УМЕТЬ ДАРИТЬ СЧАСТЬЕ


«Важно только не забыть в драке вечной как бы в сердце сохранить человечность»

23 августа 2013 года государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 7» города Нижний Тагил открывает новое структурное подразделение — амбулаторный центр детского психического здоровья. Он будет располагаться в отдельном двухэтажном здании, в котором был проведен капитальный ремонт. К 60‑летию больницы детская психиатрическая служба получит достойное пространство для творчества и внедрения новых технологий оказания помощи подрастающему поколению. Об истории становления и развития детского отделения, о смелых планах на будущее рассказала руководитель службы Наталья Николаевна СПИРИДОНОВА.


НЕМНОГО ИСТОРИИ …

93.jpgСегодня, 15 лет спустя, мы вспоминаем, как вышли на незнакомый и поэтому непонятный путь реорганизации деятельности детской психиатрии. В Нижнем Тагиле он берет свое начало в 1973 году. Несколько десятилетий три участковых детских психиатра и логопед вели приемы пациентов в трехкомнатной квартире жилого дома. Врач одновременно выполнял функции психолога, педагога, психотерапевта, социального работника, так как понимал, что для диагностики, терапии и реабилитации требуется гораздо больше информации, чем знания о наличии психиатрического диагноза, больше действий, чем назначение медикаментозного лечения. Поток больных и проблемных детей, родителей, учителей с самыми разнообразными проблемами психического здоровья был нескончаем — специалисты обслуживали население трех районов города, а также жителей пригорода. Они работали на износ.

С сентября 1996 года в Свердловской области (Первоуральске, Каменск-Уральском, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле) начал реализовываться российско-британский проект «Детское психическое здоровье», руководил которым профессор Рори Никола, английский врач и детский психиатр. Суть проекта заключалась в создании на базе уральских психиатрических клиник полипрофессиональных бригад.

Ознакомительные визиты в центры детской психиатрии Санкт-Петербурга и Великобритании, где бригадный метод работы в течение ряда лет имел неоспоримый успех, привели к твердому решению руководства нижнетагильской больницы реорганизовать детскую психиатрическую службу в нашем городе.

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ СЛУЖБЫ

1июня 1998 года главный врач психиатрической больницы № 7, в то время директор МЛПП «Психиатрия » Вячеслав Юрьевич Мишарин издал приказ об организации многопрофильной бригады диспансерного звена. Этот день считается днем рождения новой службы, которая представляет собой нашу собственную, по‑своему уникальную модель оказания помощи детям с психическими заболеваниями и психологическими расстройствами в амбулаторных условиях. Четырнадцать человек разных специальностей, объединенных желанием творить и полных энтузиазма, стали членами полипрофессиональной бригады специалистов.

94.jpg95.jpg

Уже тогда, в трехкомнатной квартире, проводились первые занятия по сказкои глинотерапии, тренинги общения. В том же ограниченном пространстве собирались члены бригады, подолгу жарко спорили, рассказывали друг другу о своих открытиях, решали сложные актуальные задачи, определяли планы на будущее. И, конечно, мечтали о том времени, когда у каждого из нас появится свой кабинет, будут площади для тренингов и проведения музыкальных занятий, для терапии песком и глиной, для встреч с родителями и педагогами.

98.jpgС тех пор прошло 15 лет. Многодисциплинарная бригада стала поистине командой единомышленников и более 11 лет работает в составе диспансерного психиатрического отделения. В состав бригады входят профессионалы своего дела, имеющие за плечами внушительный опыт работы: врачи-психитры и невролог, медицинские сестры, клинические психологи-диагносты, нейропсихолог, педагоги-психологи, которые заменили нам психотерапевта, логопеды-дефектологи, специалист по социальной работе и социальный педагог.




аша деятельность стабильна, что обусловлено четкостью разработанной структуры, эффективным программным обеспечением всех ступеней службы. Но при этом все последние одиннадцать лет мы продолжали мечтать о главном — об отдельном здании, на площадях которого разместится амбулаторный центр с дневным стационаром. Это предоставило бы нам возможность всерьез говорить о создании Школы для детей-аутистов. Это дало бы нам шанс воплотить нашу давнюю мечту — открыть Школу для детей с синдромом Дауна. Долгое время нам катастрофически не хватало места для проведения круглых столов, еминаров и конференций в рамках взаимодействия с различными службами города, которые вовлечены в процесс решения задач психического здоровья детей.

БРИГАДНЫЕ ПРИНЦИПЫ


96.jpgСтруктуру Центра «Детское психическое здоровье» как подразделения диспансерного отделения определяют три блока: консультативный, терапевтический и реабилитационный. Координатором деятельности на каждом из трех участков, между которыми распределены жители трех районов Нижнего Тагила, является детский психиатр. Именно он первым встречается с проблемами ребенка, определяет степень их сложности и приоритетности, обозначает круг специалистов, которые возьмут решение этих проблем на себя.

При этом сохраняются все принципы диспансерного наблюдения, проведения медикосоциальной экспертизы, решения вопросов обучения и его форм. Консультирует каждый специалист по разработанному графику с ведением соответствующей документации. Еженедельно на собрании бригады по результатам диагностической оценки, основанной на многоосевой системе, уточняется основной диагноз, определяются терапевтические подходы, составляется план реабилитационных мероприятий.

97.jpgТерапевтический блок — это целый ряд направлений в форме индивидуальных и групповых занятий педагогов-психологов, логопедов-дефектологов, нейропсихолога, специалиста по социальной работе. Проблемы развития и поведения, эмоциональные и коммуникативные трудности, проблемы речи и письма, проблемы семейных отношений — это лишь малый объем работы специалистов, которые пошагово, совместно с родителями, а зачастую и с учителями, возвращают душевное благополучие самому ребенку и его семье.

Сказкои музыкотерапия, работа с песком, тестом, глиной, кукольный театр снимают напряжение, развивают у детей доверие, умение слушать, смотреть, сопереживать. Малыши учатся воспринимать музыку и изображать чувства, которые она пробуждает в них, на бумаге. Они учатся выражать эмоции в танцевальных движениях и во время участия в кукольных представлениях. Играя, дети смотрят на себя со стороны. Когнитивная поведенческая терапия помогает справиться с проблемами в коммуникативной сфере, с трудностями, связанными с личностными установками и поведением, в том числе в рамках психических заболеваний.

99.jpg100.jpg101.jpg102.jpg103.jpg104.jpg

Среди задач, которые решают педагоги-психологи — управление гневом, терапия тревожных и депрессивных расстройств, психообразовательная работа. Освоение технологий суппортивной психотерапии, которая представляет собой интеграцию психоаналитических приемов, в структуру поддерживающей психосоциальной реабилитации в условиях нового центра позволит снабдить пациентов инструментами самопомощи.

106.jpgРеабилитационный блок — это поле деятельности социально-правового подразделения детской психиатрической службы. Работа с детьми-инвалидами, с детьми, имеющими девиантные формы поведения, с родителями и представителями различных ведомственных учреждений приносит бесценные плоды как с точки зрения социальной адаптации, так и в смысле улучшения качества жизни отдельного ребенка и семьи в целом.

Специалисты Центра организуют для детей посещения музеев и различных выставок, что дает им возможность наблюдать за пациентами в коллективе, в меняющейся среде. Кроме того, есть положительный опыт установления рамок физических возможностей детей-инвалидов посредством определения их в секции Школы адаптивного спорта.

Занятия с родителями детей, страдающих болезнью Дауна и аутизмом, консультации по вопросам воспитания, обучения, привития навыков коммуникации и самообслуживания — таковы первые шаги будущих школ, которые будут располагаться на площадях нового центра.

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ СМЕЛЫХ ИДЕЙ


Мечте, многие годы дающей нашей бригаде силы работать, в этом году пришло время сбыться. Отремонтированное двухэтажное здание с сияющими окнами и парадным входом уже ждет того момента, когда детские голоса растворят тишину, долго царившую 107.jpgв этом уютном доме. Оно ждет прихода людей в белых халатах, которые сделают пока пустые помещения мастерскими, где будут исцелять души.

Открытия амбулаторного центра детского психического здоровья вместе с нами ждали родители наших ребят — уже подготовлен список детей, которые придут к нам лечиться, заниматься, работать над собой.

Условия для эффективной, интересной, перспективной деятельности нашего коллектива созданы самые лучшие. Будут открыты кабинеты для каждого специалиста, помещения для сказкотерапии и тренинговых занятий, для организации трудовых процессов, учебных занятий и игр, конференц-зал, помещение для проведения супервизии с односторонним зеркалом, палаты, рассчитанные на дневное и ночное пребывание пациентов, и, конечно, большая и современная регистратура. Да, это будет настоящий амбулаторный центр детского психического здоровья! Речь идет о совершенно новой модели интеграции амбулаторного и стационарного обслуживания с усиленными задачами и современными технологиями.

105.jpgМы долго подбирали слова, которые могли бы выразить наши эмоции и мысли в связи с этим грандиозным для нас событием. Счастье маленького человека — в любви к нему, взрослого — в умении и возможностях это счастье дарить. Мы выбрали девиз для нашей будущей деятельности в стенах нового центра: «Учить дарить счастье и быть счастливыми самим».

А мы очень счастливы! С искренними словами благодарности за наш будущий Дом мы обращаемся к Министерству здравоохранения Свердловской области, главному психиатру Свердловской области Олегу Викторовичу Сердюку, к главному врачу «Психиатрической больницы № 7» города Нижний Тагил Вячеславу Юрьевичу Мишарину и ко всем людям, компаниям, ведомствам, принявшим участие в возвращении старому зданию современного и респектабельного вида. Спасибо вам за бесценную для нашего коллектива возможность — быть в этом Доме и лечить в нем души наших детей!

108.jpg109.jpg110.jpg111.jpg112.jpg113.jpg114.jpg

ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» 622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, 25 квартал, тел.: (3435) 25‑42‑93, e-mail: sekretar_psnt@mail.ru .

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×