой взгляд, у нас очень достойная служба родовспоможения, когда родильные дома города работают в единой технологической связке со службой перинатальной помощи. Безусловно, это влияет на результаты.

Во-вторых, уже сегодня мы достигли требуемых значений ключевых показателей майских указов президента по развитию здравоохранения до 2018 года. Конечно, это не означает, что мы будем почивать на лаврах и бездействовать. Скорее, наоборот. Поэтому планы на будущее у нас весьма амбициозные.

— В том числе планируете продолжить практику удаленной записи в поликлиниках?

— Да, здесь мы впереди многих городов. Конечно, воплотить в жизнь идею создания единой системы записи на прием к врачу оказалось непростым заданием. Во многом потому что сами доктора отнеслись с большой опаской к подобной самоорганизации пациентов. Врачи предполагали, что население будет злоупотреблять этим сервисом, записываться на прием, но не приходить в назначенное время.

Но все эти проблемы уже решены. Сегодня у нас существует единый центр обработки данных. Пациент может записаться на прием очно или по телефону регистратуры поликлиники, по интернету и по инфомату. В самой системе зарегистрировано около 2,5 миллиона человек, в том числе иногородних жителей, которые получают медицинскую помощь в наших больницах. Поэтому нам необходимо постоянно отслеживать доступность специалистов в зависимости от кадровой ситуации.

— Татьяна Леонидовна, как решается проблема кадрового дефицита медработников в городе?

26.jpg— Поиск решений кадровой проблемы всегда актуален. Особенно в первичном звене здравоохранения. Я считаю, что нам удалось преломить ситуацию в плане укомплектованности участковой службы благодаря комплексному анализу причин дефицита кадров в здравоохранении. Ведь проблема не только в количественной нехватке докторов, а в существовании диссонанса между требованиями к участковому врачу, которые предъявляют население, работодатели, государство в целом, и его материально-моральной заинтересованностью в своей работе.

Мы анкетировали шестикурсников Медицинской академии, фактически завтрашних докторов, на предмет возможных изменений в условиях работы в участковой службе. Одним из серьезных сдерживающих факторов оказалось банальное нежелание ходить по участку.

Когда же мы обратились с этим вопросом к стажированным докторам, которые уходят из участковой службы, выяснилось, что причина тому в огромной нагрузке врача и тотальном снижении престижа профессии. И если не пытаться воздействовать на каждую проблему в отдельности, то ситуация кадрового голода будет усугубляться.

Поэтому мы разработали конкретный план мероприятий. Во-первых, был установлен минимальный уровень заработной платы, причем мы заведомо приподняли эту планку по сравнению с уровнем оплаты других специалистов. Во-вторых, в качестве меры по снижению нагрузки на участковых врачей были организованы отделения неотложной помощи для обслуживания населения на дому. Эту работу взяли на себя фельдшера скорой помощи, которые трудоустраиваются совместителями в наши поликлиники. Тем самым мы одновременно решили несколько проблем. С одной стороны, высвободили время участковой службы, с другой — дали возможность подработки фельдшерам. Кроме того, население позитивно восприняло это нововведение.

В прошлом году, чтобы разгрузить врачей участковой службы, мы открыли во взрослых поликлиниках отделения доврачебной выписки рецептов. Прием льготной категории пациентов ведет фельдшер. При отсутствии жалоб у такого пациента фельдшер проводит осмотр и выписывает рецепт. Если же хоть что-то в состоянии пациента изменилось или отсутствует препарат для выписки, больной поступает на прием к своему участковому терапевту. Вот таким не затратным с точки зрения финансовых вложений способом мы значительно разгрузили участковую службу. И планируем и дальше двигаться в этом направлении.

— Можно ли сделать какой-то позитивный итог данных мероприятий?

— Безусловно. Уже в прошлом году мы наблюдали существенный прирост кадров участковых врачей за счет прихода молодых докторов, перевода фельдшеров на врачебные должности для выполнения организационной части работ и торможения оттока стажированных врачей. Для нас это достижение.

— Татьяна Леонидовна, как меняется отношение жителей города к медработникам с течением времени? Ожидаются ли какие-либо мероприятия по повышению престижа профессии врача?

— Мы всегда стараемся донести до наших докторов, что они должны любить своих пациентов. Культура обслуживания в сфере здравоохранения предполагает истинную пациентоориентированность. Только так мы сможем добиться высоких результатов.

Для этого нужно изменить ментальность медиков, заразить их этой идеей. Кадры нужно учить, в том числе вопросам этики и деонтологии.

Лично для меня в этом большую роль сыграла Галина Ивановна Колпащикова, заместитель начальника Управления по родовспоможению. Я ей очень благодарна. В свое время она научила меня заниматься целеполаганием, то есть выделять проблему, ставить задачу и двигаться в заданном направлении.

Поэтому я считаю, что залог успеха в нашей работе — в умении убеждать в своей правоте, создать команду единомышленников и направить этот вектор сил в нужное русло.

Управление здравоохранения Администрации города Екатеринбурга 

620075, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 19, тел.: (343) 355‑39‑60, 

www.екатеринбург.рф

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×