1 ОБЛАСТНЫЕ ПРОГРАММЫ – ФУНДАМЕНТ НАЦПРОЕКТА | Медицина Российской Федерации

ОБЛАСТНЫЕ ПРОГРАММЫ – ФУНДАМЕНТ НАЦПРОЕКТА


2006 год стал переломным для российской медицины. Преобразования, инициированные Президентом РФ В.В. Путиным, вызвали к жизни сложные процессы, предварительные итоги которых уже можно подвести. О развитии системы здравоохранения в Свердловской области за этот период рассказывает областной министр здравоохранения Михаил СКЛЯР:

12.jpgОсобенностью этого года стала реализация приоритетного Национального проекта «Здоровье». Он дал нам возможность начать реформирование системы здравоохранения, усилить первичное звено; у нас появилось больше возможностей для решения кадровых проблем, а также для проведения диспансеризации и осуществления профилактики.

Если у кого-то и были сомнения в системности и долгосрочности преобразований, то на сегодняшний день стало очевидно - Нацпроект не разовая годовая акция, а первый этап серьезных преобразований, которые подкреплены большими финансовыми вложениями в отрасль.

Только в этом году Свердловская область получила из Федерального бюджета дополнительно более двух млрд. рублей на здравоохранение. Наш консолидированный бюджет на программу Госгарантий в 2006 году превысил 19 млрд. рублей, и планируется, что в следующем году он достигнет 23,7 млрд. рублей. Еще семь лет назад сумма не достигала 5 млрд. рублей. Объемы финансирования растут стремительно и намного опережают инфляцию и рост цен.

- Эта ситуация в текущем году была характерна для всей России. Каковы особенности начала реализации Нацпроекта конкретно в Свердловской области?

— В отличие от других регионов, мы стартовали не «с нуля». Многолетняя реализация губернаторских программ в здравоохранении позволила заложить устойчивый фундамент для преобразований.

Прежде всего, это касается главного приоритета проекта - развития первичной медицинской помощи. Свердловская область - один из немногих регионов страны, сумевший сохранить свою амбулаторную сеть благодаря программе реформирования амбулаторно-поликлинической службы.

Остро стояла проблема кадров, особенно в сельской местности и отдаленных территориях. 2006 год ознаменовался широкомасштабным внедрением общеврачебных практик, до конца года их число достигнет 120, а в ближайшее время - удвоится.

Конечно, красивое оборудованное помещение для ОВП - настоящий подарок для сельчан. Но это не главное. Важно, как врач выполняет технологию, организует работу команды, обеспечивает выполнение стандарта. Первые результаты окрыляют: снижается смертность от инсультов, инфарктов, материнская и младенческая смертность.

Мы понимаем, что без сильного и мотивированного врача первичного звена неэффективна система в целом. В Свердловской области проводится мониторинг кадровой ситуации - ведется регистр специалистов первичного звена здравоохранения, скорой помощи, акушерской службы, сотрудников ФАПов. Федерацией поставлена задача составить полный реестр врачебных кадров и средних медицинских работников. За шесть месяцев реестр первичного звена пополнился: прибавилось 207 врачей, 353 медсестры и фельдшера. Мы понимаем, что это происходит не только за счет новых кадров, но и в связи с «перетеканием» их из других подразделений, а также с «правильным» оформлением трудовых отношений. И все же областной реестр количественно вырос на 20 %, в то время как общероссийский - увеличился на 1,5 %.

Кадровая ситуация усугубляется тем, что в первичном звене зачастую работают не врачи, а фельдшеры, но нами в этом направлении сделано немало. В Уральской государственной Медакадемии организован целевой набор, 80 человек принято за счет средств областного бюджета. Предложена программа по обеспечению специалистов жильем. Участковые врачи и медсестры получают ежемесячные денежные выплаты, общая сумма которых составила 162 млн. рублей.

Кроме того, за счет областного бюджета проводятся доплаты в размере 6 тыс. рублей фельдшерам, замещающим врачебные должности участковой службы, и фельдшерам - помощникам врачей общей практики (таких у нас 769 человек). Сумма выплат в 2006 году составила 36,5 млн. рублей.

Однако повышение благосостояния медицинских работников - не единственная задача наших преобразований. В первую очередь мы обязаны думать о пациенте. В новые отчетные формы, которые мы отправляем в аппарат Президента, вошли данные опросов населения об удовлетворенности медицинской помощью. Задача следующего года - оплата за конечные результаты, которые, помимо клинических, организационных, будут учитывать деонтологические и этические моменты, а также вежливость персонала.

— Еще одним важным моментом в реализации Нацпроекта является улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Что в этом направлении уже сделано в Свердловской области?

— Техническая модернизация здравоохранения у нас идет давно. Сегодня она коснулась не только специализированных служб по программам, но и первичного звена. Разработаны табели оснащения, в том числе и амбулаторно-поликлинических подразделений. В рамках Национального проекта в 2006 году будет поставлено 764 единицы оборудования из федерации, плюс 659 единиц - за счет областного бюджета.

Хотя перевеса в сторону амбулаторно-поликлинической службы пока нет, но уже можно говорить о выравнивании поликлиники и стационара за счет целенаправленных вложений этого года. Наша задача - не сорвать реализацию Нацпроекта и обеспечить переход количества вложенных средств в качество медицинской помощи.

В большинстве муниципальных образований области разработаны планы переоснащения учреждений здравоохранения из средств областного и муниципальных бюджетов. Важно создание кадровых и организационных условий эксплуатации. Оборудование сразу направляется в медицинское учреждение согласно разнарядке, монтируется и вводится в эксплуатацию.

По Национальному проекту поступает и санитарный автотранспорт. Всего за 2006 год за счет федеральных и областных средств парк машин увеличится на 192 единицы.

— Как отразилась реализация Нац-проекта «Здоровье» на службе родовспоможения?

— Это направление в Свердловской области находится под особым контролем, уже несколько лет оно развивается благодаря губернаторской программе «Мать и дитя». По Нацпро-екту мы получили дополнительную поддержку: в учреждения выдано 50 тысяч родовых сертификатов, перечислено 170 млн. рублей. Покупается оборудование, мебель, расходные материалы в женские консультации и роддома, существенно повысилась зарплата акушеров-гинекологов.

Надо сказать, уже в этом году мы заметили улучшение медико-демографической ситуации: повысилась рождаемость, снизилась смертность - в частности, младенческая. Конечно, по Российской Федерации данные будут получены значительно позже, но в Свердловской области показатели обрисовывают ситуацию однозначно.

Что касается неонатального скрининга, с 2006 года к уже проводящемуся обследованию новорожденных на фенилкетонурию и гипотиреоз, были введены дополнительные анализы на адреногенитальный синдром и муковисцидоз. Персонал Областного центра планирования семьи и репродукции был проучен по новым технологиям скрининга новорожденных, получен лабораторный комплекс и тест-системы. Проведено обучение персонала родильных домов и детских поликлиник. За первое полугодие 2006 года на муковисцидоз и адрено-генитальный синдром обследовано четыре тысячи детей.

— Помимо Нацпроекта, в Свердловской области продолжают осуществляться и собственные программы. На каком этапе сегодня находится их реализация?

— В областной программе «Интенсивная помощь» на сегодняшний день участвует 98 реанимационно-анестезиологических отделений (РАО) в 85 медицинских учреждениях. Оказана помощь порядка 20 тыс. больным, нуждавшимся в неотложных медицинских вмешательствах. Благодаря работе программы, планомерному внедрению стандартов лечения в РАО снижается летальность при септических состояниях, черепно-мозговых травмах, перитонитах.

Для приближения высокоспециализированной помощи к нейрохирургическим и ожоговым пострадавшим, сокращения сроков оказания экстренной помощи, снижения летальности с марта 2006 года на базе Территориального центра медицины катастроф начали работу нейрохирургический и ожоговый реанимационно-консультативные центры. Эта форма организации работы хорошо себя зарекомендовала, и действующие центры - акушерский, для новорожденных - внесли заметный вклад в улучшение медико-демографических показателей. Новые центры взяли на себя координацию работы неотложной нейрохирургической и ожоговой служб, мониторинг больных, консультирование с выездами на место, организацию системы оперативного и дистанционного наблюдения.

В центре «Сердце и сосуды» в первом полугодии проведено 250 оперативных вмешательств по поводу приобретенных пороков сердца, 100 операций по поводу врожденных пороков сердца и сосудов у детей, с искусственным кровообращением 633 операции. Аортокоронарное шунтирование проведено 283 больным, имплантаций кардиостимуляторов - 437.

Работает программа «Урологическое здоровье мужчин». Открыты экспресс-диагностические урологические кабинеты в Алапаевске, Асбесте, Ирбите, Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Красноуфимске, Нижнем Тагиле, Первоуральске. В кабинеты поставлено оборудование по 16 позициям на сумму 106 млн. рублей. Разработан территориальный стандарт «Организация деятельности урологических кабинетов в Свердловской области». С 1 апреля ТФОМС начал оплату посещений пациентов, получивших амбулаторную помощь в урологических кабинетах.

Также в этом году нами был сдан детский Онкогематологический центр Областной детской клинической больницы № 1. Это событие, значимое не только для нашего региона, но и для всей России. В ноябре была проведена первая операция по пересадке костного мозга, и в дальнейшем мы планируем развивать оказание этой высокотехнологичной медицинской помощи.

— Михаил Семенович, каковы планы развития областного здравоохранения на 2007 год?

— Мы ставим перед собой две амбициозные задачи. Первая - совершить прорыв в укомплектовании лечебных учреждений врачебными кадрами за счет специалистов из других территорий и республик. Второе - повысить доступность медицинской помощи и по возможности ликвидировать поборы с пациентов. Для этого мы намерены задействовать административно-организационные ресурсы, проводить анкетирование и социологические опросы среди населения и проверки со стороны контролирующих органов - таких, как Росздравнадзор, прокуратура, Роспотребнадзор, ТФОМС, минздрав Свердловской области. Мы намерены установить жесткий контроль за соблюдением законности при оказании медицинских услуг.

Кроме того, большие объемы средств направлены на строительство и реконструкцию учреждений здравоохранения. Уже в этом году начинается строительство областного перинатального центра, скоро будет заложен областной противотуберкулезный диспансер. Полным ходом идет строительство хирургического корпуса НПЦ «Бонум», ведется подготовка к строительству Центра планирования семьи.

Конечно, реализация Национального проекта требует сил, внимания, иногда - подвига. Но мы не снижаем темпы нашей плановой работы по областным программам, и следующий год не станет исключением.

.

Назад в раздел
1


Ближайшие мероприятия

×
×