-Работа с маленькими пациентами, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требует специальных знаний и, прежде всего, — знаний этапов психологического и физического развития ребенка. Дети по-разному относятся к болезни и пребыванию в лечебном учреждении. Это зависит, с одной стороны, от индивидуального опыта ребенка, от условий, в которых он воспитывался, а с другой — от степени зрелости его психики, личностных особенностей. Если родители со страхом говорят о больнице, то посещение врача у ребенка неизменно вызывает чувство страха. Порой родителям даже не удается уговорить ребенка зайти в кабинет стоматолога.
Как снять психоэмоциональное напряжение у пациента в стоматологической практике? Решение мы видим в правильной, рациональной организации помощи на высокотехнологичном уровне. Современное оборудование, новейшие стоматологические материалы и методики позволяют качественно и практически безболезненно проводить стоматологические манипуляции. Большой арсенал анестетиков, применяемых в педиатрической практике, способствует безболезненному лечению и при хирургических вмешательствах.
Сколько же их, ребятишек, отказавшихся от лечения, не нашедших контакта с врачом, да и просто не решившихся переступить порог стоматологического кабинета? Очень многие сохраняют страх перед стоматологическим вмешательством на всю жизнь. Анализ работы с детьми в организованных детских коллективах показал, что количество детей, испытывающих страх,
составило 8,5 % от всех осмотренных.
Поэтому детской стоматологической службе необходим психолог. Он подготовит родителей и детей к приему специалиста, создаст нужный настрой.
Психолог работает в трех направлениях. Прежде всего, оказывает психологическую помощь пациентам, занкомит их с поликлиникой. В первое посещение ребенку проводится цветовой тест М. Люшера. Это наиболее известная методика, использующая феномен цветопредпочтения для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов. Данный вид тестирования не продолжителен по времени и не утомляет детей. На первом же занятии ребенку предлагается посмотреть мультфильм «Кругосветное путешествие за ослепительной улыбкой». Во время второго посещения мы проводим игру «Больница», в ходе которой дети знакомятся с настоящим стоматологическим инструментарием. Экскурсии в поликлинику, организуемые нами раз в неделю для младших школьников, направлены на формирование положительной мотивации к приему у стоматолога. В ходе экскурсии они узнают, что у нас есть кабинет психолога, терапевтический, хирургический, парадонтологический, ортодонтический, и какая помощь оказывается в каждом из этих кабинетов.
В поликлинике работает кабинет здорового ребенка, где каждый желающий может научиться правильному уходу за полостью рта, подобрать зубную пасту и щетку, в зависимости от возраста и медицинских показаний.
Второе направление работы психолога — организация выступлений перед сотрудниками поликлиники. Он читает лекции, проводит беседы с медицинским персоналом, обучая его элементам медицинской психологии, делится своими впечатлениями после занятий с пациентами, передает рекомендации и пожелания родителей.
Третье направление — это работа с сотрудниками поликлиники, направленная на поддержание их душевного равновесия, а также формирование благожелательного корпоративного климата. Много лет мы мечтали создать для врачей комнату психологической разгрузки. После того, как открылся кабинет психолога, это стало реальностью. Врачи и медицинские сестры проходят психоэмоциональную разгрузку на сеансах ароматерапии. Сеанс занимает 15 минут и дает хороший эффект.
Ароматерапия иногда может быть выходом из трудной ситуации, является прекрасным натуральным методом снятия многих физических и психологических недугов. Ее цель — возвращение равновесия тела и духа, а также поддержка и стимулирование естественных защитных реакций организма.
В заключение, хотелось бы отметить, что кабинет психолога — любимое в поликлинике место детей. Они заходят сюда, когда уже приходят на лечение к стоматологу и после того, как его прошли. Общаясь с психологом, они делятся впечатлениями о врачах, о поликлинике. Таким образом, мы получаем обратную связь с нашими пациентами. Данную информацию психолог использует при работе с медицинским персоналом.
МБУ «Детская стоматологическая поликлиника»
628601, Тюменская обл., ХМАО- Югра,
г. Нижневартовск, ул. Мира, 33,
тел.: (3466) 25‑04‑81