1 СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Медицина Российской Федерации

СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Самая крупная в Уральском регионе сеть аптек «Здравник» (группа предприятий «Фармацевтический Центр»), насчитывающая более сорока розничных компаний, действующих в Екатеринбурге и Свердловской области (Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Ревда, Кировград, Невьянск, Березовский), по объему продаж занимает девятнадцатое место среди российских аптечных сетей.

Опытный персонал, доброжелательный подход к покупателям, высокий контроль качества закупаемой продукции и грамотное руководство предприятием - вот слагаемые успешной деятельности «Здравника».

Основателем фирмы, а на сегодняшний день - председателем Совета директоров группы предприятий «Фармацевтический Центр» является депутат Законодательного Собрания Свердловской области Андрей РОЖКОВ.

rojkov.jpg- Андрей Евгеньевич, как начинался Ваш бизнес?

- В 1994 году мой старший брат, разработчик специальных компьютерных программ для лечебно-профилактических учреждений, познакомился с представителями одной из крупных фармацевтических компаний. Проблема снабжения лекарственными препаратами в те времена стояла весьма остро. Нам предложили заняться оптовыми поставками лекарств. Таким образом, была создана группа предприятий «Уральский фармацевтический Центр».

Наша компания стояла у истоков развития фармбизнеса и сегодня является лидером оптового рынка медикаментов. В 1996 году с целью завершения полного цикла деятельности компании - доведения лекарственных препаратов до конечного потребителя - мы решили создать собственную аптеку. В начале у нас была уверенность в том, что это - некоммерческий проект, и он принесет нам только убытки. Однако после открытия первой аптеки, которую назвали «Здравица», убедились в обратном. В ее оформлении мы не поскупились: столешницы из змеевика, немецкая мебель из натурального дуба. Кроме того, был тщательно отобран персонал. В процессе обучения фармацевтов делали ставку на отзывчивость, доброжелательность по отношению к покупателям.

В девяностых годах в каждом районе была только одна дежурная аптека - ночью выдача лекарств происходила через железное окошечко. У покупателя отсутствовала возможность консультации, выбора определенного препарата. Мы обратили на это внимание и решили создать ночную аптеку с большим залом.

С целью быть ближе к клиентам, мы первыми в нашей области решились на ряд новаторств: внедрили систему самообслуживания; стали использовать в аптеках бесплатный кулер и одноразовые стаканы для возможности покупателей сразу принять лекарство и запить его водой; создали единственную на Среднем Урале «Социальную аптеку»; начали заниматься доставкой лекарств; перешли на штрих-кодирование; ввели врачей-консультантов в аптеках, стали обучать фармацевтов секретам доброжелательного общения с покупателями.

Понимая, что грамотный персонал -двигатель развития бизнеса, мы постоянно проводим обучение сотрудников, совершенствуем систему мотивации. С 2000 года начался бурный рост фар-мбизнеса. Рыночная стоимость фармацевта быстро поднялась. Столкнувшись с проблемой нехватки персонала, наши специалисты разработали программу взаимодействия с учебными заведениями Тюменской и Пермской областей. Тесно сотрудничаем с екатеринбургским фармакологическим колледжем. На сегодняшний день рассматриваются пути совместной деятельности с фармфакультетом Уральской государственной медицинской академии.

Мы всегда уделяем серьезное внимание качеству препаратов. У нас происходит тройной контроль поставляемой продукции. По любым вопросам наши сотрудники в режиме «on-line» постоянно связываются с Центром сертификации лекарственных препаратов.

- В ноябре прошлого года я в пятый раз стал отцом - родился мой второй сын. Я всю жизнь хотел иметь большую дружную семью, поэтому эта мечта сбылась.

С детства люблю турпоходы. Для меня переночевать у костра в палатке - это не экзотика, а насущная потребность. Часто бываю на природе, прогуливаюсь по лесу.

За городом у меня есть большой деревянный дом, в русском стиле. Думаю, что в нем будут жить не только мои дети, но и их будущие семьи.

- Еще несколько лет назад сеть аптек носила имя «Здравица». Почему было решено сменить название на «Здравник»?

- Одна из наших аптек «Здравица» находилась на углу улиц Ленина - Восточная, перед железнодорожными путями. Однажды в 2002 году ее увидели из окна поезда два омских бизнесмена, у которых, как оказалось, есть авторские права на это название. В течение года длились переговоры. Эти люди хотели получать весьма высокий процент от прибыли нашего бизнеса. В конце концов, мы решили, что дешевле будет провести ребрендинг. В результате творческого конкурса довольно быстро было выбрано новое название -«Здравник».

- Расскажите о проекте «Социальная аптека».

- Врачи лечебно-профилактических учреждений выдают рецепты на бесплатное приобретение определенных препаратов, а в результате различных организационных проблем этих лекарств катастрофически не хватает. По федеральной программе для нашего региона определен один поставщик - Sia International. У этой компании, как монополиста, есть огромный дефицит наименований лекарственных средств. Кроме того, список препаратов несколько раз менялся. Врачам в этих изменениях ориентироваться нелегко. В результате, специалисты ЛПУ выписывают рецепт на лекарство, которого уже нет в списке бесплатных лекарственных средств, а пациент идет к нам и требует этот препарат.

Пожилые люди, утомленные хождением по аптекам и долгими очередями за бесплатными медикаментами, часто вымещают негатив на фармацевтах. Мы поняли, что нам необходимо модернизировать систему выдачи лекарств для льготников. Таким образом, было решено создать на Среднем Урале «Социальную аптеку». Новое учреждение оснащено современным оборудованием. Зайдя в аптеку, клиент направляется к специальному электронному табло, на котором выбирает соответствующий рецепт и получает талончик с номером. После этого, ему не нужно стоять в очереди, а достаточно сесть в кресло и ждать, когда его пригласят к соответствующей кассе.

Администратор зала помогает посетителям разобраться в особенностях электронной очереди.

Для наших работников установлен специальный график, есть релаксационная комната, где они снимают психологическое напряжение от общения с несдержанными покупателями.

Необходимо отметить, что отдельной проблемой для фармацевтического бизнеса является задержка выплаты бюджетных средств на дополнительное лекарственное обеспечение. Государство, к сожалению, серьезно просчиталось в объемах помощи населению. Взяв список льготников (800 000 человек) и перечень бесплатных препаратов, никто не подумал о том, что пожилые люди часто болеют и им требуется большое количество лекарств. Доходило до смешных указов - выписывать не более пяти рецептов одному больному. А если для полного выздоровления пациенту их потребуется, например, шесть? В итоге получилось, что уже к концу лета мы исчерпали весь годовой финансовый объем, а люди продолжают приходить и требовать положенные им медикаменты.

В 2003 году сотрудники Научно-исследовательского института прикладной социологии и маркетинга в ходе тайного исследования доброжелательности персонала, проанализировали деятельность 660 представителей предприятий Екатеринбурга.

Сотрудники «Здравника» набрали 96 баллов из 100 возможных, опередив персонал банков, ресторанов, автосалонов и супермаркетов. Среди 46 аптек, «Здравник» занял первое, второе, пятое и восьмое места. А в 2004 году - первые четыре позиции в рейтинге доброжелательности.

Корень проблемы в том, что не назначен ответственный за реализацию этой программы. Есть пять несвязанных друг с другом участников: Мин-здравсоцразвития, которое выступает заказчиком программы, ТФОМС, распоряжающийся финансами, Министерство социального развития, составляющее списки льготников, предприятие - поставщик (коммерческая организация), и аптеки, имеющие взаимоотношения только с этой фирмой. Отчеты от аптечных сетей идут в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области, часть из них данная организация отклоняет как по формальным признакам (размазана печать, неверно заполнен бланк), так и по реальным подделкам, которые фармацевт не в состоянии распознать. Лекарство выдано, а деньги за него аптека не получает. Таким образом, на сегодняшний день наша аптечная сеть кредитует государство по федеральной программе на один млн. долларов без всякой уверенности, что эти деньги будут возвращены. Вот цена социальной ответственности.

- Андрей Евгеньевич, что ожидает аптечный бизнес в этом году? Каковы перспективы развития сети аптек «Здравник»?

- До конца 2007 года исчезнут муниципальные аптеки. Свои филиалы в Екатеринбурге откроют московские аптечные сети, что вызовет новую волну конкуренции.

Сейчас мы серьезно задумались о перестройке взаимоотношений между аптечной сетью «Здравник», поликлиниками и пациентами. Мы хотим «привязать» выписку и выдачу лекарств к определенному лечебно-профилактическому учреждению. Каждый врач, выписывая лекарство на компьютере в режиме «on-line» должен видеть, какие медикаменты есть в наличии в аптечном киоске. Если необходимый препарат отсутствует, специалист лечебно-профилактического учреждения об этом узнает и сообщает пациенту. Это более честный и гуманный путь. В ближайшее время руководство аптечной сети «Здравник» планирует открыть ряд «Социальных аптек» в одиннадцати крупных екатеринбургских поликлиниках.

.

Назад в раздел
1


Ближайшие мероприятия

×
×