КРИОХИРУРГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Многие исследователи стараются найти применение различным способам воздействия на организм человека, добиться, чтобы они были бескровными и эффективными. Применение низких температур одно из таких направлений. В России прошло уже два международных конгресса, посвященных криохирургии как науке, а 16 ноября 2006 года по данной проблематике в Москве состоялся третий съезд. На этом мероприятии были представлены различные сферы применения низких температур в медицине, в том числе и разработки екатеринбургских врачей.

О развитии криохирургии в Екатеринбургской ЦГБ № 23 рассказывает заместитель главного врача по науке, профессор, доктор медицинских наук Наталия КУЗНЕЦОВА:

35.jpg- На сегодняшний день одним из основных хладагентов для криохирургического воздействия является жидкий азот. С его помощью может быть достигнута очень низкая температура (от -160 до -180 оС). Соответственно, в основном криохирургический метод лечения направлен на деструкцию патологической ткани или ее орошение. В частности, орошение кожи активно используется при лечении рожистых воспалений, для остановки кровотечений.

В Екатеринбурге криохирургическое направление развивается под эгидой Института физики металлов в рамках криохирургической лаборатории, которую возглавляет профессор, доктор медицинских наук Виктор Козлов. Под его руководством в ЦГБ №1 проводится ряд исследований, касающихся в основном применения криохирургии при заболеваниях органов брюшной полости и гнойных заболеваниях.

Врачи МУ ЦГБ №23 также работают под эгидой этой лаборатории, но развивают собственные направления. Они взяли за основу часть имеющихся разработок и хотели бы поделиться результатами своих исследований.

До сегодняшнего дня криохирургия рассматривалась в первую очередь как локальное воздействие на местный очаг - воспаление, раздражение, опухоль. В рамках кандидатской диссертации и диссертационного докторского исследования меня больше интересовал системный подход к изучению влияния на организм человека.

Мы считаем, что рассматривать какое-либо заболевание или патологическое состояние в отрыве от состояния целостностного организма необоснованно. Главный принцип инте-гративной медицины - рассмотрение патологического проявления как манифестации общеорганизменного ос-лаблениянейроиммунноэндокринной регуляции, проявляющейся, в том числе, на уровне элементов соединительной ткани. Следует особо подчеркнуть, что именно вегетативная составляющая вносит основной вклад в обеспечение оптимальной нервной регуляции го-меостаза. Соответственно, неотъемлемым компонентом выздоровления и саногенеза является нормализация работы регуляторных механизмов и, в том числе, саморегуляции. В свою очередь, интегративное лечение должно быть системным, поскольку оно направлено не только на пораженные структуры, но и на дестабилизирующий их компонент.

Назначение вегетативной системы чаще всего рассматривается в двух аспектах - поддержание постоянства внутренней среды организма (гомео-стаза) и обеспечение различных форм психической и физической деятельности. Практически нет таких патологических форм, в развитии и течении которых не играла бы роль вегетативная система. В одних случаях она является существенным фактором патогенеза, в других ее нарушения возникают вторично в ответ на повреждение любых систем и тканей организма. Естественно, что в ряде случаев вегетативные нарушения доминируют в клинических проявлениях, в других они скромно представлены в объективной картине болезни. Однако и в последнем случае значимость их в процессе патогенеза и саногенеза несомненна. Как доказали многочисленные эпидемиологические исследования, в популяции вегетативные нарушения, начиная с пуберантного возраста, встречаются в 25-80% наблюдений.

Если патология надсегментарно-го отдела ВНС представлена главным образом психовегетативным синдромом с перманентными и пароксиз-мальными вегетативными нарушениями (вегетативные кризы и др.), то поражение сегментарных (периферических) аппаратов ВНС проявляется комплексом разнообразных висцеральных нарушений и вегетативных расстройств конечностей. Хотя у конкретного больного может доминировать один из уровней поражения ВНС, но в той или иной степени выраженности их дисфункция встречается в клинике одновременно.

Имеется большое число вторичных синдромов прогрессирующей вегетативной недостаточности (СПВН), появляющихся на фоне эндокринных, системных и аутоиммунных, метаболических заболеваний. Среди эндокринных болезней лидером в этом отношении является сахарный диабет. При этом обнаруживаются: снижение числа нейронов в боковых рогах спинного мозга, вегетативные ганглии, исчезновение маломиелинизированных и немиелинизированных волокон.

36.jpgВегето-сосудистый синдром, проявляющийся на конечностях, может быть результатом вовлечения в патологический процесс также и периферического отдела ВНС - вегетативных волокон смешанных периферических нервов (нейро-патий), сплетений (плексопатий), корешков (радиколопатий), а также вегетативных нейронов боковых рогов спинного мозга. В случае наследственных нейро-патий (таких, как сенсорная нейропатия, невральная амиотрофия Шарко-Мари) процесс в первую очередь обусловлен генетическими расстройствами биохимических процессов. Вегетативно-сосудистый трофический синдром (ВСТС) может встречаться и при амилоидозе, порфирии наряду с СПВН. Яркие вегетативные дефицитарные нарушения в виде трофических язв на стопах отмечаются при сенсорной нейропатии.

Большое практическое значение имеют неврологические проявления вертебральной патологии. Прежде всего, обсуждается компрессионная ради-кулопатия, возникающая в результате диско-корешкового конфликта. В составе передних корешков идут и вегетативные волокна. Однако наиболее распространены рефлекторноные вер-теброгенные синдромы, которые не могут формироваться без вегетативной составляющей. В целом нейродистро-фические тканевые синдромы классифицируют как дефицитарные (например, развившиеся в результате полного прерыва нерва) и связанные с патологическими нейротрофическими, в том числе, вегетативными влияниями (например, синдром КРБС и др.).

В наших исследованиях наши специалисты рассматривали криосимпа-тодеструкцию как один из перспективных путей воздействия на патологические процессы. Мы доказываем ее эффективность при самых разных и, на первый взгляд, не связанных друг с другом нозологических формах - от туннельных синдромов нервов конечностей до пародонтоза и глаукомы. Объединяющим началом служит способность метода устранить патогенные влияния, разрушить ту сформировавшуюся патологическую систему, которая поддерживает дизрегуляцию и препятствует выздоровлению.

Теоретическое обоснование такого воздействия было проведено старшим научным сотрудником Центрального института травматологии и ортопедии, профессором, д.м.н. Александром Крупаткиным. Дальнейшие исследования мы проводили также на основании теоретических разработок, выполненных в лаборатории криохирургии института физики металлов. В частности, экспериментальные исследования Владимира Овчинникова позволили нам выбрать время воздействия.

Наша задача состояла в том, чтобы разработать сам механизм воздействия и обосновать его влияние на целый организм. Мы избрали совершенно различные нозологические формы - заболевания кисти (туннельный синдром, синдром Зудека, контрактура Дюпюитрена, трофические нарушения после переломов лучевой кости); вазомоторные риниты, парадонтиты, открытоуголь-ные глаукомы. Также мы рассмотрели возможность использования предложенного метода при гнойной патологии - такой как остеомиелиты, трофические язвы. С большим эффектом удается лечить трофические нарушения при диабетических ангиопатиях сосудов нижних конечностей, а также бороться со стрессовыми язвами желудочно-кишечного тракта, возникающих в результате травматической болезни. Такой подход дал возможность обобщить наши исследования, по материалам которых на базе ЦГБ №23 уже защищено пять кандидатских диссертаций. Кроме того, наши специалисты получили патент на применение этой технологии с целью коррекции вегетативных нарушений.

Подготовлена в печать монография, в которой мы последовательно изложили вопросы о роли вегетативной иннервации в развитии патологии, методологии периартериальной криосим-патодеструкции периферических артерий и использования ее в лечении ряда нозологических форм.

Полученные нами положительные результаты, подробно изложенные в каждой из клинических глав книги, не только обнадеживают, но и придают импульс новым исследованиям, новым поискам ответов на вопросы, которые ставит практика. Например, еще предстоит выяснить тонкие механизмы влияния криосимпатодеструкции на центральные механизмы формирования патологических процессов; до конца не ясно, каким образом происходит разрушение сформировавшихся патологических систем на уровне вегетативных центров и надсегментар-ных структур; необходимы детальные исследования изменений нейроимму-ноэндокринных аспектов саногенеза в послеоперационном периоде.

В дальнейшем, нам предстоит большая работа, однако начало положено. Многолетние работы и клинические результаты подтверждают перспективность методики и целесообразность ее широкого практического применения.

Лечение холодом используется с давних времен. Одним из первых, эту методику начал применять Гиппократ. В дальнейшем исследования в данном направлении проводились эпизодически.

Гипотермия нашла свое применение при выхаживании больных в послеоперационный период.

Впоследствии стало известно, что низкие температуры могут использоваться для вымораживания различных образований - внешних (накожных) и внутренних (опухоли или их метастазы). В этом направлении криохирургия развивалась на протяжении большого периода времени, исследования ведутся и сейчас.

МУ «Центральная городская больница № 23»

Екатеринбург, Старых Большевиков, 9,

тел.: (343) 334-15-06, факс: 334-97-13

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×