ГУП СО «ФАРМАЦИЯ» В РЕЖИМЕ НАСТРОЙКИ


Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Фармация» представлено в регионе 97‑ю аптеками и аптечными пунктами. В текущем 2013 году новое руководство планирует увеличить аптечную сеть до 100 точек розничной продажи. О том, как выстраивается работа компании в непростых рыночных условиях, о первых достижениях и обозначенных перспективах в интервью корреспонденту журнала «Медицина и здоровье» рассказали генеральный директор предприятия Галина Алексеевна ЖУКОВСКАЯ и ее заместитель Илья Алексеевич ЛОБОВ.

— Галина Алексеевна, Илья Алексеевич, расскажите, пожалуйста, с каких преобразований началось руководство вверенным Вам предприятием?

115.jpgГалина Алексеевна ЖУКОВСКАЯ:

— С формирования понятной и эффективной организационной структуры. Процесс настройки длился с февраля и закончился 8 июля текущего года. Сегодня в структуру предприятия входит коммерческое управление, состоящее из управления ассортиментом, управления аптечной сетью, отдела оптовых продаж, юридическая и экономическая службы. Кроме того, мы содержим большой штат программистов. Во-первых, высокую информационную планку устанавливает Министерство здравоохранения Свердловской области, которое активно внедряет новые программы в ЛПУ и в точках розничных продаж. Во-вторых, нам удобнее работать с программами, адаптированными под нас или созданными специально для нас.

116.jpgИлья Алексеевич ЛОБОВ:

— К примеру, на сегодняшний день в наших аптеках и на складе установлены очень удачные программные продукты. Благодаря этому можно легко отслеживать практически любые задачи: ассортимент, которым торгуют аптеки, доходность каждой продажи, остатки товара; можно прогнозировать продажи и следить за оборотами, за отказами, осуществлять многое другое. Необходимо отметить, что потребности товаров для продаж вычисляются автоматически, на основании показателей прошлого периода, учетов остатков текущего состояния, учета сезонности, дней недели, праздников, дней «дефектуры». Настройка производится очень тонкая, по многим параметрам, и помогает категорийному менеджеру принять правильное решение.

— Каковы сегодня цели предприятия? Изменились ли направления работы?

Илья Алексеевич ЛОБОВ:


— Направления работы ГУП СО «Фармация», по большей части, остались прежними: розничная, оптовая торговля, работа с наркотическими и сильнодействующими препаратами, реализуется программа «Доступные лекарства».

Мы преследуем две цели — социальную и коммерческую, которые порой тянут нас в разные стороны. С одной стороны, мы стремимся гарантированно обеспечить людей необходимыми им препаратами, сохраняя в ассортименте наших аптек достаточно большую долю наименований товаров стоимостью от 50 до 150 рублей. Но на этой продукции нельзя заработать. Возьмем для примера пипетку. Ее нужно обработать на складе, привезти в аптеку, хранить, потом продать. Операции с одной пипеткой для любого предприятия убыточны, потому что стоит она около рубля. Но мы будем по‑прежнему продавать и пипетку, и зеленку, и йод, и недорогие препараты, поскольку эта продукция востребована социально незащищенными слоями населения, которые вынужденно стараются экономить на всем — на питании, на электроэнергии, а также и на лекарствах. Нам важно сохранить за собой статус социально ориентированной компании. При этом мы стремимся поддерживать отечественного производителя. Да, он не всегда может конкурировать с иностранным производителем, и его продукция принесет нам меньший доход, но мы намеренно оставляем российские лекарства в аптечном ассортименте.

Другое социально значимое направление деятельности «Фармации» — достав- ка и реализация наркотических и психотропных средств. Это тоже убыточно, потому что хранение, охрана, перевозка данных препаратов строго регламентированы, требуют дополнительных условий хранения и доставки. В итоге, затраты колоссальные, а выручка невелика.

— Аптечный рынок сегодня явно перенасыщен. Каковы конкурентные преимущества Вашего предприятия? Что кроме социальных программ оно может предложить населению?

Галина Алексеевна ЖУКОВСКАЯ:


— Широкий и гибкий ассортимент наименований. Его обеспечивает наш замечательный отдел управления ассортиментом. Мы подстраиваемся под сезонные колебания, стараемся сформировать товарный запас до того, как настанет всплеск определенной заболеваемости. Проводим глубокий анализ заболеваемости предыдущих лет, анализируем, стараемся заранее обеспечить свои аптеки всеми необходимыми препаратами. Благодаря этой работе, мы оказываемся «на ко- не» и как оптовое предприятие.

И самое важное преимущество «Фармации» — уверенность в качестве продукта. На современном рынке присутствует очень много фальсификатов. Мы покупаем препараты исключительно по понятным и прозрачным контрактам. Прослеживаем, от какого завода они идут, по каким дистрибьюторским договорам. Но и на этом мы не останавливаемся. У нас действует внутренний контроль сертификации и контроль качества.

Илья Алексеевич ЛОБОВ:

117.jpg— Мы — государственное предприятие. А значит, помимо внутреннего, всегда присутствует и внешний контроль. Мы находимся в введении Министерства здравоохранения Свердловской области, что увеличивает рейтинг доверия к нам как производителей, так и покупателей. Министерство по управлению государственным имуществом, контролируя работу нашего предприятия, также выступает гарантом качества, своего рода протектором для всех жителей области. Да, всесторонний контроль имеет свои минусы — предприятие становится отчасти инерционным. С другой стороны, эта инерционность не позволяет нам сделать ошибку.

— Можете привести пример отрицательной стороны инерционности?

Илья Алексеевич ЛОБОВ:


— Мы не смогли, в частности, вовремя адаптироваться в ситуации, когда важно было выбрать выгодные места расположения аптек. Коммерческие предприятия справились с этой задачей гораздо успешнее.

— Реализация убыточных социальных программ, всесторонний контроль, невыгодное место расположения аптек. Каким же образом «Фармация» остается в плюсе?

Илья Алексеевич ЛОБОВ:

— Мы стараемся уменьшать себестоимость доставки препаратов. На сегодняшний день нами подписано соглашение о снижении на 15 % стоимости услуг доставки наркотических средств. С на- чала февраля нам также удалось добиться хорошего результата по другим группам наименований — минус 40 %. Кроме этого, после проведенного конкурса, нам удастся улучшить этот показатель еще на 20 %.

Работая с себестоимостью, мы можем варьировать ценами. Это позволяет «Фармации» идти вперед.

118.jpg119.jpg120.jpg121.jpg122.jpg

Недавно провели акцию «Радужное здоровье», которая была нацелена в первую очередь на стимулирование продаж, но мы рассчитывали и на привлечение внимания населения, особенно детей и молодежи к проблемам сохранения здоровья. Населению предлагалось прислать свои творческие работы на заданную тему. Отдача превзошла все ожидания! Та- кого живого отклика мы не даже не могли предположить. Люди присылали поэмы, оды, вязаные игрушки, вышивки, рисунки, аппликации. Получилась по‑настоящему душевная акция. Все призовые места по- лучили жители области. Победителю был вручен зеркальный фотоаппарат, «серебряный» призер получил планшет, «бронзовый» — спутниковую тарелку. Было и много поощрительных призов.

— Как на Вашем предприятии решается кадровый вопрос?

Галина Алексеевна ЖУКОВСКАЯ:


— Достаточно сложно. Треть аптечных пунктов «Фармации» расположена в сельской местности, где профессиональных кадров катастрофически не хватает. Много работников пенсионного возраста, которых заменить некем.

Есть еще одна проблема — школьники не сдают сегодня профильный ЕГЭ по химии. Правительство области в этом году позволило Екатеринбургскому фармацевтическому колледжу принимать абитуриентов без учета ЕГЭ по данному предмету. Представьте себе, на какие решения идут власти, чтобы подготовить для нас кадры!

Своих специалистов мы регулярно, каждые пять лет обучаем. С нового года будет оплачиваться квалификационная категория. Кроме того, совместно с заведующими аптеками в настоящее время разрабатывается новая мотивационная программа оплаты труда. Рассматриваем все идеи и предложения.

Илья Алексеевич ЛОБОВ:


— Мотивация должна сделать работу предприятия максимально эффективной. Речь идет не просто о дополнительном заработке. Нам важно, чтобы люди, которые хотят зарабатывать — смогли это сделать, а те, кто не хочет трудиться, поняли, что им здесь находиться неинтересно. Предприятию нужны эффективные люди, потому что это залог эффективности самого предприятия. Мы настраиваем мотивационную программу методом проб и ошибок: сначала на одном отделе, потом на другом, и проводим анализ.

— Галина Алексеевна, Вы начали свою работу с активных преобразований. Как встретил их коллектив?

123.jpg— Все встретили по‑разному. Коллектив — это как многоквартирный дом, по- рой бывает достаточно сложно договориться с каждым его жителем. Для меня каждый сотрудник — личность, большой человек, с которым необходимо считаться. Нужно всегда сначала выслушать его мнение, вступить с ним в диалог. Чтобы что‑то получилось в работе, надо иметь обратную связь с людьми, которые эту работу делают. Я строю отношения с коллективом так, чтобы ко мне можно было зайти в любое время и высказать свои претензии и предложения. При этом я всегда прошу: не довольны — предложите решение, а мы его обдумаем. Если это приемлемо для предприятия, обязательно пойдем навстречу.

В июне мы организовали для сотрудников «Фармации» День медицинского работника. Впервые за несколько последних лет мы все вместе сели за стол. Глаза у людей горели! Праздник прошел очень ярко: выступали приглашенные артисты, все сотрудники активно участвовали в конкурсах. Вручили 50 грамот предприятия, 6 грамот Министерства здравоохранения и одну от Законодательного Собрания. Мы постарались, чтобы люди почувствовали свою значимость, поняли, что мы не забыли о них. Планируем сделать такие праздники доброй традицией.

— И в заключение, поделитесь стратегическими планами…

Илья Алексеевич ЛОБОВ:


— Наше предприятие намерено вернуть себе статус флагмана фармацевтического рынка. Чтобы этого добиться, мы прилагаем много усилий. Приобретено уже новое складское оборудование, что позволит увеличить производительность труда. Расширяются комнаты температурных режимов, которые обеспечат выполнение всех требуемых норм по соблюдению условий хранения.

«Фармация» всерьез намеревается вернуться в госпрограммы в качестве полномочных представителей. С этой целью разработана масштабная программа развития, нацеленная на 2014 год. Мы готовы доказать, что наш логистический центр способен оказывать госуслуги на качественно новом уровне.

ГУП СО «Фармация» 620100, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 49, тел.: (343) 376‑14‑14, www.farmacia.ru.

Назад в раздел
×
×