ИГРОКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА


О развитии фармацевтического рынка Екатеринбурга и Свердловской области, рассказывает директор розничной сети «Здравник» Сергей ПОЛЫГАНОВ.

– Сергей Владимирович, борьба за потребителя сейчас обострилась. Второй год действует федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения. И в сфере ее интересов оказываются значительные секторы фармацевтического рынка. Каким в этом свете, Вы видите дальнейшее движение для всех, кто действует сейчас на рынке?

43.jpg– Ситуацию осложняет то, что на региональный рынок выходят лидеры федеральных аптечных сетей, например, «36,6». Совершенно очевидно, что в настоящее время они не представляют конкуренции для нас, но в любом случае эти сети «оттягивают» на себя часть покупателей, хотя эксклюзивного предложения для нового потребителя москвичи выдвинуть не смогли, особой ценовой привлекательности в рамках представленного ассортимента тоже не обнаруживается. Получается, что ожидания населения не оправдываются с появлением новых игроков фармацевтического рынка.

Часть муниципальных аптек была отдана в аренду, другая – объединилась в ЕМУП «Здоровье». На территории Свердловской области изменения сходны с екатеринбургскими: одни аптеки присоединяются к крупным сетям, остальные действуют в муниципальной сфере.

В перспективе просматриваются две тенденции развития. Первая – укрупнение аптек, создание залов самообслуживания, аптечных супермаркетов. Второе направление может показаться противоположным первому – развитие специализированных аптек: кардиологических, ортопедических, косметических и других. Их было бы целесообразно открывать при поликлиниках, для отпуска лекарств, например, в рамках федеральных программ. Есть еще и экономические причины проявившихся тенденций. Сейчас растет арендная плата. Надо либо уменьшать торговые площади, наращивать отдачу, доходность с каждого квадратного метра, или наоборот, укрупнять, расширять ассортимент. Поменялись приоритеты. На первое место сейчас выходит не цена. Те, кто нуждается в недорогих, доступных лекарствах будут получать их через федеральные программы. Важнее оказываются сервисные услуги в широком смысле слова: профессионально работающий коллектив, где в штате не только высококвалифицированные фармацевты, но и специалисты продаж; широкий перечень информационных услуг, эргономичный и функциональный дизайн торговых залов; удобные подходы и подъездные пути к самой аптеке, стоянка для автотранспорта и пандусы для инвалидов-колясочников. То есть аптека должна быть неповторима в наборе своих достоинств. То, что в западном мире называется шоппинг, должно войти в перечень удовольствий клиентов аптек. Человек должен получить сразу в одном месте не только нужное ему лекарство, но и услышать вежливое обслуживание, получить консультацию специалиста, помощь при выборе препарата – это самый скромный перечень дополнительных и обязательных услуг.

Люди не должны ставить посещение аптеки в зависимость от ухудшения самочувствия, связывать визит к провизору и фармацевту с возникшей необходимостью поправить пошатнувшееся здоровье, потребностью лечиться. Поэтому в настоящее время в ассортиментном перечне аптек все большее место занимают средства профилактики заболеваний, косметические и лечебные препараты.

– Но ведь развитие аптечных сетей связано с решением многих проблем, часто совсем не фармакологического свойства?

– Проблемы создаются, как ни странно, в той сфере, откуда должна бы приходить помощь и поддержка – в сфере отношений с государством. Правительство осознает, что аптеки играют огромную социальную роль, но не учитывает их специфику, отличие от других предприятий, обслуживающих потребности населения.

В фармацевтическом бизнесе, у аптек в частности, нет льгот по коммунальным платежам, нет вычетов по арендной плате, отсутствуют налоговые преимущества. Располагаются рядом винный магазин и аптека. Куда, как правило, идет больший поток покупателей? Винная торговля приносит больший доход.

Существует серьезная проблема и с наценками на препараты. Государство это дело строго регламентировало и следит за соблюдением выданных предписаний. Но коммунальные платежи увеличиваются, арендная плата движется в том же направлении, зарплата у населения растет. Как справиться с этой ситуацией – мы не знаем. Поэтому некоторые аптеки закрываются.

Вторая проблема – профессионализм кадров. Точнее, отсутствие нужного количества работников высокой квалификации. Ее породило «взрывное» развитие рынка вообще. хороших фармацевтов, которые умеют продавать и консультировать, всегда не хватает.

– Существует ли система подготовки специалистов для работы в сфере фармакологии?

44.jpg– Эта система есть. В основном она сложилась еще в советские годы. Готовят таких специалистов в фармацевтическом колледже, медицинских институтах Перми и Тюмени. С периодичностью в три-пять лет, на базе названных учебных центров проводятся мероприятия по переподготовке кадров, работают специальные программы повышения квалификации. Мы тоже заботимся о решении проблемы недостатка высококвалифицированных специалистов. В этом году обратились в Уральскую государственную медицинскую академию с просьбой сформировать из наших сотрудников учебную группу.

– Вы упомянули, что в аптечный бизнес приходит система самообслуживания. Расскажите о ее особенностях и выгодности подобного нововведения для потребителей?

– Это определенная новация на фармрынке, но ажиотажа вокруг нее создавать не стоит. Когда руководители готовятся к открытию новой аптеки, то обязательно проводят маркетинговые исследования перспектив и возможностей рынка. Нужна ли здесь новая аптека? Готовы ли жители данного района к тому, чтобы пользоваться возможностями зала самообслуживания? Нужен ли вообще такой зал? Словом, все идет от потребности. Сказать, что залы самообслуживания приносят больший доход на квадратный метр площади нельзя. Доходность в большей мере определяется местом расположения организации, а влияние доступа к прилавкам и витринам на экономи
ческие показатели в этом деле вторично. В Свердловской области залы самообслуживания особой популярностью не пользуются вообще.

– Есть широкий перечень лекарств, получить которые можно только по рецепту врача. В залах самообслуживания к ним тоже свободный доступ?

– В этом случае залы самообслуживания сочетаются со стандартными отделами продаж. В свободной выкладке, как правило, располагается косметика, ортопедия, средства гигиены, лекарственные травы. Аптеки вынуждены расширять ассортимент, так как лекарственную составляющую осваивают федеральные программы. Есть и второй момент: расширяя ассортиментный перечень за счет сопутствующих товаров, мы идем навстречу потребностям людей. Как, предположим, в аптеке рядом с университетом можно не поставить в продажу косметику?! Студенты просто могут нас не понять. А вот продавать шприцы в таком месте никто не рискнет.

Каких-то особенностей, специфики в структуре и тенденциях развития фармацевтического рынка Свердловской области в
целом, и Екатеринбурга в частности, не вижу, так как они общие для всей России. У нас может быть больше аптек, чем в других регионах и весьма высокая конкуренция, однако на Урале нет ярко выраженного доминирования. В Москве есть сети, которые имеют более сотни аптек. Для Екатеринбурга и Свердловской области это не свойственно, потому что наш рынок поделен на небольшое количество игроков.

В организации аптечного бизнеса намечается движение от аптеки в стандартном, привычном виде к специализированным магазинам по продаже лекарств, медицинских препаратов в разумном сочетании с сопутствующими товарами.

– Что главное для вас в отношениях с предприятиями-производителями препаратов, с вашими деловыми партнерами?

– Мы очень требовательны и осторожны в выборе поставщиков. Для «Здравника» прежде всего важна собственная безупречная репутация. Мы работаем под девизом всесторонней гарантии качества. Чтобы продавать качественные лекарства, мы предпочитаем брать их только у национальных дистрибьюторов. Как правило, они проводят тщательную, многоступенчатую и всестороннюю проверку качества своих поставок. А мы храним все сертификаты на полученные препараты. Не исключено, что, в сравнении с другими, наши цены и представляются высокими. Но у нас продается товар без подделок. Тем более, что всегда приходится выбирать между здоровьем человека и качеством лекарственного препарата. Всегда ли недорогой товар бывает хорошего качества? Сомнения есть. А если выбор определяет цена, то для этого и существуют федеральные программы.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×