НИИ ОММ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ


Важная составляющая медицины – охрана материнства и детства – в России на сегодняшний день обозначена как одна из приоритетных.

О деятельности Уральского научно-исследовательского института охраны материнства и младенчества корреспонденту журнала «Медицина и Здоровья» рассказывает его директор, главный педиатр Уральского Федерального округа Галина ЧЕРДАНЦЕВА:

17.jpg– Уральский федеральный округ – это территория, достаточно неравномерная как по финансовому обеспечению, так и по организации акушерско-гинекологической помощи. В Свердловской, Челябинской и Тюменской областях расположены собственные государственные медицинские академии. Соответственно, там наблюдается более высокий уровень подготовки врачей. А вот в Курганской области уровень лечебно-профилактических структур на порядок ниже с точки зрения материально-технического, и кадрового обеспечения, что весьма затрудняет организацию службы охраны матери и ребенка.

В Ямало-Ненецком автономном округе, также входящем в УрФО, просторы тундры и разбросанность жилых поселков приближают организацию медицинской помощи к Курганской области. Зато высокая финансовая обеспеченность позволяет ЯНАО привлекать профессионалов со всей страны. Туда отправляются работать высококвалифицированные медики и организаторы здравоохранения не только с Урала, но и из Москвы, Санкт-Петербурга. Соответственно, там раньше, чем в других регионах, были запущены информационные программы, требующие серьезных финансовых вложений, в том числе телемедицина.

Ханты-Мансийский округ сейчас бурно развивается. В Сургуте есть кафедра, занимающаяся подготовкой кадров. За последние пять лет в ХМАО были созданы и материально оснащены перинатальные центры, а в Нижневартовске не так давно начала работать Окружная детская клиническая больница, в которой есть практически все высокотехнологичные виды медицинской помощи детям.

– Какие функции в столь неравномерно развивающемся федеральном округе выполняет такой научно-исследовательский институт как НИИ ОММ?

– Основная задача института заложена в его названии – это научные исследования в области акушерства, гинекологии, перинатологии и неонатологии. Фактически, мы готовим научные и научно-практические кадры для УрФО. В частности, выполнили диссертацию главные акушеры-гинекологи города Тюмень и Тюменской области, заместитель по родовспоможению областного Департамента здравоохранения, заведующие отделениями из ЯНАО (акушер-гинеколог и педиатр), подготовлена докторская диссертация зав.кафедрой акушерства и гинекологии университета ХМАО и зам.начальника Управления здравоохранения Курганской области; сейчас научную работу заканчивает главный акушер-гинеколог Курганской области.

Вторая – федеральная задача – была возложена на наш институт не так давно. С 2003 года мы курируем в УрФО всю отрасль, относящуюся к охране материнства и младенчества. Мы анализируем всю ситуацию по материнской, младенческой, перинатальной смертности в округе, проводим оценку состояния здоровья женщин и детей. Также выполняем обучающую функцию – проведение Федеральных и региональных конференций, совещаний, тренингов специалистов на рабочем месте. И еще одно важное направление – консультации (по всем случаям, которые оказываются сложными или невыясненными для наших коллег).

Кроме уже перечисленного, в течение последних десяти лет НИИ ОММ выполняет функции областного перинатального центра. В Свердловской области никогда не было областного роддома именно потому, что здесь имеется институт охраны материнства и младенчества. Хотя собственное подобное учреждение области необходимо и, насколько я знаю, эдуард Россель принял решение о его создании.

– Чем обусловлена такая необходимость?

– Несмотря на высокий организационный уровень службы охраны материнства и младенчества, заботу Губернатора и Правительства Свердловской области, а также внедрение программы «Мать и дитя» (которая действует с 1998 года), ситуация с материнской смертностью здесь все-таки остается напряженной.

Для этого есть объективные причины. Та же Челябинская область более компактна, а большие расстояния Свердловской области затрудняют организацию экстренной медицинской помощи, страдает амбулаторно-поликлиническое звено. Однако, в нашей области, с 2000-го года показатель материнской смертности снизился более чем в два раза, и я считаю, что потенциал этого региона позволит добиться европейского уровня.

18.jpg– Многие женщины Свердловской области стремятся рожать именно в НИИ ОММ. Каким образом отбирается «ваш» контингент?

– Существует приказ Правительства области, предписывающий, с какой патологией и при каких обстоятельствах беременная женщина госпитализируется именно к нам. Зачастую к нам направляют рожениц без патологии, а пациентки, требующие неотложной помощи, задерживаются в тех лечебно-профилактических учреждениях, где им не в состоянии оказать адекватное лечение. С больным ребенком проще – в случае необходимости его взяли и перевезли в неонатальный центр ОДКБ №1, а беременную женщину мы должны принять до начала родов. Мы всегда настаивали на том, что группа высокого риска должна как можно раньше оказаться в поле зрения врачей нашего института.

– В чем вы видите основную проблему и каковы пути ее решения?

– Главным звеном во всей системе является не собственно перинатальные и неонатальные центры, а амбулаторно-поликлиническая служба. Параллельно с совершенствованием роддомов, следует отслеживать, в каком состоянии находится здоровье того населения, которое потом будет поступать в эти ЛПУ. К сожалению, выпускники вузов после отмены системы распределения стараются остаться в крупных городах, из-за этого страдает амбулаторно-поликлиническая служба в сельской местности. Что касается зарплат, сейчас молодых специалистов деньгами «не обижают», но им хочется быть ближе к развитой инфраструктуре. Если в роддомах кадровая ситуация стабилизировалась, то на «участки» привлечь опытных врачей весьма сложно.

В женских консультациях не выделяется «группа риска», которую можно было бы своевременно направить к более квалифицированным специалистам, отсюда и далекий от желаемого уровень материнской смертности.

– Кадровая проблема в регионах волнует не только акушеров-гинекологов. Может быть, существует какой-то «технический» путь раннего выявления патологии, нуждающейся в наблюдении более квалифицированных специалистов?

– В течение трех последних лет нами разрабатывается проект, касающийся телемедицины. это направление сложно технически, дорого в обслуживании, и в акушерстве и в неонатологии не всегда необходимо в том виде, в котором оно первоначально создавалось. Исходя из этого, мы решили предложить некую модифицированную модель, которая основывается на математически смоделированных схемах. По определенным параметрам, раскрывающим состояние здоровья женщины или ребенка, она позволяет не только оценить сегодняшнее положение дел, но и спрогнозировать развитие процесса. Разработав несколько таких правил в законченных диссертациях, мы сегодня готовы предложить регионам общую программу электронного консультирования. Теоретически, к нам в институт будет в электронном виде поступать информация по единым признакам, получить которые смогут врачи в любых территориях.

– Но ведь можно предоставить эту программу всем акушерам-гинекологам, чтобы они получали результаты прямо на местах?

– Бесспорно, но мы должны учитывать уровень квалификационной подготовки персонала, который будет пользоваться этой программой. Отдельные разработанные правила уже начали внедряться на территории области (например, диагностика и прогноз инфекционной патологии, прогнозы состояния новорожденного и течения гестозов), но новая разработка подразумевает комплексное сведение всех данных о состоянии здоровья женщины. Смогут ли ее освоить специалисты «на местах» – пока неизвестно. К тому же эту программу нужно сначала апробировать. Мы, создав ее на данных наблюдения ограниченного контингента, должны посмотреть, как она будет функционировать в масштабах популяции. На сегодняшний день в качестве площадки для запуска «пилотного проекта» рассматривается Первоуральск, где есть перинатальный центр. Минздрав Свердловской области нас поддержал, но пока не решены вопросы материально-технического обеспечения проекта. Также наша идея заинтересовала Челябинскую область, так что сейчас идет выбор из двух вариантов.

Если «пилотный проект» покажет свою состоятельность, мы сможем ставить задачу перед руководством регионов, обоснованно доказывая, что определенная диагностическая аппаратура должна обязательно стоять в каждом перинатальном центре.

Глобальная цель этого проекта – все территории УрФО должны быть задействованы в информационнокоммуникационной сети. Нужно это для того, чтобы врачи любого лечебно-профилактического учреждения одинаково оценивали одно и то же состояние, один и тот же показатель. Российские врачи отличаются от западных «творческим подходом», который в зависимости от уровня квалификации доктора может привести как к положительным результатам, так и к упущению каких-то важных деталей. Именно поэтому сегодня и был взят курс на стандартизацию.

Если перечисленные мной задачи будут решены, наш НИИ ОММ сможет в большей степени сосредоточиться на оказании высокотехнологичной помощи, по разным причинам недоступной другим ЛПУ УрФО.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×