АРКАДИЙ БЕЛЯВСКИЙ: «ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ — КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»


Реализация региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области позволила привести к качественным, можно сказать, «революционным» изменениям в лечебно-профилактических учреждениях — проведены капитальные ремонты, установлено современное диагностическое оборудование, внедрены единые стандарты оказания медицинской помощи, началась информатизация отрасли. Что еще необходимо сделать в плане модернизации здравоохранения? Какие очередные задачи стоят перед министерством и лечебными учреждениями? На эти и другие вопросы корреспондента журнала «Медицина и здоровье» ответил Министр здравоохранения Свердловской области Аркадий Романович БЕЛЯВСКИЙ.

9.jpg— Аркадий Романович, Вы возглавляете Министерство здравоохранения Свердловской области уже четыре года. Обозначьте, пожалуйста, ключевые моменты этого периода.

— Безусловно, за этот период произошло много изменений, в частности, выстроена единая вертикаль в управлении отраслью. В Свердловской области была децентрализованная система здравоохранения — больницы в муниципальных образованиях подчинялись главам местных администраций. Это обстоятельство не позволяло сделать медицинскую помощь эффективной и доступной. В целях организации трехуровневой системы здравоохранения, приближения специализированной медицинской помощи к населению мною было принято решение о создании межмуниципальных медицинских центров. И с 1 января 2011 года на базе 17 наиболее крупных лечебных учреждений в городах области эти центры заработали. В Российской Федерации такого еще не было — Закон № 313 ФЗ О передаче полномочий на уровень субъекта появился только в конце 2011 года. Наверное, мы шли параллельными путями со всей страной. Но решение было правильным — не может каждая больница быть автономной и подчиняться главе муниципалитета. Это порочная практика. Мы видели — когда кресло мэра занимает новый человек, у него появляется стойкое желание заменить главного врача, особенно если на выборах больница голосовала за другого кандидата. Поэтому мы изменили систему — сегодня руководителя ЛПУ назначает председатель Правительства Свердловской области по представлению Минздрава. Добиться этого было непросто, и мы до сих пор испытываем противодействие.

Переход на одноканальное финансирование позволил реализовать основный принцип системы ОМС — доступность медицинской помощи всем гражданам независимо от места жительства. Сегодня врач заинтересован принимать больше пациентов, в том числе иногородних, особенно это касается высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи. Появилась здоровая конкуренция между лечебными учреждениями.

Изменился и способ оплаты медицинской помощи в системе ОМС. С 1 января 2014 года введено подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической службы. Сейчас финансирование осуществляется в расчете на количество закрепленного за учреждением населения. Смысл перехода на новую форму оплаты по ОМС заключается в том, что учитывается не количество принятых пациентов, а количество профилактических мероприятий, результатом которых явилось снижение заболеваемости.

Оплата стационарной помощи будет осуществляться в соответствии с клиникостатистическими группами. Это позволит упростить систему финансирования стационарной помощи, не привязываясь к количеству койко-дней, как было раньше. Есть диагноз — есть стоимость лечения.

Таким образом, мы уходим от системы «приписок» в поликлинике, а в стационаре — от того, чтобы выдерживать больных в соответствии с МЭС.

Мы открыли Центр реабилитации наркозависимых в Карпинске. К слову, это первый государственный реабилитационный центр в Свердловской области. Первые «выпускники» закончили курс в реабилитационном центре «Урал без наркотиков» в Екатеринбурге. В качестве следующей площадки для начала проектирования и проведения ремонтных работ подобного реабилитационного центра рассматривается город Нижний Тагил.

В Верх-Нейвенском открыто первое на Урале государственное паллиативное отделение (хоспис). К пуску готовится первый детский хоспис в Екатеринбурге. Кроме этого, в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском работают выездные бригады паллиативной помощи как взрослым, так и детям.

Что касается результатов проведения мероприятий по модернизации здравоохранения, то, на мой взгляд, программа нами не просто выполнена — она серьезно перевыполнена.

За этот период удалось полностью переоснастить парк рентгеновских аппаратов и цифровых флюорографов в лечебных учреждениях области. Для онкологических диспансеров в городе Екатеринбурге, Каменске-Уральском и Нижнем Тагиле было закуплено современное диагностическое и лечебное оборудование, включая гамма-терапевтические аппараты и аппараты близкофокусной терапии.

Если два года назад все кабинеты МРТ находились только в городе Екатеринбурге, то в конце 2013 года нам удалось открыть три кабинета МРТ в Первоуральске, Краснотурьинске и КаменскеУральском. Это знаковое событие, потому что теперь пациенты имеют возможность получить данный вид обследования в городе, приближенном к месту их проживания.

Благодаря программе модернизации здравоохранения мы смогли открыть дополнительные ангиографические отделения на территории области, в частности, в Краснотурьинске, Каменске-Уральском, Ирбите. Открытие такого отделения дает возможность оказывать медицинскую помощь пациентам с острым коронарным синдромом в течение первых часов. Вне всякого сомнения, это приводит к сокращению смертности, первичного выхода на инвалидность, повышает качество жизни пациентов.

Безусловно, нам есть чем гордиться. Так, за счет экономии финансовых средств, достигнутой в рамках проведения аукционных торгов, удалось закупить дополнительно широкий ассортимент оборудования. И руководители лечебных учреждений ощутили, насколько улучшилось материально-техническое состояние больниц. И это позволило начать решение другой принципиально важной проблемы — кадровой.

— Какие мероприятия по исправлению кадровой ситуации оказались наиболее результативными?

— Еще три года назад ситуация с кадрами была очень сложной. Отток из лечебных учреждений государственной формы собственности составлял более 300 врачей ежегодно. Однако благодаря жесткой кадровой политике и административным мерам нам удалось остановить этот процесс. И более того, получить пусть небольшой, но приток врачей, работающих в учреждениях здравоохранения государственной формы собственности.

В 2013 году соотношение количества принятых и уволенных врачей составило 261 со знаком плюс. При этом большинство специалистов приехали из других регионов России. Я надеюсь, что эта тенденция сохранится.

В 2013 году впервые на первый курс Уральского государственного медицинского университета было принято не 100 абитуриентов, как обычно, а 130 — за счет средств областного бюджета. Со всеми студентами первого курса был заключен четырехсторонний договор, согласно которому выпускник медуниверситета должен будет отработать в конкретном лечебном учреждении пять лет. Такая практика дисциплинирует студентов и позволяет решить проблему миграции кадров из одного учреждения здравоохранения в другое. Таким образом, Минздрав Свердловской области дополнительно оплачивает обучение студентов и получает право распределять молодых специалистов в соответствии с показателями укомплектованности медицинских кадров по области. При этом студент может отказаться от заключения данного контракта, самостоятельно оплачивать обучение и выбирать место работы.

— Аркадий Романович, в последнее время реализуется множество различных инициатив, направленных на формирование престижа медицинской профессии. Что Вы думаете об этом?

— Принципиально важно повышать престиж профессии медработника. Мне кажется, что в определенный период времени оказалась недооцененной значимость морального стимулирования работы медицинских работников. Поэтому сегодня мы изменили подход к отбору кандидатов и присвоению почетных званий.

Необходимо чаще произносить слова благодарности медработникам за их нелегкий труд, энтузиазм, милосердное отношение к пациентам, жажду познания нового в своей профессии. Ведь большинство врачей работает качественно и эффективно. Эти люди вкладывают душу в свою работу.

Поэтому все почетные грамоты, благодарственные письма, которые вручаются от лица Министерства здравоохранения, я подписываю лично — это дань уважения людям, внесшим огромный вклад в развитие здравоохранения.

— Министерство здравоохранения Свердловской области регулярно запрашивает обратную связь от медработников и пациентов. Расскажите, как меняются настроения респондентов с течением времени?

— К сожалению, СМИ освещают состояние дел в здравоохранении области чаще всего с негативной стороны, искусственно раздувая проблемы медицины. Но мы должны объективно оценивать ситуацию. Ведь одним из самых важных критериев качества оказания медицинской помощи является мнение наших жителей. Это мерило, по которому мы оцениваем свою работу.

Мне приятно отметить, что количество обращений по поводу некачественного оказания медицинской помощи или отказов в медицинской помощи стало намного меньше. Удовлетворенность населения области в услугах здравоохранения в целом повысилась. Об этом свидетельствуют результаты независимых опросов, которые проводит Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ТФОМС. Значит, мы на правильном пути.

— В каких медицинских учреждениях Свердловской области по итогам 2013 года показатели наиболее результативные?

— Таких учреждений достаточно много. Среди передовых территорий мне хотелось бы выделить Верхнюю Пышму, Краснотурьинск, Кировград, Карпинск, Нижнесергинское муниципальное образование. Они уже сегодня решают проблему обеспечения жильем медработников.

Я должен сказать слова благодарности многим главам муниципалитетов, которые активно поддерживают нас, предоставляя жилье для приглашенных специалистов. Эффективное взаимодействие кадровой политики главного врача лечебного учреждения и главы города, который выделяет жилье для прибывших врачей — залог успешного преодоления «кадрового дефолта».

К сожалению, мы наблюдаем инертность со стороны некоторых главных врачей в плане привлечения кадров. И это притом, что главы муниципалитетов определяют развитие здравоохранения приоритетным, понимая, что это позволит повысить уровень жизни населения и устранить многие социальные проблемы города. Поэтому сегодня перед нами стоит задача максимально быстро и эффективно решить проблему дефицита медперсонала в отдельных территориях.

— Аркадий Романович, мы знаем Вас как творческого позитивного человека, использующего инновационные подходы в своей работе. Поделитесь, пожалуйста, своими идеями по развитию здравоохранения в концепции данного подхода.

— Сегодня здравоохранение — динамично развивающаяся отрасль. Поэтому мы не должны стоять на месте. Конечно, нам удалось многого добиться, например переломить демографическую ситуацию — впервые за последние двадцать лет в Свердловской области рождаемость превысила смертность населения — пройден так называемый «русский крест».

Мне иногда приходится выслушивать упреки за определенную революционность принятия решений. Однако мой жизненный и профессиональный опыт позволяют не бояться брать ответственность за принятые решения. Я надеюсь, что они всегда достаточно взвешены, аргументированы и коллегиальны. Все остальные эмоции мы должны оставить за пределами нашей общей работы, только так можно добиться лучших результатов.

Для врача самое главное — это здоровье пациентов. Мы должны обеспечить доступность и качество медицинской помощи населению на таком уровне, чтобы каждый житель Свердловской области в итоге имел искреннее желание сказать нам слова благодарности.

Министерство здравоохранения Свердловской области 

620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 34б, minzdrav@egov66.ru, 

тел.: (343) 270‑18‑18 (приемная Министерства здравоохранения Свердловской области), 

факс: (343) 270‑19‑19, тел.: (343) 385‑06‑00 

(межведомственный контактцентр «Здоровье жителей Среднего Урала»), 

тел.: 8800‑1000‑153 (бесплатный федеральный номер), www.minzdrav.midural.ru

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×