1 ВЕРОНИКА СКВОРЦОВА: «ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ СЕГОДНЯ — ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ» | Медицина Российской Федерации

ВЕРОНИКА СКВОРЦОВА: «ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ СЕГОДНЯ — ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ»


Министр здравоохранения РФ Вероника Игоревна СКВОРЦОВА в интервью газете «Коммерсантъ» рассказала о направлениях работы Министерства на ближайшие 7 лет и преобразованиях, ожидающих российское здравоохранение.

7.jpg— Вероника Игоревна, оправданно ли было разделение Минздравсоцразвития на Минздрав и Минтруд?

— На мой взгляд, оправданно. Это было необходимо, чтобы сконцентрироваться на решении задач здравоохранения и медицины в целом. Министерство здравоохранения должно быть мобильным сплоченным отрядом, выполняющим специфические функции. Не только управленческие — нормативные и организационные, но и смысловые, направленные на воссоздание и развитие системы единых требований к качеству медицинской помощи по всем основным 104 медицинским специальностям, в тесном контакте со всеми министерствами и ведомствами, а также с широким медицинским экспертным сообществом.

— Ваш сплоченный отряд сформировался?

— Большая его часть сложилась. Тем не менее, министерство продолжает совершенствоваться. Первые полгода показали, как сделать работу более эффективной. Поэтому мы внесли в правительство некоторые предложения по реструктуризации министерства. Планируется, что в структуре появятся новые департаменты, функции других департаментов будут переформатированы. Мы постараемся внедрить такой принцип разделения функций, который позволит управлять отраслью одновременно и системно, и оперативно.

— Что это будут за департаменты?

— Появится новый департамент инновационного развития здравоохранения и медицинской науки. Будет создан стратегический прогнозно-аналитический департамент, который на основе статистического анализа, математического и эконометрического моделирования позволит «калибровать» систему здравоохранения и просчитывать ее потребности, будет мониторировать реализацию государственной программы развития здравоохранения, при необходимости инициируя изменения. Отдельный департамент будет заниматься методологией здравоохранения — пересмотром номенклатуры и стоимости медицинских услуг, формированием и ежегодным обновлением стандартов медицинской помощи, обеспечением согласованности между стандартами и программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению, механизмами эффективного доведения денег до каждого лечебно-профилактического учреждения на основе клинико-статистических групп заболеваний. «Детский» департамент останется без изменений. Три «взрослых» департамента будут сгруппированы в два. Департаменты, отвечающие за государственное регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий, переформируют свои функции.

— Правительство одобрило главный документ — государственную программу «Развитие здравоохранения РФ до 2020 года». Все-таки осталось не до конца понятным, по какому сценарию Вы будете идти — по модернизационному стоимостью 6 трлн руб. или по бюджетному стоимостью 2,7 трлн руб?

— По модернизационному. И это очень серьезная победа. Именно такое финансовое наполнение позволит выйти на показатели, которые были обозначены указом Президента страны. В госпрограмме обозначены перспективные реперные точки и целевые показатели, а также объемы финансовых ресурсов, которые необходимы для того, чтобы система сбалансированно и качественно развивалась, достигая этих точек и показателей. Первый период реализации программы предполагает завершение основных институциональных и системных преобразований отрасли с выходом в 2015 году на сбалансированную систему обязательного медицинского страхования (ОМС) с полным финансовым покрытием тарифа, который представляет собой финансовый эквивалент стандарта медицинской помощи. Следующий период — увеличение емкости рынка медицинских услуг, наращивание качественного потенциала отрасли, ее инновационное развитие, расширение ограничительных перечней компонентов медицинской помощи за счет введения в стандарты новых эффективных лекарственных препаратов, медицинских изделий и технологий.

Главное, не допускать диссоциации между обещаниями государства и их реальным исполнением и финансированием.

— Каких перемен стоит ждать в здравоохранении в ближайшие семь лет?

— Самое главное — это переход к единому смысловому контенту, к единым требованиям качества оказания медицинской помощи на всей территории страны, независимо от принадлежности к тому или иному региону или учреждению. Этого можно достичь только посредством стандартизации, введения единых порядков оказания медпомощи, создания национальных клинических рекомендаций (протоколов) лечения. Все эти документы должны регулярно обновляться — не реже одного раза в год. Их исполнение должно эффективно контролироваться.

В этом году мы впервые обосновали объем финансовых средств, необходимых для системы здравоохранения. Он определяется суммарной стоимостью стандартов медицинской помощи с учетом анализа заболеваемости наших граждан, а также дополнительными потребностями на крупномасштабные профилактические мероприятия и лечение отдельных заболеваний и патологических состояний, не подлежащих стандартизации. В расчет также была включена стоимость сложных и ресурсоемких медицинских услуг.

При этом изменяется и методика доведения средств до медучреждений. Финансовое обеспечение будет правильно и пропорционально доводиться с помощью новой для нашей страны системы клинико-статистических групп заболеваний, которую мы активно разрабатываем. Пилотные проекты уже реализуются. Суть этой системы в формировании родственных групп заболеваний, имеющих общие закономерности строения тарифа медицинской помощи. Например, для одних заболеваний 80% тарифа идет на оплату труда высококлассного хирурга, при этом нет необходимости в дорогостоящих имплантатах и лекарствах, в других случаях, наоборот, оплата труда хирурга составляет только 30% от тарифа, а 70% — это стоимость дорогостоящего имплантата. Формирование кли-нико-статистических групп на основе особенностей тарифа позволит доводить финансы более точно и прогнозировать их необходимое количество для каждого медицинского учреждения.

— Когда будет внедрена обещанная система управления качеством оказания медпомощи?

— По закону «Об основах охраны здоровья граждан», до 2015 года на основе клинических протоколов, порядков и стандартов оказания медпомощи мы должны разработать критерии качества для медицинской помощи каждого профиля. Эти критерии будут трех видов. Процессуальные — которые позволяют оценить выполнение всех необходимых мероприятий в процессе ведения больного, временные — для оценки своевременности оказания медпомощи. Третья группа критериев оценивает наличие тех негативных явлений и исходов, которых можно было бы избежать. При заполнении врачом электронной медкарты все его действия и результаты диагностики и лечения будут зафиксированы системой в реальном режиме времени. Переписать или подправить что-либо задним числом будет невозможно. Программа сможет автоматически выводить интегральный показатель качества медицинской помощи по каждому пролеченному случаю, а также усредненный показатель качества работы любого медицинского подразделения за единицу времени (неделю, месяц, год). В случае если отделение или конкретный врач работают на верхней границе коридора качества, будут предусмотрены стимулирующие надбавки к зарплате, если на нижней — будут приняты предупреждающие меры или меры дисциплинарной ответственности. Такой подход позволит замкнуть так называемую «петлю качества», и мы сможем в постоянном режиме мони-торировать качество текущей работы каждого подразделения и каждого медицинского учреждения.

— С 1 января заработал новый порядок оказания платных медуслуг — такого документа не было за всю историю отечественного здравоохранения. Вы действительно рассчитываете, что медучреждения будут оказывать платные услуги только в рамках заданных правил?

— Важно понимать, что с принятием этих правил государство не уменьшает свои гарантии в плане оказания бесплатной помощи населению. Все необходимые виды медицинской помощи будут оказываться в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно. Платные услуги могут быть предоставлены в госучреждениях только по инициативе самого пациента, по его собственному заявлению. В то же время нельзя забывать, что оказание платных медицинских услуг сегодня — это реальность жизни. За 20 лет платные услуги распространились повсеместно — и в государственных, и в негосударственных медучреждениях,— хотя официально об этом не заявляется. Не говорить об этой проблеме, как будто ее нет, неправильно.

Сложность сегодняшней ситуации заключается в том, что потенциально возможное качество медицинской помощи еще не соответствует финансовым возможностям системы здравоохранения. Но мы движемся вперед большими шагами. Если в этом году финансирование стандартов медицинской помощи составило 680 млрд руб., то на будущий год оно увеличится уже до 895 млрд руб., а в 2015 году запланировано увеличение до 1,46 трлн руб.

За следующие два года финансирование медицинской помощи из системы ОМС должно увеличиться почти вдвое, что должно привести к скачку в качестве бесплатно оказываемой медицинской помощи. Конечно, для достижения этого качества нам необходимо за этот же период времени провести большую работу по повышению квалификации медицинских работников, созданию единых национальных клинических рекомендаций, повышению заработной платы медицинского персонала. Важно, чтобы на полную мощь заработало медицинское профессиональное сообщество. В октябре этого года мы провели 1-й Всероссийский съезд врачей (предыдущий съезд был советским и проходил в 1984 году), который единогласно одобрил и принял Этический кодекс врача, разработанный Национальной медицинской палатой. Необходимо объединить усилия всего медицинского сообщества, чтобы любые нелегитимные платежи населения за медицинские услуги, уже оплаченные государством, были изжиты.

— Ни бизнес — фармкомпании,— ни сами медики все-таки до конца не понимают, как разрабатываются стандарты, лечение по которым с 2013 года станет обязательным. Есть мнение, что они принимаются кулуарно. Сколько стандартов уже утверждено, сколько необходимо принять?

— Прежде всего, необходимо уточнить, что обязательными с 2013 года станут порядки оказания медицинской помощи. Врачи оказывают медицинскую помощь в соответствии с ними и клиническими рекомендациями. Стандарты же — это медико-экономические документы, которые пишутся не для врачей, а для организаторов здравоохранения. По сути, стандарты — это калькуляция стоимости лечения одного усредненного случая конкретного заболевания (так называемой модели пациента). Медицинская помощь организовывается не в соответствии, а на основе стандартов, главная задача которых обосновать суммарную стоимость медицинской помощи при разных заболеваниях и состояниях.

Работа над стандартами продолжалась более двух лет. Их разрабатывали не сотрудники министерства, а широкое медицинское экспертное сообщество под руководством главных внештатных специалистов Минздрава. Это 68 ведущих профессоров по основным медицинским профилям, каждый из которых возглавляет профильную экспертную комиссию, состоящую из более чем 100 человек. В каждую комиссию входят главные специалисты из всех регионов страны, руководители профильных профессиональных общественных организаций, директора профильных федеральных учреждений, ведущие эксперты. Стандарт принимается после того, как вся экспертная комиссия его согласовывает. Как правило, эксперты рассматривают стандарт на профильных всероссийских съездах и конференциях, на иных профессиональных мероприятиях. После этого с визами главных специалистов стандарты передаются в Минздрав, а затем вводятся в специально разработанную систему электронных классификаторов, где происходит их формализация и проводятся различные оценочные действия. Процесс разработки стандартов сложный, но вместе с тем абсолютно открытый.

В настоящее время около 1 тыс. подготовленных стандартов, которые уже в течение нескольких месяцев находились для широкого обсуждения на сайте министерства, проходят последние согласования с экспертным сообществом. Поступившие комментарии, замечания и предложения оценены, и каждая экспертная комиссия должна принять окончательную версию документов. Только после этого стандарты будут приняты министерством и внесены на государственную регистрацию в Минюст.

— Успеют ли регионы закончить программы модернизации здравоохранения в срок, то есть до конца года? Какой процент освоения за два года 630 млрд руб.?

— К концу года мы закончим реализацию региональных программ модернизации в соответствии с принятыми в 2011 году планами. Уже сейчас более 90% средств освоено. Большую роль в этом сыграли те комплексные проверки регионов, которые мы инициировали в июле,— скорость реализации программ увеличилась по некоторым направлениям в три раза. Но контракты на конкурсной основе продолжают заключаться, что ведет к появлению экономии. Чем эффективнее конкурсы, тем больше экономия. Если у регионов есть планы, на что сэкономленные средства можно потратить, то они их успеют законтрактовать. Мы пойдем на это и будем считать для таких регионов программу исполненной.

— Правда ли, что Минздраву выделили дополнительно еще 50 млрд руб., и модернизация будет продолжена?

— В этом году поступления в систему ОМС превысили ожидания, и у нас появились дополнительные ресурсы. По предварительным планам мы должны были набрать чуть больше 12 млрд руб. на нормированный страховой резерв ОМС, а набрали 81 млрд руб. Поэтому даже с учетом ожиданий трудного в финансовом отношении 2013 года мы можем, оставив 31 млрд руб. на резервные задачи, вычленить 50 млрд руб. на продолжение модернизации инфраструктуры здравоохранения. Мы просили рассмотреть такую возможность и получили добро.

— Как Минздрав намерен решать кадровый вопрос?

— Кадровая политика — один из приоритетов нашей работы. Она реализуется в нескольких направлениях. Первое — это повышение качества вузовского образования. Для этого уже начат процесс обновления типовых и рабочих программ, учебных планов медицинских вузов, а также повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. За осенний период проведено несколько циклов семинаров по фундаментальным медицинским дисциплинам для профессоров из всех медицинских вузов страны. Начато планирование образовательно-научных кластеров вокруг ведущих медицинских университетов и академий, что позволит привлекать для преподавания научные кадры, наиболее интересных лекторов, организовывать студенческие научно-исследовательские работы, проводить перекрестные стажировки. То есть придать образованию креативный характер.

Второе направление — это развитие непрерывного медицинского образования. Ведь врач должен учиться всю жизнь. Необходимо внедрять дистанционные формы обучения, позволяющие врачам повышать профессиональный уровень без отрыва от производства. Проводимая в настоящее время информатизация здравоохранения предусматривает требуемые для этого возможности. Уже сейчас создаются электронные информационные ресурсы — электронная библиотека медицинских работников, справочные базы, разрабатываются системы помощи в принятии профессиональных решений. Данная работа может проводиться только в тесном контакте с профессиональным медицинским сообществом. И хотелось бы отметить наше активное сотрудничество с советом ректоров медицинских вузов, Национальной медицинской палатой, другими медицинскими обществами и ассоциациями.

С 2016 года мы переходим на аккредитацию медицинских работников с внедрением индивидуальных допусков к конкретным видам медицинской деятельности и неограниченной возможностью дальнейшего расширения этих допусков. Непрерывное образование — это не только непрерывная теоретическая подготовка, не только тренинг в принятии правильных решений при сложных клинических ситуациях. Это еще и расширение практических навыков и умений. Должна быть создана целая система высокотехнологичных образовательных центров со специальными симуляционными лабораториями, операционными на муляжах и животных.

Отдельная тема — это балансировка распределения кадров по потребностям трехуровневой системы медицинской помощи в каждом регионе страны. За 20 лет у нас сформировалось множество кадровых дисбалансов. Дефицит терапевтов и педиатров в первичном звене при переизбытке врачей в ведущих федеральных и областных стационарах. Дефицит одних специальностей (например, анестезиологов-реаниматологов, общих хирургов, неонатологов, фтизиатров) при переизбытке других. Глобальная проблема — острый дефицит медицинских сестер, в результате чего врачи вынуждены выполнять несвойственные им функции и не могут сконцентрироваться на необходимых задачах.

Сегодня нам необходимо не только готовить оптимальное количество медицинских работников, но и правильно распределять их внутри системы по ее потребностям. Должна быть очень гибкая и мудрая политика.

Особую остроту приобретает кадровое обеспечение здравоохранения сельской местности и удаленных районов страны. По итогам года мы можем с уверенностью сказать, что программа по выплате 1 млн руб. молодым врачам, переезжающим в сельскую местность, дала свой эффект. Почти 6,1 тыс. врачей пополнили ряды сельских медиков. Поэтому мы очень рады тому, что программа будет продолжена. Более того, в 2013 году она распространится дополнительно на рабочие поселки.

До 1 мая Минздрав должен внести в правительство разработанный программный документ «Комплекс мер по совершенствованию кадровой политики в здравоохранении» с приложением 83 региональных подпрограмм.

— Вернется ли Минздрав к распределению выпускников?

— Мы не можем вернуться к государственной системе распределения: она не соответствует ни современному законодательству, ни мировоззрению населения. Поэтому мы пошли другим путем. Совместно с Министерством образования и науки мы разработали особую систему целевого контрактного приема. В ее основе механизм трехстороннего целевого контракта, который заключается между студентом, вузом и регионом и содержит обязательства каждой стороны. Регион не только предоставляет жилье и социальный пакет молодому специалисту, но и курирует студента на протяжении всего времени обучения в вузе, организует профессиональные практики на том рабочем месте, где планируется трудоустройство выпускника. Вуз должен участвовать в организации профориентационной работы в школах прикрепленных регионов, оказывать помощь регионам в выборе перспективных абитуриентов, при необходимости должен организовывать дополнительные занятия для целевых студентов, выравнивающие уровень их подготовки. Молодой специалист обязан отработать 2-3 года на подготовленном для него рабочем месте.

Результаты проведенных нами более чем в 40 регионах пилотных проектов подтверждают эффективность такой системы. Таким образом, этот эффективный и, что очень важно, добровольный механизм сможет исключить необходимость возврата к распределению.

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×