1 ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА | Медицина Российской Федерации

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА


jpg" title="image001.jpg" border="0" align="left" alt="image001.jpg" width="376" height="240" />Детство – особый период в жизни человека. Во многом оно определяет будущее конкретной личности, а значит и завтрашний день государства в целом. Ответственность за счастье детей лежит на взрослых. Они призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять интересы и защищать права детей. Но что делать тогда, когда родители ребенка либо отказались от него, либо лишены родительских прав? В этом случае ребенок попадает в Детский дом, который в дальнейшем берет на себя ответственность за его воспитание. О работе ГОУ «Детский дом «Радуга» Ханты-Мансийска рассказывает директор Людмила ФЕДУЛОВА:


- Наш Детский дом был основан в 1994 году на базе интерната при общеобразовательной школе. В данное время здесь проживает 81 ребенок в возрасте от 3 до 18 лет.
Целью нашего учреждения является социальная адаптация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через создание условий для проживания, приближенных к домашним.
В процессе работы у нас возникла потребность в корректировке целей и задач воспитания, в выборе форм и методов воздействия на личность ребенка с учетом сложностей адаптации выпускников в социуме и пресловутого синдрома «иждивенчества».
image002.jpgПосле проведения анкетирования детей специалистами, мы пришли к выводу, что авторитет взрослого в Детдоме, как и в другом детском коллективе, по свой значимости сравним с авторитетом воспитанника. Более того, вновь прибывший ребенок-подросток больше склонен доверять слову сверстника, нежели взрослого.
В рамках педагогического совета было принято решение сделать акцент в разработке планов воспитательной работы на формирование стимулирующего аспекта позитивной деятельности. Главная идея была в отрицании принципа жизни ребенка-сироты в Детском доме на всем готовом, получения благ без вложения усилий, а также в отсутствии мер наказания за негативное поведение: нарушении режима Детдома, плохой успеваемости, проявлений сквернословия и лжи.
С этой целью в нашем учреждении была организована экономическая игра- самоуправление «Будущее Югры». В рамках данной программы, дети за добрые дела зарабатывают «лучики», а за плохие поступки получают штрафы в виде вычетов со счетов. Начисление и штрафные санкции производятся на Совете семьи вечером. В расчет идет все: учеба, поведение в семье и школе, полезный труд, посещение кружков и секций. Ответственные – министр финансов или его помощник проходят по семьям и вносит в табель начисленные «лучики». Отчет за всех членов подает лидер семьи. По итогам каждых двух недель действуют продуктовый и промтоварный магазины повседневного спроса.
Положительные моменты работы - дети могут приобрести товар, не предусмотренный в перечне по Детскому дому, и выбрать сами по своему вкусу с учетом имеющихся «лучиков», самостоятельно распоряжаясь финансами.
Отрицательный момент был на первом году работы, когда перед работой магазина или кафе использовался наличный расчет. Старшие воспитанники могли отобрать деньги у младших. Выход нашли: ввели чековые книжки.
Данный метод интересен и в практике организации кулинарных занятий по выбору семьи, когда бюджет планируется вскладчину. Дети могут одолжить деньги или сделать подарок другу. На данном этапе кабинет министров детского самоуправления внес инициативу по созданию сберегательного банка. Вопрос выдвинут на обсуждение всего коллектива.
image003.jpgВся работа в учреждении строится на основании годового плана работы учреждения, который разработан по блокам с учетом возможностей и потребностей детей. Воспитательный процесс построен по следующим направлениям:
• учебное;
• реабилитационно-оздоровительное;
• дополнительное образование;
• трудовое направление.
На базе нашего учреждения осуществляется профессиональное ориентирование детей в художественном, спортивном, прикладном, экономическом направлениях. Также проводятся занятия по музицированию, хореографии, компьютерному дизайну и сценическому творчеству.
Эффективность воспитательной работы нового направления подтвердило изменение распространенного детского мнения: «Вы взрослые все за меня решили, а мне отдуваться!».
С первых же дней мы решили дать возможность детям реально участвовать в процессе управления и планирования деятельности учреждением. Это привело к:
• выборам правительства детской организации;
• анкетированию воспитанников при планировании важных дел: организация летнего отдыха, поощрения лучших детей по итогам учебного периода, расход заработанных денег по внебюджетному источнику, распределение спонсорской помощи, судейство конкурсов, организация мероприятий;
• обсуждению главных вопросов только на общем Совете Детского дома;
• выборам ревизионной комиссии по начислению «лучиков» (из пяти человек дети выбрали двух взрослых, по мнению детей, самых справедливых, способных честно рассудить споры – воспитателя и директора Детского дома. Это огромное достижение – доверие детей);
• созданию совета выпускников, который участвует в жизни Детского дома наравне со всеми;
Вся деятельность нашего учреждения нацелена на создание условий для успешной социализации детей. Большую роль в дальнейшем самоопределении воспитанников играет профориентационное направление. Наиболее приемлемыми формами мы выбрали освоение компьютерной грамотности и дизайна рекламы для одаренных, а для детей с ограниченными возможностями – трудовое воспитание на подсобном хозяйстве. Ежегодно в рамках программы «Тепло земли» заключаются договора с Центром занятости на создание рабочих мест в летний период.
image004.jpgОдним из важных направлений работы учреждения является реабилитационно-оздоровительное. В соответствии с комплексной программой «Здоровое детство» организуются такие формы работы как: фитобар, лечебный массаж, сауна, бассейн, сенсорная комната, стоматологическое обслуживание, санаторная группа.
Основным показателем успешности воспитательной системы, на наш взгляд, является создание выпускниками полноценных семей. Из 53 выпускников (за последние пять лет) 29 - трудоустроены, шесть человек продолжают обучение, 20 - создали благополучные семьи, в которых растет 16 детей, один из них - приемный.
В нашем учреждении действует система детского самоуправления - самые активные дети создали Совет выпускников. С целью их поддержки и отслеживания адаптации в социуме существует система постинтернатного воспитания. Она включает в себя следующее: помощь в трудоустройстве, в оформлении документов, консультации, привлечение спонсорских средств для благоустройства и ремонта квартир, ведение журнала катамнестических данных, включение выпускников в подготовку и организацию общих праздников.
Наряду с положительными моментами существуют и ряд проблем:
• Жилищный вопрос выпускников. Если даже есть закрепленное жилье, то зачастую оно не отвечает ни санитарным, ни социальным нормам и, как следствие, проживание там воспитанника является затруднительным. На данное время 29% воспитанников не имеют закрепленного жилья.
• Погашение долгов по коммунальным платежам, созданных родителями.
• Негативное влияние родителей, проживающих совместно с выпускниками.
• Малый спектр профессий для выпускников на базе основного общего образования.
Воспитательный процесс является тем стержнем, вокруг которого строится вся деятельность Детского дома. Это не часть единого целого, а жизнь большого шумного дома, призванного быть родным для обездоленных детей.
Кто-то из «великих» сказал, что в душе каждого ребенка есть свой колокольчик. Стоит его тронуть - и он зазвенит. У наших воспитанников эти колокольчики скрыты за семью печатями. Не так-то легко вычеркнуть из памяти тяжелые воспоминания, дурные влияния, горький жизненный опыт, предательство близких людей. Заглянуть в душу ребенка, почувствовать его, понять, разобраться в причинах его неудач, попробовать ему помочь - сделать это крайне сложно, но это и есть наша главная задача!

Реквизиты для безналичных перечислений:


Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – ПР! Детский дом «Радуга»


ИНН 8601002670
КПП 860101001
БИК 047162000
л/сч 230020042
Р/сч 40603810700003000004
в РКЦ г. Ханты-Мансийска 

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×