1 ЦГБ №20 – АКЦЕНТ НА ОБУЧЕНИЕ МЕДСЕСТЕР | Медицина Российской Федерации

ЦГБ №20 – АКЦЕНТ НА ОБУЧЕНИЕ МЕДСЕСТЕР


Реформирование системы здравоохранения вносит серьезные коррективы в работу всех подразделений лечебно-профилактических учреждений. Не остается в стороне и институт медицинских сестер — с возрастанием в лечебно-диагностическом процессе роли среднего медицинского персонала повышаются и предъявляемые к нему требования.

image001.jpg

Татьяна Алексеевна ДАНИВ

Главная медсестра МУ «Центральная городская больница №20», г. Екатеринбург

На сегодняшний день для обеспечения качественной сестринской помощи медицинская сестра-организатор в лечебно-профилактическом учреждении обязана владеть навыками стратегического мышления. Одним из ведущих направлений ее деятельности является активная учебно-методическая работа со средним медперсоналом. Опытом претворения в жизнь этой концепции в конкретном лечебном учреждении делится главная медицинская сестра МУ ЦГБ №20 г. Екатеринбурга Татьяна Алексеевна Данив:

—?Муниципальная городская больница №20 города Екатеринбурга проходит все этапы реформирования системы здравоохранения, и в борьбе за качество оказания медицинской помощи населению применяет, в числе прочего, и оригинальные методики работы со средним медицинским персоналом.

Так, в рамках проекта «Школа профессионального мастерства» в 2008 году в МУ ЦГБ №20 состоялся конкурс «Лучшая процедурная медсестра», приуроченный ко Дню медицинской сестры. Десять представительниц этой профессии боролись за право считаться первой среди коллег. В борьбе за почетное звание медицинские сестры больницы должны были продемонстрировать совершенное владение вопросами профилактики профессионального инфицирования ВИЧ, инфекционной безопасности, знаниями по оказанию неотложной помощи. От них требовалась демонстрация грамотности в проведении гемотрансфузии, отточенность манипуляционной техники и иные доказательства профессионального мастерства.

Подготовка к этому конкурсу стала мощной мотивацией, подвигнувшей конкурсанток на доведение своих навыков до совершенства, — ведь престижное звание «лучшей», даже в рамках одного лечебного учреждения, поднимает самооценку медицинской сестры, подвигая ее и дальше развиваться, не останавливаясь на достигнутом.

Кадровый состав сестринского персонала МУ ЦГБ №20 составляет 400 человек. Квалификационные категории имеют 270 сестер (66% от общего числа), 211 сестрам присвоена высшая квалификационная категория (80% от общего числа аттестованных)

Это лишь небольшой, но значимый для нас пример работы со средним медицинским персоналом. В целом же надо сказать, что администрация нашей больницы крайне заинтересована во внедрении оптимальной модели сестринского дела, для чего среднему медицинскому персоналу необходимо постоянно совершенствовать уровень своих знаний. В МУ ЦГБ №20 активно пропагандируется получение многоуровневого сестринского образования: только в 2008 году для повышения своего уровня в Свердловский Областной Медицинский колледж поступило 11 медицинских сестер, тогда как еще недавно повышенный уровень имели всего три медицинских сестры этого лечебного учреждения.

В настоящее время две медицинские сестры ЦГБ №20 получают высшее сестринское образование в Уральской Государственной Медицинской Академии, а четыре уже имеют диплом менеджера-организатора сестринского дела. Одна из дипломированных медсестер успешно реализует полученные знания, работая в должности заместителя главного врача по оргметодработе, вторая выпускница заведует отделением статистики.

В ЦГБ №20 организован и ведет работу консультативно-координационный орган — Совет медицинских сестер, руководит которым главная медицинская сестра больницы. В состав совета входят старшие медицинские сестры, главная акушерка, старшие акушерки отделений. Основной целью Совета является повышение профессионального и культурного уровня сестринского персонала, а также увеличение его роли в оказании медицинской помощи в больнице. Решения и рекомендации Совета являются основой для подготовки положений, приказов и других нормативных и методических документов по организации сестринского дела в МУ ЦГБ №20.

В рамках деятельности Совета медицинских сестер действует учебно-воспитательный сектор. Работой данного сектора руководит старшая медицинская сестра пульмонологического отделения Наталья Михайловна Скоринова. Гордостью сектора является проводимая им работа по наставничеству. Опытнейшие работники — старшая медицинская сестра неврологического отделения Ольга Павловна Видманкина и старшая медицинская сестра отделения реанимации Татьяна Михайловна Гвоздарева — передают свой опыт, знакомят медсестер с работой всех подразделений больницы. Под их руководством на практических занятиях отрабатываются сложные сестринские манипуляции, ведутся беседы об этике и деонтологии. К участию в проведении занятий привлекается и психолог больницы.

Учебно-методическая работа в ЦГБ №20 направлена на формирование системы непрерывного повышения квалификации сестринского персонала. Обеспечивается методическая и информационная поддержка работы сестринских кадров, проводится обучение медсестер современным сестринским технологиям, осуществляется адаптация и внедрение в практическую деятельность сестринского персонала стандартов и инновационных технологий, оказывается методическая помощь медсестрам при выполнении научно-исследовательской работы в процессе их обучения.

Для организации учебной работы в больницу привлекаются специалисты Городского Центра Медицинской Профилактики, которые осуществляют консультативную и обучающую поддержку в проведении семинарских занятий и разработке методических рекомендаций и инструкций.

В обучении сестринского персонала на базе МУ ЦГБ №20 используются разнообразные формы:

—?сестринские ежемесячные конференции, целью которых является повышение теоретических знаний персонала;

—?технические учебы, где прорабатывается нормативная и инструктивная информация, с принятием зачета по проверке знаний медсестер;

—?семинары для конкретной категории специалистов;

—?«Школа наставничества».

Для закрепления полученной на учебах информации сестринский персонал сдает зачеты в устной и тестовой формах непосредственно главной медицинской сестре, эпидемиологу или конкретной категории специалистов (в зависимости от тематики). Для составления тестовых заданий используется утвержденная инструктивно-методическая информация, сборники технологий. Принятие зачетов не только помогает выявлять уровень индивидуальной подготовки медсестер, но и позволяет анализировать работу старших медицинских сестер по обучению персонала, проведению конференций, технических учеб в отделениях. Также регулярные проверки знаний среднего медперсонала становятся мотивацией для его самоподготовки.

В нашей больнице разработаны критерии оценки деятельности среднего медперсонала, где непосредственно на рабочем месте можно получить представление о профессиональной деятельности, уровне знаний медицинской сестры. В комиссию по контролю качества входят главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра, эпидемиолог, заведующая аптекой, специалист конкретной категории. Оценка деятельности персонала осуществляется по разделам работы для организации контроля и коррекции качества.

Разработано 8 значимых для деятельности медицинской сестры критериев (с индивидуальной характеристикой для каждого критерия), которые должны составлять в сумме 100%, свидетельствуя об отличной подготовке специалиста и состоянии его рабочего места на момент проверки. Для оценки деятельности старших медицинских сестер количество критериев увеличено до 10. Введен актуальный критерий оценки медицинской сестры-организатора — «инновационная деятельность», включающий в себя:

а) ведение школы передового опыта на базе отделения;

б) участие в научно-практической деятельности больницы, города, области;

в) разработка документации сестринской деятельности;

г) другие инновации.

По результатам проверки на ежемесячных заседаниях Совета старших медицинских сестер анализируется эффективность учебных мероприятий, обсуждаются пути коррекции выявленных недостатков. Предложенные мероприятия в обязательном порядке включаются в план работы старших медицинских сестер. Данная работа приносит положительную динамику в профессиональном росте медицинских сестер, вследствие чего повышается качество оказываемой помощи пациентам, и способствует развитию сестринского дела в нашей больнице.   

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×