1 С ЗАБОТОЙ О ДЕТЯХ | Медицина Российской Федерации

С ЗАБОТОЙ О ДЕТЯХ


Дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в особом внимании со стороны общества, органов здравоохранения и социальной защиты. Их реабилитация, социализация и профессиональная ориентация в значительной степени зависят от грамотного психолого-педагогического подхода в процессе обучения и воспитания.

Коллектив государственного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Екатеринбургский специальный (коррекционный) детский дом № 5 достойно справляется с такой ответственностью.

О развитии организации и существующих проблемах корреспонденту «МиЗ» рассказывает его директор Ирина ПОЛЕПИШИНА:

50.jpg- Ирина Викторовна, с 1 января 2006 года Ваш детский дом получил статус областного. Какие изменения после этого последовали?

- Детский дом передан с баланса администрации Екатеринбурга в областное подчинение. Прежде всего, изменился подход. Министр образования Свердловской области Валерий Нестеров проводит по отношению к таким специализированным учреждениям особую политику. В каждом детском доме должно быть не более 50 детей, и они должны в нем находиться до полного совершеннолетия.

Конечно, это потребует серьезной перестройки нашей деятельности, в первую очередь, хозяйственной. По мере взросления детей необходимо обеспечивать одеждой, мебелью, закупать кровати больших размеров, увеличивать нормы их питания - рацион подростка сложнее и дороже, чем малыша.

Как вы понимаете, это весьма непростое дело, ведь все, что мы делаем, должно соответствовать строгим санитарным и гигиеническим нормативам. Не так давно, например, мы были оштрафованы на 500 рублей, когда проверяющий обнаружил, что стол в одной из групп выше положенной нормы на один сантиметр. Приобрести все сразу, увы, невозможно: в бюджете 2006 года подобные расходы не были запланированы. Кроме того, новый статус обязал нас содержать собственную кухню и вести бухгалтерию. Только на приобретение кухонного оборудования требуется около полумиллиона рублей.

- Как организованы в Вашем учреждении процессы образования и коррекции?

51.jpg- Наших воспитанников обучают грамотные специалисты. В каждой из семи разновозрастных групп работают по три воспитателя, два помощника воспитателя по ночному дежурству. С ребятами занимаются социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, два музыкальных работника, физкультурный работник, пять логопедов.

В советское время в одной группе детдома содержалось 25 детей - это значит, что большинство ребят страдало от недостатка внимания педагогов. Сейчас в наших группах -по шесть-восемь человек. Лишь самая большая, взрослая группа насчитывает двенадцать первоклассников.

72 % воспитанников детского дома имеют диагноз - задержка психического развития. Среди наших подопечных четырнадцать детей - инвалиды. Есть дети с психическими отклонениями, с серьезными заболеваниями желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Один ребенок болен редкой и очень тяжелой болезнью - его организм не усваивает белок. К нам поступают ребята с нарушениями дикции, произношения, с ограниченным словарным запасом. Появились и ВИЧ-инфицированные дети.

52.jpgДолгие годы педагоги работали по программе Васильевой, госстандарту, рассчитанному на физически здорового ребенка с нормальным интеллектом. Результаты воспитания детей с задержкой психического развития по подобной программе не удовлетворяли коллектив наших специалистов. За последние несколько лет, собирая и систематизируя накопленный опыт, мы разработали новый методический материал. Программа рассчитана на задействование всех анализаторов: обоняния, вкуса, осязания, зрения, слуха. Сейчас мы гордимся, что наши воспитанники, обучаемые по единой методической базе, оказываются подготовлены к школе лучше, чем «домашние» дети. Ребенок, приходя в школу, умеет не только читать, но и может охарактеризовать звуки (твердый, мягкий, шипящий) -в обычной школе это проходят во втором классе. Почти у трети детей в результате обучения по нашей программе к моменту достижения школьного возраста диагноз ЗПР снимается.

Радует нас и то, что наши ребята учатся в школе совместно с обычными детьми из полноценных семей. Типичная проблема выпускников детских домов - социальная депривация: живя в детдоме, общаясь много лет со сверстниками и с одними и теми же воспитателями, дети оказываются социально дезориентированы. Немалое число случаев вовлечения в преступную деятельность бывших детдомовцев связано с тем, что они доверяют взрослым, их авторитету и легко верят обещаниям уголовников. Они привыкли, что взрослые желают им только добра. Общаясь с обычными детьми, детдомовцы многое узнают о социальных ролях. Одно дело - проживать это в игровой форме, другое - увидеть своими глазами. Хотя нельзя не сказать о том, что родители обычных школьников весьма недовольны соседством их детей с детдомовцами - срабатывает социальный стереотип.

- Как удалось создать такую домашнюю обстановку в Вашем учреждении?

53.jpg- Содержание детского дома - весьма дорогое удовольствие для государства. Поэтому учреждениям такого профиля необходима дополнительная финансовая поддержка. До начала девяностых годов прошлого века все предприятия района числились шефами нашего детского дома. Во времена перестройки выживать, конечно, было весьма непросто. Очень многое сделано нашими попечителями: Управлением капитального строительства Екатеринбурга и городским трамвайно-троллейбусным управлением. Также постоянным попечителем остается детская больница № 5, безвозмездно проводящая диспансеризацию детей, присылающая к нам узких специалистов для медосмотра.

Детский дом № 5 постоянно нуждается в альбомах, карандашах, ручках, красках, тетрадях, пластилине, книжках-раскрасках и канцелярских принадлежностях, а также детских игрушках.

Медицинскому кабинету детского дома срочно нужны: весы,холодильник и лекарства: «Лазолван», «Амбробене», «Линекс» и другие.

54.jpgВоспитанники детского дома будут благодарны за новые варежки, носки, шарфы, передники, заколки, резинки.

Приятно было, когда с нами, по собственной инициативе, начали работать Главное управление внутренних дел Свердловской области и его ветеранская организация. УКС помогает нам в ремонте, ЕТТУ - транспортом для выезда на экскурсии, в пионерлагерь или в больницу, Дом детского творчества Ленинского района приглашает нас на новогодние елки. Все попечители дарят нашим подопечным подарки к Новому Году и на детские дни рождения. Порадовал нас начальник ГУВД, пообещав, что мальчиков-выпускников детского дома будут принимать в школу милиции, давая им, таким образом, путевку в жизнь и поддержку сплоченного коллектива.

В каждой группе - разные шторы, тона обстановки, ковры и много больших мягких игрушек - для придания индивидуального стиля и для приучения воспитанников с раннего детства к чистоте и уюту. Ребенок должен считать, что это норма жизни и голые стены его уже не устроят. Мебель и оргтехнику часто дарят детскому дому торговые сети. К сожалению, их помощь носит одноразовый характер и, как правило, приурочена к открытию торгового комплекса.

ГОУ Свердловской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей 

«Екатеринбургский специальный (коррекционный) 

детский дом № 5» 620147, Екатеринбург, 

ул. Чкалова, 141а, тел. директора: (343) 240-17-82, 

общий тел.: 240-14-76, тел. АХЧ, бухгалтерии: 240-85-72, 

е-mail: detdom5@k66.ru

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×