КЛИНИКА ДЕТСКОЙ ЭКОПАТОЛОГИИ


К проблеме изучения экоассоциированных изменений в состоянии здоровья детей обращено внимание эпидемиологов, гигиенистов, а также врачей клинических специальностей. До настоящего времени не отработан стандарт, на основании которого возможно вычленить экологическую составляющую заболеваний, известных врачам-педиатрам, к сожалению, нет достоверных критериев диагноза, протоколов ведения на амбулаторном и стационарном этапах.

Чтобы определить подходы к уточнению экологической компоненты заболеваний, а также сформировать комплекс лечения и последующей реабилитации детей, Уральская государственная медицинская академия совместно с городской детской больницей №16 проводят работу в одном из самых загрязненных экотоксикантами районов города Екатеринбурга – Железнодорожном.

45.jpgНа основании атласа загрязнения Железнодорожного района, составленного Институтом промышленной экологии УрО РАН данная территория ранжирована по степени загрязнения солями тяжелых металлов и органическими ксенобиотиками: свинцом, медью, кадмием, цинком, никелем, фтором, ртутью, фенолом, формальдегидом.

Установлено, что заболеваемость детей, проживающих в «эпицентрах» загрязнений, существенно отличается от среднепопуляционного уровня. Аналогичны показатели детской инвалидности по таким «маркерным» заболеваниям как новообразования, болезни почек и врожденные пороки развития. Поэтому важно выявить симптомы экоассоциированных заболеваний на раннем этапе, иначе патологический процесс, который развивается латентно, может привести к необратимым органным изменениям.

46.jpgСогласно действующей модели клиники детской экопатологии алгоритм диагностики и лечения синдромов экологической дезадаптации предусматривает этапы мониторирования здоровья детей:

I этап (поликлинический): АСПОН (автоматизированная программа профилактических осмотров населения) – скрининг по 26 профилям патологии и лабораторный скрининг, работающие на выявление заболевания и позволяющие выбрать детей группы риска.

II этап: отделение клинической экопатологии стационара больницы.

III этап: реабилитация в условиях дневного стационара, в поликлинике при участии врачей-специалистов, санаторном дошкольном образовательном учреждении, детском санатории.

47.jpgВ 2004 году приказом Управления здравоохранения Администрации Екатеринбурга на базе больницы создан городской консультативно-методический детский центр экологически обусловленной патологии, работающий во взаимодействии с организациями федерального уровня, учреждениями региона и муниципального образования, что конструктивно влияет на медицинские технологии по данному направлению.

Работа Центра регламентирована такими юридическими документами, как «Положение о Центре», городская целевая программа «Создание системы диагностики, лечения и профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования «город Екатеринбург» на 2003–2006 годы», областная государственная целевая программа «Экология и природные ресурсы Свердловской области», «Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года». Создание Центра позволяет применить алгоритм диагностики и лечения при синдромах экологической дезадаптации у детей, проживающих в каждом из семи административных районов Екатеринбурга.

Как показали результаты нашей работы по Железнодорожному району, ежегодно, из общего количества обследованных детей, 10% составляют группу риска по экоассоциированной патологии. Использование в работе АСПОН атласа загрязнения Железнодорожного района по снеговой съемке, а также компьютерных программ «КЛИНЭКО» и «ЭКОТОКС», позволяют врачу-педиатру предварительно выделить вероятные симптомы ксеногенной интоксикации, химической гиперчувствительности или экологической дезадаптации согласно классификации Ю. Е. Вельтищева и В. В. Фокеевой. На втором этапе клинических, а также на основании данных химико-токсикологических лабораторных исследований, уточняется диагноз экоассоциированных заболеваний.

С 2003 по 2005 годы при комплексном обследовании более 700 пациентов отделения клинической экопатологии стационара, выявлено разнообразие жалоб с преобладанием эндотоксикоза, абдоминального болевого синдрома и кожных высыпаний. Полиморбидность поражений выразилась в различных сочетаниях гастроэнтерологических заболеваний, нефрологической патологии, аллергодерматозов и бронхопульмонального процесса.jpg" title="Рис. 1. Схема взаимодействия Центра детской экопатологии с другими учреждениями в системе медико-профилактической помощи населению Екатеринбурга." hspace="5" vspace="5" border="0" alt="49.jpg" width="341" height="320" />48.jpg

Были выявлены и фоновые проявления в виде дефицита витаминов, ряда микроэлементов, а также паразитозов: сухость и бледность кожи, фолликулярный гиперкератоз, исчерченность ногтей, а также гингивит. Впервые удалось описать необычный характер кожных проявлений: чередование зон гиперкератоза и поверхностной атрофии с нарушением пигментации кожи, которые встречались у 26,4% детей.

50.jpgУнифицированный стандарт обследования больных был дополнен методиками, позволяющими уточнить возможное влияние на организм ксенобиотиков окружающей среды: свинец в крови и в моче, медь в сыворотке крови и в моче, цинк, кадмий в моче (метод полярографии), фтор в моче (метод потенциометрии с помощью ионселективного электрода), протопорфирин эритроцитов (флюориметрический метод), уровень SH-групп в сыворотке крови, δ-аминолевулиновой кислоты в моче (метод спектрофотометрии). Из перечисленных исследований наиболее динамичен – уровень свинца крови, так как он позволяет получить информацию как о внешней экспозиции данного ксенобиотика, но и помогает оценить эффективность элиминационной терапии.

В результате проведенного комплексного обследования и лечения детей на I и II этапах выявлена экоассоциированная компонента при заболеваниях органов дыхания (бронхиальная астма, рецидивирующий бронхит) и органов мочевой системы (хронический пиелонефрит, тубулоинтерстициальный нефрит, дизметаболическая нефропатия).

51.jpgЛечение пациентов отделения клинической экопатологии проводилось с учетом медико-экономических стандартов основного и сопутствующего заболеваний, включая диетотерапию в режиме антигенного щажения, санацию очагов инфекции в органах мочевой системы, носоглотке, кишечнике, а также нормализацию вегетативного статуса. При «настораживающем» уровне свинца крови назначалась элиминационная терапия: энтеросорбенты, ксидифон, тиосульфат натрия. Наилучшие результаты динамики свинца крови отмечены при лечении ксидифоном (р<0,01), который обладает свойствами комплексона и мембраностабилизатора.

В комплексе терапии широко применялись также методы физиотерапии: электролечение с электрофорезом лекарственных веществ, магнитотерапия, ингаляционная терапия. По показаниям назначались галотерапия и сухая углекислая ванна. В этой связи была оценена эффективность галотерапии у пациентов с хроническим гастродуоденитом и колитом (n=16, возраст 8,4±3,4 лет) (метод спирографии). У трех детей выявлен сопутствующий гайморит. Курс лечения составил 8,6±2,0 процедур.

52.jpgПосле лечения установлено улучшение функции внешнего дыхания по таким показателям проходимости нижних дыхательных путей как, ОФВ1 (р<0,03), МОС после выдоха 50% ФЖЕЛ (р<0,05), ОФВ (р<0,04). Следовательно, можно предположить, что в условиях техногенного загрязнения окружающей среды ингаляционный путь поступления ксенобиотиков вызывает раздражение слизистой оболочки бронхов и воспаление (отек), не выявляемые при клиническом обследовании больных. Лечебный эффект галотерапии у детей данной группы заключался в нормализации мукоцилиарного клиренса и в уменьшении воспаления.

Диспансерное наблюдение пациента должно включать: проведение токсикологического контроля 1 раз в 6 месяцев (в случае необходимости – консультация врача-токсиколога), введение в курсы профилактической терапии элиминационных комплексов (включая немедикаментозное воздействие: прием минеральной воды, растительных энтеросорбентов, физиолечение). Методика галотерапии может быть рекомендована с профилактической и лечебной целью в популяции детей, проживающих на территориях с техногенным загрязнением окружающей среды. Перспективной реабилитационной технологией Центра детской экопатологии становится термотерапия (сауна), которая внедрена в работу с 2006 года.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

&times;
&times;