ВОПРОСЫ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО МЕДОБОРУДОВАНИЯ


В рамках круглого стола, посвященного вопросам производства и реализации медицинского оборудования, рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается отечественный производитель, и обсуждается позиция государства в данной ситуации. Собственным опытом в освоении внутреннего и внешнего рынков, а также мнением о роли государства в поддержке и продвижении отечественной продукции мы попросили поделиться генерального директора ООО «Орион-Си», академика, профессора, доктора биологических наук, кандидата физико-математических наук, академика АМТН, Кавалера орденов «Звезда Отечества» и Почетного гражданина РФ Лили Аркадьевну СИБЕЛЬДИНУ. С комментариями любезно согласились выступить представители ведущих предприятий России по производству медицинского оборудования ОАО «Уральский приборостроительный завод» (Екатеринбург), ФГУП «ПО «УОМЗ» (Екатеринбург), НПК «Красмедтех» (Красноярск), ОАО Концерн «Аксион» (Ижевск).

image001.jpg

Лили Аркадьевна СИБЕЛЬДИНА

Генеральный директор ООО «Орион-Си»,г. Москва

Оборудование и средства медицинского назначения российского производства исторически было сложно позиционировать на зарубежных рынках, и, соответственно, они были мало востребованы.

Данная ситуация обусловливалась низким уровнем качества производимого продукта, что и сформировало предвзятое и неуважительное отношение со стороны зарубежного потребителя вплоть до 2000 года.

За последние 10 лет в России возник конгломерат производителей современного конкурентоспособного медицинского оборудования (см. Энциклопедию «Производитель России. Изделия медицинского назначения», включающую более 600 российских производителей).

Но до последнего времени оставалась проблема достойного представления российского продукта и формирование на него спроса на зарубежном рынке. Выход на зарубежный рынок обусловлен получением соответствующих сертификатов через мировые сертификационные центры; основными являются европейский и американский.

Что касается ряда стран Азии и Африки, здесь картина более лояльная. Как правило, достаточно российского сертификата, так как есть уважение и доверие к российскому продукту. Отечественный производитель сегодня может продавать медпродукцию с российским сертификатом во Вьетнам, Северную Корею, Индию, арабские страны, в Африку.

На сегодняшний день российский продукт стал серьезным конкурентом оборудованию Западного производства (США, Германии, Франции и т.д.).

ЕВРОПА

image002.jpg

Фарид Николаевич АБУЗЯРОВ

Генеральный конструктор ОАО «Уральский приборостроительный завод», г. Екатеринбург:

—?Несмотря на то, что руководство страны постоянно декларирует перед СМИ идеи поддержки отечественного производителя, а во время посещений первыми лицами государства УОМЗ в Екатеринбурге мы регулярно слышим от них разнообразные обещания, в России принимаются все новые и новые документы, ставящие производителя медтехники в еще более жесткие условия.

Так, с 1 января 2007 года вступил в силу Приказ №?735 Минздравсоцразвития РФ «Административный регламент по регистрации изделий медицинского назначения», принятый 30.10.2006 года. Данным Регламентом официально предусмотрена возможность увеличения сроков рассмотрения документов и принятия решения о регистрации изделия медицинского назначения до 4 месяцев со дня подачи комплекта документов, при этом минимальный срок рассмотрения заявки не регламентируется. При сегодняшних темпах развития техники, в том числе медицинской, данное условие вполне может привести к тому, что срок окончания регистрации и сертификации совпадет со сроком морального устаревания прибора.

Единого рынка нет, весь рынок поделен. Конкуренция внутри Европы очень сильна. Если вы приходите из России с продуктом (рентгеновский аппарат, анализатор биохимический или озоновый стерилизатор), то, чтобы получить европейский сертификат и выход на европейский рынок, необходимо пройти сертификацию на Западе.

А эта процедура предполагает ваше основательное присутствие в Европе (наличие офиса, представителей, говорящих на том же языке, знающих европейскую медицину, как и куда продавать). Это для предприятия стоит огромных денег, сил и времени. Также необходимо предоставить три экземпляра продукции, что может себе позволить далеко не каждый производитель.

США

В США 90% производителей работают только на внутренний рынок. И только 10% работают на двух рынках — внутреннем и внешнем. Поэтому система построена таким образом, чтобы не допустить иностранного производителя на внутренний рынок США и тем самым облегчить «жизнь» местному производителю.

Поэтому вход любого производителя со стороны осложнен получением сертификата для продажи своей продукции на американской территории.

Позиция США — это эмбарго ввоза импорта (за исключением нефти).

Налицо поддержка со стороны американского правительства и всей государственной системы американского производителя. Это и кредиты на производство, и помощь в распространении продукции. Все так построено, что американский производитель все продаст внутри страны. Ему не надо искать рынки, участвовать в коммерческих торгах, — американский производитель имеет напрямую связь с американским потребителем — больницей. Но самое главное состоит в том, что на производство даются кредиты, причем неограниченные. Докажи, что ты хочешь сделать ЭКГ, и тебе дадут деньги в том количестве, которое необходимо. На 10 лет и более под 5% годовых. Это колоссальная поддержка собственного производителя со стороны американского государства.

Финансовая система США устроена очень определенным образом. В США внутри страны любая медицинская компания будет удерживаться правительством США, потому что она работает в Америке. Поэтому компании будут получать деньги. Замена оборудования идет каждые три года. У нас в России замена оборудования происходит в лучшем случае каждые 10 лет. А есть такие примеры, что и раз в 20?30 лет. Мы знаем много больниц в России, которые ЭКГ пользуются более 25 лет. Ничего подобного в мире нет — ни в Европе, ни в США. Правительство США так построило схему «производитель-потребитель», что каждая больница меняет ЭКГ каждые три года. Попробуйте войти на их рынок со своим ЭКГ — у вас ничего не получится. Ибо деньги государства отдаются на местного производителя. А правительство США следит за тем, как внутренний производитель работает (он должен иметь возможность реализовать свою продукцию).

Для того, чтобы продавать медицинское оборудование на территории США (и в целом по Латинской Америке), необходимо иметь сертификат на ФДА, иначе дорога закрыта. Но если имеется сертификат США, то доступны рынки всех стран Латинской Америки без дополнительной сертификации.

У предприятия «Орион-Си» есть все документы для ФДА, но мы не можем себе позволить эту процедуру в данный момент времени, так как первый взнос составляет 250 000 долларов. Второй взнос определяется по ситуации, как и последующие. Но до этого предстоит понести множество расходов по отправке оборудования, лингвистическому переводу всей документации и т.д. Предприятию в итоге выход на рынок США обходится более чем в 700 000 долларов.

В Швейцарии, Германии, Европе — более чем в 400 000 долларов.

Как может небольшое предприятие потратить такие суммы без поддержки государства?

Мы собираемся отдать нашу продукцию на сертификацию в США. Наша продукция составляет огромную конкуренцию американскому производителю. Но мы не собираемся ломать их систему, а получив их сертификат, сможем освоить все латиноамериканские рынки (Бразилия, Уругвай, Перу). Данная сертификация нам нужна, чтобы работать не столько в США, сколько в странах Латинской Америки.

КИТАЙ

История последних 10 лет показывает, что ни одно российское предприятие не смогло стать поставщиком медоборудования в Китай.

Для китайского производителя полностью сняты все сертификационные моменты на производство продукции и продажу ее внутреннему потребителю. Сертификацию должен пройти только импортер. Китай дал право своим производителям не регистрировать продукт, но поставил жесточайшие условия получения сертификата на импорт. Китай очень сильный производитель (по купленным лицензиям у ведущих мировых производителей) ТНП, медоборудования и т.п. Если вы не продаете лицензию на производство, то Китай будет стараться различными способами «взять» вашу технологию и повторить (подделать).

Я хочу привести пример из собственного опыта по выходу на китайский рынок.

Компания «Орион-Си» столкнулась в Китае с такой сертификацией, на которую понадобилось целых три года усилий, больших финансовых издержек, осуществить и подготовить множество поездок, докладов и семинаров. Мы прошли огромное количество микробиологических исследований (у китайских служб по микробиологическим показателям приоритеты значительно отличаются от общепринятых в мировой практике), военную, общественную, академическую медицину.

Но результат стоил того — «Орион-Си» смог выйти на китайский рынок. Получив сертификат на продажу на территории Китая, мы имеем возможность продавать на Филиппинах, на Тайване, во Вьетнаме.

РОССИЯ

Остается актуальным вопрос о поддержке государством конкурентоспособных российских продуктов, ибо надо думать об экспорте из России и, соответственно, финансово помогать отечественному производителю при получении сертификата за рубежом.

При всех вопросах экспорта продукции у нас серьезно стоит вопрос реализации внутри страны. Процесс усложнен до предела. Получается, что легче пройти сертификацию вне страны, хотя это и долго и дорого, но зато если эти процедуры пройдены, то большие заказы обеспечены, и они закроют все эти расходы и позволят предприятию жить в полную силу.

В России производитель при реализации своего продукта сталкивается с безумной бюрократической волокитой. Для оценки сертификации продукции на российском рынке сложно подобрать слова, чтобы корректно выразить существующую ситуацию. Присутствует безудержная вакханалия в отношении сертификации продукции.

К примеру, вы сертифицировали продукцию, получили те главные документы (регистрационный номер Минздрава и т.?д.), дальше возникает Роснадзор и подобные организации, вас не оставляют в покое. Вы узнаете, что еще существуют 20 организаций, которые должны выдать вам множество разрешительных документов.

Принципиально резко усложнен процесс продажи собственной продукции в собственном государстве. Тем более, если у вас конкурентоспособная продукция и вы думаете как ее зарегистрировать за рубежом и заняться экспортом. А в этот момент у вас отвлекают ваши силы те структуры, которые связаны с сертификацией внутри страны. Постоянно объявляются представители каких?то новых организаций, которые требуют и требуют проверить где только можно. Вас все время отвлекают от работы. Я не могу отдать 3?4 сотрудника на данный процесс. А нужно отдать не только сотрудников, так как кто?то должен готовить документы, но и также вы должны отдать деньги. Платить за бумажку, которая и внутри страны непонятно как действует, а за ее пределами вообще не имеет значимости.

На основании вышесказанного хочу подчеркнуть, что российский производитель медоборудования должен с нуля биться за жизнь и за внедрение своей продукции. Это внедрение очень дорого стоит, так как авторитет стоит дорого. Авторитет надо зарабатывать.

Наши потраченные ресурсы за три года на Китай добавили, я думаю, авторитета российской медпродукции. Мы, наконец, добились своего.

Факт в том, что три года занял данный процесс. С этого момента мы получили возможность войти на китайский рынок. А что нам даст данный сертификат и как пойдет продажа на китайском рынке нашей продукции, покажет жизнь и следующие два года.

Следующей российской компании, которой придется покорять китайский рынок и получать сертификаты, будет легче.

Я готова поделиться с заинтересованными лицами, с любой российской компанией-производителем, достойным и конкурентоспособным, желающим выйти на китайский рынок, своим опытом и предоставить информацию об этапах вхождения со всеми возможными сложностями, присутствующими на пути.

С 2009 года мы начинаем сертификацию на американском рынке, но очень хорошо понимаем, что данный сертификат не даст нам легкого вхождения на американский рынок, зато откроются возможности освоения рынков Латинской Америки. 

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×