ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

МЕХАНИЗМ «САМОРЕМОНТА» БАКТЕРИЙ

1.jpgУченые из Хорватии выяснили, как стойкие к радиации бактерии, которые могут существовать в экстремальных условиях, восстанавливают поврежденную ДНК. Это открытие может стать ключевым для лечения таких болезней, как рак. Микроорганизм Deinococcus radiodurans настолько вынослив, что выживает в условиях радиации длительный период. Бактерия, обнаруженная 50 лет назад в банке испорченного мяса, может выжить при экстремально высокой температуре. В таких же условиях другие организмы погибают из-за обезвоживания и вредного воздействия ультрафиолетового излучения, которое разрушает клеточную ДНК. Эту способность обеспечивает механизм, с точностью восстанавливающий поврежденную ДНК. Как именно это происходит на клеточном уровне - до сих пор оставалось загадкой.

Руководитель группы сербских исследователей Ксения Захрадка утверждает, что это знание можно использовать для поиска методов восстановления поврежденной ДНК в клетках человека. Многие болезни, включая рак, являются результатом изменений в структуре ДНК и неспособности клеток восстановить поврежденные участки генетического кода. Поэтому любое знание о механизме «ремонта» ДНК может помочь в лечении подобных болезней.

СОЛИКАМЦАМ ГРИПП НЕ СТРАШЕН

2.jpgФедеральные власти сделали очередной шаг в реализации приоритетного Национального проекта «Здоровье» в городах Пермского края и, в частности, в Соликамске. На этот раз речь идет о подпрограмме «Дополнительная иммунизация населения». С началом осенне-зимнего периода наиболее актуальным стал вопрос о профилактике простудных заболеваний и гриппа.

По словам замначальника здравоохранения Соликамска Владимира Лыт-кина, в 2006 году за счет федерального бюджета город получит 17 086 доз вакцины «Гриппол», что в шесть раз больше, чем в прошлые годы. В рамках Нацпроекта будут привиты соликамцы группы риска: медработники, учителя, пожилые люди старше шестидесяти лет, дошкольники и школьники с первого по третий класс. На сегодняшний день в город уже поступило 7 500 доз (из них 1 200 - для Соликамского района). Таким образом прививочная компания стартовала.

На вакцинацию еще 7 000 школьников деньги выделят местные власти. Работающее население будет прививаться по месту работы за свой счет или на средства работодателя. Всего в 2006 году планируется привить около 30 000 человек, то есть в два раза больше, чем в прошлом.

ЯДОВИТЫЕ БАД

В ряде биологически активных добавок (БАД), предназначенных для похудения, эксперты челябинских Ро-спотребнадзора и Наркоконтроля обнаружили превышение допустимой концентрации ртути и мышьяка. Кроме того, в БАД был обнаружен «Сибутра-мин) - сильнодействующее и ядовитое вещество, бесконтрольное применение которого может привести к бессоннице, головным болям, повышению артериального давления, чувству беспокойства и другим негативным последствиям, сообщили в пресс-службе УФСКН по Челябинской области.

На территории Челябинска наркоборцами было произведено несколько проверочных закупок препаратов для похудения. В каждом из приобретенных БАД эксперты Наркоконтроля обнаружили «Сибутрамин». По двум фактам незаконного сбыта возбуждено уголовное дело по статье 234 УК РФ, предусматривающей ответственность до пяти лет лишения свободы. Не исключаются возбуждения еще нескольких уголовных дел по результатам запланированных на ближайшее время аналогичных рейдов уже в других городах.

ГОСПИТАЛЮ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН - 65 ЛЁТ

Свердловскому областному клиническому психоневрологическому госпиталю для ветеранов войн исполнилось 65 лет. 20 октября поздравить коллектив с юбилеем пришли друзья, коллеги и те, кому медицинские работники помогли сохранить здоровье.

Это медицинское учреждение было создано в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. Медикам удалось поставить на ноги и вернуть в строй тысячи бойцов. Во время Великой Отечественной войны 73 % раненых, проходивших лечение в госпитале, вернулись на фронт.

В мирные годы сотрудники госпиталя заботятся о здоровье не только ветеранов, но и тех защитников Родины, которым довелось отстаивать ее интересы в «горячих точках» по всему миру. Долгие годы Свердловский областной госпиталь ветеранов возглавлял Семен Спектор.

Первый заместитель председателя Правительства Свердловской области, министр экономики и труда Галина Ковалева вручила начальнику госпиталя Виктору Башкову, а также ряду сотрудников - грамоты губернатора и Правительства Свердловской области. В свою очередь, коллектив медиков наградил Галину Ковалеву дипломом и внес ее имя в Книгу почета за постоянную помощь и внимание к проблемам госпиталя.

ГЕННАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ БОЛЕЗНИ ПАРКИНСОНА

3.jpgАмериканские ученые сообщают об успешном завершении первой стадии клинических испытаний нового метода лечения болезни Паркинсона, основанного на использовании генной терапии. В течение первого года терапии интенсивность проявлений симптомов заболевания у участников исследования сократилась на 2565%. Каких-либо побочных эффектов при этом зафиксировано не было.

Суть генной терапии заключается в использовании безвредных для человека вирусов для доставки в клетки различных тканей и органов генов, отсутствующих или не функционирующих должным образом в организме больного. В данном случае ученые использовали ген под названием GAD, который был внедрен в нервные клетки, расположенные в субталамическом ядре головного мозга. Этот ген содержит информацию о структуре фермента, обеспечивающего синтез гамма-аминомасляной кислоты (GABA) - нейромедиатора, оказывающего тормозящее действие.

ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ ДЛЯ ЮГОРЧАН

Специалисты Окружной больницы Ханты-Мансийска внедрили в клинике электронные карты пациентов, на которых содержится полная информация об истории их болезни и проведенных медицинских манипуляциях. Подобные электронные карты вскоре будут иметь все пациенты ОКБ. Это даст им возможность участвовать в телемедицинских сеансах и записываться на прием к различным специалистам дистанционно.

Широкое распространение телемедицинские технологии получили в Югре, начиная с 2003 года. На сегодняшний день в округе функционируют шесть телемедицинских центров и 33 телемедицинских пункта. Благодаря им, пациенты имеют возможность получать консультации специалистов ведущих центров России и зарубежья, например, научного центра сердечнососудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, института травматологии и ортопедии имени Г. А. Илизарова (Курган), центра «Микрохирургия глаза» (Екатеринбург), НИИ офтальмологии (Уфа).

По словам директора окружного департамента здравоохранения Виктора Вильгельма, в следующем году правительство Югры при поддержке главы региона Александра Филипенко планирует принять закон об информатизации системы здравоохранения. Итогом должно стать появление электронных систем, внедряемых сегодня в окружной больнице Ханты-Мансийска, во всех медицинских учреждениях автономии, сообщили в пресс-службе губернатора ХМАО.

ПРИНЦИП БИНАРНОСТИ

4.jpgПрофессор Рэндал О'Рейлли (Professor Randall O'Reilly) из Университета Колорадо в Боулдере выяснил, что участок мозга человека, который ученые считают ответственным за интеллектуальные способности, функционирует как цифровой компьютер.

В основе работы ЭВМ лежит принцип бинарности - наличие или отсутствие электрического сигнала, регулируемого с помощью переключателя. Профессор О'Рейлли обнаружил подобный принцип действия в головном мозге человека. Нейроны префронтальной коры представляют собой двоичную систему: они могут иметь два состояния, активное или неактивное, в то время как базальный ганглий является по существу большим переключателем, который позволяет включать и выключать различные участки преф-ронтальной коры. Однако работа мозга человека в целом отличается от компьютера - число и характер связей между нейронами все время меняется, что обеспечивает процесс обучения и запоминания.

Кроме того, американский ученый считает, что префронтальная кора является руководящим центром мозга. Она отвечает за познавательные способности высокого уровня, за решение задач и принятие решений. Поэтому выяснение функций этого участка мозга является решающим в понимании человеческого интеллекта.

ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

5.jpgПо традиции в первые дни октября в Стокгольме объявляются имена очередных лауреатов Нобелевских премий по физиологии и медицине, а также химии. В этом году высшей в научном мире награды удостоились авторы действительно фундаментальных, основополагающих открытий.

Нобелевскую премию по физиологии и медицине - «За открытие механизма РНК-интерференции (подавления экспрессии генов двухцепочечной РНК» - получили следующие ученые: Эндрю Файр из Медицинской школы Стэнфордского университета и Крэйг Мелло из Медицинской школы Мас-сачусетского университета в Вустере. Они разделят пополам десять миллионов шведских крон (1 360 тыс. долларов).

Оба ученых вместе с четырьмя ассистентами ставили свои опыты в лаборатории факультета эмбриологии Института Карнеги в Балтиморе. В ходе этих экспериментов они сделали замечательное открытие, которое вскоре привело к расшифровке чрезвычайно мощного и универсального механизма «генной цензуры», получившего название «РНК-интерференция» (RNA interference), созданного посредством биологической эволюции более миллиарда лет назад. С его помощью микроорганизмы получили возможность защищаться от нападений вирусов. Позже эту способность у них переняли грибы и растения, а потом и животные. Многоклеточные организмы также научились прицельно отключать с помощью РНК-интерференции свои собственные гены, прерывая процесс синтеза кодируемых ими белков.

В 1997 году Файр и Мелло в экспериментах с червями Caenorhabditis elegans обнаружили, что РНК эффективно отключает гены, если ее вводить короткими фрагментами, причем не одноцепочечными, а двухцепочечны-ми. Это наблюдение было сделано случайно - исследователи вовсе не предполагали, что такие фрагменты будут работать лучше одноцепочечных, они вводили их просто для контроля. Поначалу явление казалось совершенно загадочным, поскольку двухцепочечная РНК сама по себе не может связаться с матричной, так как ей необходимо расплестись на две нити. Впрочем, интерпретация полученных результатов не заставила себя ждать. Вскоре было доказано, что молекулы двухцепочечной РНК при попадании в клетку дают сигнал к началу работы группы ферментов, которые сначала «режут» РНК на короткие фрагменты, потом расплетают эти фрагменты на отдельные нити и с их помощью удаляют из матричной РНК подлежащие ликвидации участки. В результате содержащаяся на них информация теряется и не передается рибосомам.

РНК-интерференция играет огромную роль в жизни всех организмов. С ее помощью клетка разрушает генетический материал атаковавших ее вирусов, а также способна уничтожать собственные подвижные элементы генома, которые могут перемещаться на неположенные места и давать начало опасным мутациям.

Метод РНК-интерференции на сегодняшний день является мощным исследовательским инструментом молекулярной биологии.

Нобелевскую премию 2006 года по химии - «За исследование молекулярной основы транскрипции у эукариот» - получил профессор структурной биологии Стэнфордского университета Роджер Корн-берг. Его открытие привело к окончательному пониманию механизмов работы фермента - ДНК-зависимой РНК-полимеразы на молекулярном уровне, в результате чего, ему удалось создать молекулярный портрет деятельности РНК-полимеразы.

.