1 ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ | Медицина Российской Федерации

ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ


В прошлом году исполнилось пять лет православному приюту для девочек при Ново-Тихвинском женском монастыре. Для Екатеринбурга это первый опыт организации православного воспитательного учреждения. О работе приюта рассказывает его исполнительный директор, клирик Ново-Тихвинского монастыря протоиерей Фома АБЕЛЬ.

- Отец Фома, в чем принципиальная разница между православным приютом и обычным детдомом, если не считать Закона Божьего в программе и участия детей в православных обрядах?

44.jpg- Разница в целях и задачах. Наша главная цель - спасение этих детей. В первую очередь, мы должны воспитать их благочестивыми людьми. Это не значит, что все наши задачи сводятся к тому, чтобы дать воспитанницам богословское образование или приучить к участию в религиозных обрядах. Воспитание - от слова «питать». Так и происходит на деле -наши дети «питаются» нами, своими воспитателями, и всем, что происходит вокруг них. Поэтому мы должны создать для них такую атмосферу, чтобы они ощущали: вся наша жизнь должна быть угодна Богу, и только такая жизнь может быть счастливой. Мы должны показать им все, что есть во внешнем мире чистого, доброго, светлого. Мы должны научить их жить в этом мире, взаимодействовать с ним, не принимая того, что является злом. Главное, чему они должны научиться - делать нравственный выбор.

Мы стремимся органично сочетать усилия медиков, педагогов, священников, а также воздействие природы, искусства. Большинство наших воспитанниц до прихода в приют жили в неблагополучных семьях и, естественно, в самом раннем возрасте приобрели множество внутренних проблем. Мы стараемся не оставлять их наедине со своими проблемами. День воспитанниц строится так, чтобы они не знали, что такое праздность. Школьные уроки, дополнительные занятия, активный отдых в спортзале или на свежем воздухе, участие в богослужениях, чтение и так далее.

Особое значение мы придаем тому, что девочки помогают взрослым в трапезной, прачечной, живом уголке, огороде. Здесь польза не только в том, что они трудятся, но и в том, что они общаются один на один со взрослым. Ведь большую часть ценной информации ребенок получает не на уроках, а в общении. Взрослый же, имея перед собой ту цель, о который мы говорили, отвечает на действительно важные для ребенка вопросы. Конечно, при этом он не повторяет истины из учебника, а рассуждает, исходя из собственного жизненного опыта.

В том, чего не могут сделать люди, мы возлагаем надежду на Таинства. То, что очень трудно объяснить ребенку словами, он постигает сам, когда участвует в Таинствах исповеди и причастия. Даже младенец, который, казалось бы, еще ничего не понимает, причащаясь, становится участником духовной жизни.

- Не слишком ли велика нагрузка для детей: занятия, богослужения, работа по дому?

- Знаете, недавно мы ездили в паломничество в Троице-Сергиеву лавру, и я был поражен, как вели себя наши воспитанницы. Например, когда самолет сделал вынужденную посадку, и нам пришлось сидеть в аэропорту 12 часов, обычный балованный ребенок в такой ситуации закапризничал бы. От наших девочек я не услышал и слова ропота. В самой Лавре нам приходилось очень рано вставать. Я спросил у девочек, что они предпочитают: больше спать или больше увидеть. Девочки единогласно выбрали больше увидеть. Если они растут любознательными и жизнерадостными, значит, такой ритм жизни им полезен. Самый несчастный человек на свете -это лентяй. Он и трудиться не хочет, и чем заняться - не знает. Вот и унывает. А трудолюбивый человек всегда найдет себе какое-нибудь дело, ему и унывать-то некогда.

В наш приют часто приезжают музыканты из филармонии, артисты местных театров. Все они говорят, что не видели более благодарной публики, чем наши воспитанницы. Обычно дети на концерте классической музыки вертятся и ерзают. А наши девочки внимательно слушают. Мне сейчас вспомнился интересный случай. Однажды в приют приехал квинтет из филармонии, с ним была ведущая, которая уже 30 лет ведет концерты. Исполняли «Детский альбом» Чайковского. В конце этого произведения есть пьеса «В церкви». Девочки узнали мелодию и стали тихонько подпевать: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ан-гели поют на небесех.» Ведущая отвернулась, отерла слезы, а потом сказала, что за тридцать лет ни разу не видела, чтобы люди хотя бы узнали эту мелодию, а тем более чтобы подпевали.

- С теми задачами, которые вы ставите перед приютом, не все могут справиться. Вам, наверно, сложно найти сотрудников?

45.jpg- Да, это одна из самых сложных проблем. Конечно, мы стараемся брать на работу воцерковленных людей, но одного этого условия недостаточно. Сотрудники должны понимать, что служение этим детям - не просто благотворительность.

В екатеринбургском православном приюте во имя святой преподобномученицы Елисаветы воспитываются 30 девочек от 3 до 11 лет. Дети попадают в приют из детских домов, от родителей, лишенных родительских прав, из больниц, где их «забыли» родственники.

В приюте девочки получают общее образование по программе православной гимназии. Каждая воспитанница дополнительно обучается языкам, домоводству, вышивке, плетению на коклюшках, рисованию, игре на музыкальном инструменте (скрипке, флейте, виолончели или фортепиано). Девочки занимаются спортом: плаванием, настольным теннисом. Каждый год в летние каникулы воспитанницы ездят на юг.

По уставу воспитанницы живут в приюте до 18 лет. Затем они могут либо пойти в монастырь, либо выйти в мир и начать самостоятельную жизнь. Тем, кто выберет второе, монастырь поможет поступить в вуз, найти работу и жилье.

Нам постоянно приходится корректировать свое служение так, чтобы не возникало отношения к нему, как к наемному труду. Конечно, периодически происходит угасание - человеку трудно все время «гореть». Мы стремимся к тому, чтобы у нас была семья, а не социальное учреждение, потому что иначе ничего не получится. Большинство наших воспитанниц потерпели большой ущерб в самом раннем возрасте. Им не хватало элементарных вещей: от продуктов питания до тепла и ласки. Чтобы воспитать этих детей, нужно приложить немалые усилия, большие, чем в обычной семье. Ведь у них кроме нас никого нет!

- Как участвуют в воспитании девочек сестры монастыря?

- Они вникают во все стороны жизни приюта. Их мнение во всех вопросах является определяющим. Это естественно, так как люди, ведущие монашеский образ жизни, лучше разбираются в воспитании личности. Они решают даже те вопросы, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к духовной жизни. Например, вопрос благоустройства. Это только

кажется, что это не духовный вопрос. Среда должна содействовать развитию личности. Сравните человека, выросшего на природе, и человека, из «каменных джунглей».

Например, сестры могут порекомендовать, какой фильм показать нашим воспитанницам. Казалось бы, какое отношение имеет кино к православному воспитанию? Но вот мы недавно смотрели фильм «Снежная королева», а потом обсуждали его с девочками. Я напомнил им фразу атаманши разбойников: «Я своей дочери ни в чем не отказываю. Детей нужно баловать, тогда из них вырастут настоящие разбойники», - и спросил у них: «А вы хотите стать разбойниками?» Девочки дружно ответили: «Нет!» - и вывод сделали уже сами.

46.jpg- Не тревожит ли вас, что дети, окруженные в приюте такой заботой, не смогут жить самостоятельно?

- Они живут в определенном ритме, у каждой воспитанницы есть свое расписание дня. Дополнительные занятия с каждой девочкой педагоги проводят индивидуально в разное время. Музыкой занимаются со всеми, восемь наших девочек поступили в «реальном мире» в музыкальную школу. С остальными занимаются для того, чтобы максимально выявить их возможности. Они сами выбирают, что им больше по душе.

- Насколько доступна информация о происходящем за пределами приюта вашим воспитанницам?

- Все педагоги единодушно говорят, что большое количество негативной информации очень вредно. Даже взрослому человеку вредна та квинтэссенция, которую преподносит телевидение. К реальной жизни она не имеет отношения, она имеет отношение к той задаче, которую ставят те, кто это делает, - задаче привлечь зрителя. А привлечь его можно, возбуждая в нем низменные страсти. Людей дезадаптируют к нормальной жизни, из них воспитывают потребителей, которые желают больше, чем им действительно нужно.

Я считаю, что нашим воспитанницам не обязательно специально узнавать что-то о внешнем мире. Правильное взаимодействие с людьми и миром зависит вовсе не от количества знаний о них. Одна сотрудница нашего приюта рассказала мне поразивший ее эпизод. В прошлом году, когда наши девочки отдыхали на юге, они впервые попали на общественный пляж. Наши девочки не проявляли никакого нездорового любопытства и не высказывали осуждения, просто отдыхали в своем кругу, радовались солнцу и морю. И ведь никто заранее не проводил с ними инструктаж, как благочестивой девочке вести себя на пляже. Они сами, абсолютно естественно выбрали правильный тип поведения.

Редакция журнала «Медицина и Здоровье» благодарит за сотрудничество православный сайт sestry. ru

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×