РОЛЬ ПСИХОЛОГА НА ДЕТСКОМ ПРИЕМЕ У СТОМАТОЛОГА


Психологический настрой пациента играет огромную роль в успешном проведении лечебно-диагностических и лечебно-восстановительных мероприятий. Особенно, если речь идет о детях. Помогая им и в полной мере разделяя их переживания, стоматологи-педиатры вынуждены нередко причинять боль. В МБУ «Детская стоматологическая поликлиника» г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа — Югры вопросам психологии уделяют большое внимание. О том, как оказать профессиональную стоматологическую помощь и найти контакт с ребенком уже на первом приеме, рассказывает Ольга Александровна ШУСТОВА, главный врач поликлиники, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации.


Ольга Александровна ШУСТОВА  Главный врач МБУ «Детская стоматологическая  поликлиника» г. Нижневартовска, кандидат  медицинских наук, заслуженный врач  Российской Федерации-Работа с маленькими пациентами,  правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требует специальных знаний и, прежде всего, — знаний этапов психологического и физического развития ребенка. Дети по-разному относятся к болезни и пребыванию в лечебном учреждении. Это зависит, с одной стороны, от индивидуального опыта ребенка, от условий, в которых он воспитывался, а с другой — от степени зрелости его психики, личностных особенностей. Если родители со страхом говорят о больнице, то посещение врача у ребенка неизменно вызывает чувство страха. Порой родителям даже не удается уговорить ребенка зайти в кабинет стоматолога.

Как снять психоэмоциональное напряжение у пациента в стоматологической практике? Решение мы видим в правильной, рациональной организации помощи на высокотехнологичном уровне. Современное оборудование, новейшие стоматологические материалы и методики позволяют качественно и практически безболезненно проводить стоматологические манипуляции. Большой арсенал анестетиков, применяемых в педиатрической практике, способствует безболезненному лечению и при хирургических вмешательствах.  

Сколько же их, ребятишек, отказавшихся от лечения, не нашедших контакта с врачом, да и просто не решившихся переступить порог стоматологического кабинета? Очень многие сохраняют страх перед стоматологическим вмешательством на всю жизнь. Анализ работы с детьми в организованных детских коллективах показал, что количество детей, испытывающих страх,  
составило 8,5 % от всех осмотренных.

Поэтому детской стоматологической службе необходим психолог. Он подготовит родителей и детей к приему специалиста, создаст нужный настрой.  

Психолог работает в трех направлениях. Прежде всего, оказывает психологическую помощь пациентам, занкомит их с поликлиникой. В первое посещение ребенку проводится цветовой тест М. Люшера. Это наиболее известная методика, использующая феномен цветопредпочтения для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов. Данный вид тестирования не продолжителен по времени и не утомляет детей. На первом же занятии ребенку предлагается посмотреть мультфильм «Кругосветное путешествие за ослепительной улыбкой». Во время второго посещения мы проводим игру «Больница», в ходе которой дети знакомятся с настоящим стоматологическим инструментарием. Экскурсии в поликлинику, организуемые нами раз в неделю для младших школьников, направлены на формирование положительной мотивации к приему у стоматолога. В ходе экскурсии они узнают, что у нас есть кабинет психолога, терапевтический, хирургический, парадонтологический, ортодонтический, и какая помощь оказывается в каждом из этих кабинетов.  

В поликлинике работает кабинет здорового ребенка, где каждый желающий может научиться правильному уходу за полостью рта, подобрать зубную пасту и щетку, в зависимости от возраста и медицинских показаний.  


РОЛЬ ПСИХОЛОГА НА ДЕТСКОМ  ПРИЕМЕ У СТОМАТОЛОГАВторое направление работы психолога — организация выступлений перед сотрудниками поликлиники. Он читает лекции, проводит беседы с медицинским персоналом, обучая его элементам медицинской психологии, делится своими впечатлениями после занятий с пациентами, передает рекомендации и пожелания родителей.  

Третье направление — это работа с сотрудниками поликлиники, направленная на поддержание их душевного равновесия, а также формирование благожелательного корпоративного климата. Много лет мы мечтали создать для врачей комнату психологической разгрузки. После того, как открылся кабинет психолога, это стало реальностью. Врачи и медицинские сестры проходят психоэмоциональную разгрузку на сеансах ароматерапии. Сеанс занимает 15 минут и дает хороший эффект.  

Ароматерапия иногда может быть выходом из трудной ситуации, является прекрасным натуральным методом снятия многих физических и психологических недугов. Ее цель — возвращение равновесия тела и духа, а также поддержка и стимулирование естественных защитных реакций организма.  

В заключение, хотелось бы отметить, что кабинет психолога — любимое в поликлинике место детей. Они заходят сюда, когда уже приходят на лечение к стоматологу и после того, как его прошли. Общаясь с психологом, они делятся впечатлениями о врачах, о поликлинике. Таким образом, мы получаем обратную связь с нашими пациентами. Данную информацию психолог использует при работе с медицинским персоналом.  


МБУ «Детская стоматологическая поликлиника»  
628601, Тюменская обл., ХМАО- Югра,
г. Нижневартовск, ул. Мира, 33,
тел.: (3466) 25‑04‑81

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×