ГБУЗ СО «БЕРЕЗОВСКАЯ ЦГБ»: АКТИВНАЯ РАБОТА ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ


Программа Модернизации российского здравоохранения реализуется второй год, и уже можно говорить о первых результатах нововведений. Чтобы понять ситуацию «на месте», корреспондент журнала «Медицина и здоровье» провел беседу с главным врачом ГБУЗ СО «Березовская ЦГБ» Николаем Гермагеновичем ЧЕТВЕРИКОВЫМ. Он убежден, что изменения происходят объективно в лучшую сторону.

chetveritikov.jpg— В основе Программы Модернизации лежит тезис: повышение качества и доступности медицинской помощи. Получается ли этого достичь?

— Да. Положительная динамика идет по всем направлениям. В последний год у нас уменьшилось количество жалоб со стороны пациентов на предмет того, что им не помогли или провели «некорректное» лечение. Качество медицинских услуг растет. Я считаю, что это очень позитивный фактор и свидетельство по-настоящему хорошей работы.

berezovsk.jpgДала свои результаты программа по раннему выявлению онкологии. Мы запустили ее в 2009 году, и это был первый такого рода проект, полностью профинансированный государством. Были разработаны анкеты для выявления групп риска среди наших пациентов. Те, кто в такие группы попадал, сдавали анализы на онкомаркеры. Онколог стал обязательным врачом на профосмотрах. Также в обязанности терапевта входило проявление «онкологической настороженности» для отслеживания первых признаков возможного заболевания. Ведь своевременная диагностика и лечение на ранних стадиях означает, что человек будет полностью излечен. В результате, удалось в два раза снизить рост заболеваемости злокачественными образованиями и, соответственно, смертность от них. И я считаю, что затраты на эту программу в размере 3 млн. рублей, учитывая количество сохраненных жизней, полностью себя оправдывают. Мы смогли оказать людям помощь своевременно, и это очень важно. Можно сказать, что выполнили главную заповедь медицины: спасли, не доводя до точки невозврата.

vrah.jpgОглядываясь назад, понимаешь, что за последние год-два очень многое изменилось в лучшую сторону. Мы активно проводим вакцинацию, вследствие чего в Березовском два года не случалось эпидемий гриппа. Заработали программы по коронарной недостаточности и недостаточности мозгового кровообращения. По выявлению сердечно-сосудистых заболеваний идет хорошая тенденция уже не только на уровне города, но и на уровне населенных пунктов, находящихся в ведомстве нашей больницы. Так, ЭКГ, например, с недавнего времени делают в фельдшерских пунктах, отправляя затем данные по каналам телекоммуникации нашим специалистам. Эти данные обрабатываются, на основании чего ставится диагноз и назначается лечение.

В числе положительных моментов также можно отметить тот факт, что в нескольких сельских пунктах появились аптеки. Раньше людям приходилось ездить в областные центры, чтобы купить, к примеру, капли от насморка или аспирин. Тем более, что эти люди в большинстве своем преклонного возраста, передвигаться на дальние расстояния им достаточно сложно. Сейчас же многие вещи стали по-настоящему доступными. И я думаю, что все это скажется благоприятным образом на продолжительности жизни пожилого населения, дай Бог им здоровья.

— А как Вы рассматриваете ситуацию с переходом Вашей больницы в ведение Министерства здравоохранения Свердловской области?

ber.jpg— С этим переходом мы получили возможность намного быстрее решать многие вопросы. Кто лучше Министра знает, в чем нуждается то или иное медучреждение? Никто. Министр осведомлен обо всех нюансах. Он знает, какое оборудование нам необходимо, какие специалисты и медикаменты. С самыми серьезными проблемами я иду к нему. А все остальное, считаю, можно решить самостоятельно. К примеру, мы не сможем сделать своими силами капитальный ремонт, учитывая масштабы нашей ЦГБ. Но поставить новые окна в отделении нам вполне по силам. Мы умеем взаимодействовать с городскими предприятиями, которые оказывают нам посильную поддержку. Считаю, что совершенно неправильно отделять сферу медицины от сферы бизнеса, как это у нас часто принято. Наш город — это одна семья. Все мы люди, и все мы должны помогать друг другу.

ber1.jpg— Но в таких вопросах многое зависит от авторитета руководителя медучреждения.

— Безусловно. Кто-то может сидеть и жаловаться, что средств ни на что не хватает. А кто-то встает и сам делает первый шаг. Чтобы помочь медучреждению в чем-то, предприниматели должны как минимум знать, что именно нам требуется. Так что, конечно, все в руках главного врача.

— Вы одними из первых в области начали внедрять системы электронной коммуникации. Как на сегодняшний день обстоит ситуация в этой сфере?

— Мы начали этот процесс еще в 2006 году, когда остро встал вопрос о модернизации всей системы функционирования ЦГБ. Внедрением программы «Электронная поликлиника» руководил заместитель главного врача Киндрась М. Н. Мы были одними из первых в области, поэтому приходилось часто самим дорабатывать многие моменты, учиться на ошибках. И мы по-прежнему продолжаем внедрять технологии в полную силу. Электронные каналы передачи информации — отличная вещь, которая облегчила многие аспекты нашей работы, начиная с мелочей. Например, мы ввели штрих-коды на каждую медицинскую карточку. Теперь карточки у нас практически не теряются — все их передвижения из кабинета в кабинет, от врача к пациенту и обратно, фиксируются; определить, где они находятся, в данный момент — секундное дело. Направления на анализы проходят через внутреннюю информационную сеть. Врач отправляет в лабораторию электронный бланк на имя определенного пациента. Лаборант вносит в него результаты исследования и отправляет обратно врачу. Все просто и быстро. Никакой писанины, отнимающей массу времени и огромный объем бумаги. Электронная связь внутри структуры — очень удобный формат. Тем более что все условия для нее созданы. Недавно мы получили сорок компьютеров последнего поколения. Так что наш персонал, можно сказать, полностью технически укомплектован.

ber2.jpgber3.jpgber4.jpgber5.jpg

В ближайшее время собираемся перейти также и на электронную очередь. Кстати, оказалось, что самое сложное дело — убедить пациентов записываться на прием к врачу через интернет. С одной стороны, все жалуются, что приходится отстаивать огромные очереди в регистратуру, а с другой, ленятся потратить на это несколько минут, сидя дома за компьютером. Тем более что процедура записи крайне проста. Я могу еще понять пенсионеров. Многие из них далеки от «всемирной паутины разума» и едва ли представляют, что это такое. Но молодым-то людям необходимо научиться жить в соответствии с требованиями времени. Тем более что это существенно экономит драгоценное время. Мы эту ситуацию берем под контроль.

ber6.jpg— Каким образом?

— Создаем обучающую программу. Повесим табло в коридорах перед кабинетами и будем информировать людей, сидящих в очереди. Такие табло присутствуют во многих коммерческих структурах, в тех же банках. Пока стоишь с квитанцией, чтобы оплатить коммунальные платежи, смотришь рекламный ролик. Мы планируем сделать то же самое. Пошагово распишем процедуру записи. Покажем, как это делается. Уверен, что свою задачу акция выполнит, и информация дойдет до сознания наших пациентов. Не сразу, конечно, но камень вода точит: для того, чтобы любой механизм заработал, нужно отшлифовать каждый ее элемент. Так что плановая помощь будет проходить по удобному всем графику. Что касается экстренной помощи — это уже другой вопрос. Здесь никаких графиков быть не может. Оказание экстренной помощи стоит отдельным пунктом Программы Модернизации здравоохранения.

ber7.jpgber8.jpgber9.jpg

— В этом направлении тоже много работы?

— Конечно. В том числе, опять же работы «технического» уровня. Мы собираемся провести в машины скорой помощи интернет и спутниковую связь — у больницы много удаленных объектов, и очень важно порой знать, где машины находятся. Ведем звукозапись телефонных разговоров, чтобы избежать ситуаций, когда пациенты утверждают, что оператор им «грубит». У нас такого практически не случается, но нужно на всякий случай обеспечить «вещественные доказательства». И, конечно, очень большую роль играют каналы телемедицины. Наши врачи могут в любую минуту дня и ночи связаться со специалистами других медучреждений, проконсультироваться по поводу диагноза и любых других вопросов. Если мы не можем везти пациента на операцию в областную больницу — специалисты едут к нам. Очень удобно в этом отношении взаимодействовать со службой Медицины катастроф. Эти профессионалы умеют работать в самых непредсказуемых экстренных режимах; за все время сотрудничества с ними ни одной накладки не случилось. Это очень радует: мы не можем себе позволить рисковать жизнью наших пациентов.

ber10.jpg— А кадровые вопросы как решаете?

— Это самый больной вопрос, наверное, для каждого медицинского учреждения, и наша больница не исключение. Кадров, конечно же, не хватает. Не могу сказать, что катастрофически, но свободные ставки имеются. Мы стараемся приглашать как уже состоявшихся специалистов, мотивируя их бесплатным жильем, местами в детском саду и прочими социальными благами, так и молодых специалистов. С молодежью ведем работу в двух направлениях. Во-первых, существует целевая программа, по которой больница оплачивает абитуриентам обучение в медицинской академии и получает в результате готового специалиста. Во-вторых, программа по привлечению интернов. Мы, главные врачи ведущих городских и областных медучреждений, выступаем перед ними, рассказывая о преимуществах работы у каждого из нас. Помню, когда я выпускался из института, ситуация была обратная. Мы сами старались презентовать себя руководству клиник и ждали результата: возьмут или нет. Это был наш первый экзамен на профпригодность.

— У студентов изменилась мотивация выбора?

ber13.jpg— Сложно сказать. Но я уверен в одном: выпускников не хватает, чтобы покрыть потребности наших медицинских учреждений. А мотивация. Взять к примеру ситуацию с карьерным ростом. Можно двигаться вверх, а можно расширять свои профессиональные возможности. И мы делаем ставку на второе. Хочет, скажем, наш травматолог освоить определенную технологию оперативного вмешательства — пожалуйста. Я оправляю его на курсы в Москву, закупаю необходимое оборудование. Такое стимулирование персонала обходится недешево, но окупается моментально — и пациентам можем оказать услуги на более высоком уровне, и у врачей глаза горят от положительных результатов своей работы. Возникает у них уверенность в своих силах и готовность к новым свершениям. Стать специалистом, к которому будут ездить люди со всей области, по моему мнению, лучше, чем дослужиться до формальной должности. Но каждому свое, как говорится.

ber11.jpgber12.jpg

Да, подбор персонала — процесс сложный и длительный. Но важно не просто закрыть ставку. Необходимо найти человека, который оправдает наши ожидания. Репутация, имидж, если хотите,— эти новомодные сегодня термины, для медицинского учреждения значат гораздо больше, чем для любой бизнес-структуры. Ведь мы имеем дело с самым дорогим — с человеческими жизнями.

ГБУЗ СО «Березовская ЦГБ» 623701,

Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, 28,

тел.: (34369) 4-70-52, 4-70-61, факс: (34369) 4-70-53

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×