1 ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ЛПУ ИМЕЕТ ПРАВО НА ВЫБОР | Медицина Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ЛПУ ИМЕЕТ ПРАВО НА ВЫБОР


Увеличение финансирования российского здравоохранения, реализация Национального проекта «Здоровье» и увеличение числа областных и муниципальных программ, направленных на развитие материально-технической базы медицинских учреждений, совершили за последние два года настоящий прорыв в здравоохранении. Больницы насыщаются диагностическим и лечебным оборудованием, повышая качество оказания медицинской помощи населению. Всегда ли медицинские учреждения получают то, что им действительно нужно? Этот вопрос журнал «Медицина и Здоровье» обсуждает с российскими производителями медицинской техники и врачами медицинских учреждений.

image001.jpg

Лили Аркадьевна СИБЕЛЬДИНА

Генеральный директор ООО «Орион-Си»,

академик, профессор, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, академик АМТН, Кавалер орденов «Звезда Отечества», Почетный гражданин РФ:

«Я считаю, что ответственность за всю работу лечебного учреждения – в том числе и за его материально-техническое обеспечение – несет главный врач».

– На сегодняшний день российский производитель нацелен на обеспечение системы здравоохранения современнейшим оборудованием. Однако Нацпроект «Здоровье», несмотря на все очевидные плюсы в виде финансовых потоков, не ориентирован на переоснащение российского здравоохранения с учетом производственных ресурсов страны. Катастрофа работающей сегодня системы состоит в том, что производитель медицинского оборудования не знает своего конечного пользователя и не имеет с ним прямого контакта. Из-за этого производитель не может отправить, а пользователь – получить дополнительную информацию по новым технологическим решениям и современным разработкам в той или иной сфере. В результате медицинские учреждения лишаются возможности выбора в самом главном аспекте – в формировании необходимой им для работы материально-технической базы. Почему-то сегодня принято, что этот вопрос решает кто угодно, кроме руководителя лечебно-профилактического учреждения.

Я считаю, что ответственность за всю работу лечебного учреждения – в том числе и за его материально-техническое обеспечение – несет главный врач. Государство доверяет ему 100-, 500-, 1000-коечную больницу с тем, чтобы именно он отвечал за уровень работы диагностических, лабораторных, операционных и восстановительных отделений. Хороший руководитель должен иметь опору в виде профессиональных кадров – руководителей подразделений, каждый из которых всегда может четко назвать аппаратуру, инструментарий и расходные материалы, требующиеся в повседневной работе ему и его подчиненным. Еще пять лет назад главный врач четко знал объем поступающих в его распоряжение средств и принимал решение о закупке того или иного больничного оборудования после совещания с коллективом.

В последние же пять лет руководство лечебных учреждений оказалось фактически выброшенным из цепочки «заказчик – производитель». По сути, сегодня главный врач подает заявку в медуправление, которое, по не всегда понятному принципу, выделяет из заявки определенные позиции и объявляет тендер. В данном конкурсе принимают участие 5–10 торговых компаний, одна из которых выигрывает – опять же по сомнительным критериям. И именно эта победившая компания становится поставщиком продукции, «выбивает» у производителей скидки и перенаправляет их продукцию в неизвестном для самих производителей направлении.

Эта надуманная система разрушает связь между потребителем и производителем, каждый из которых напрямую связан только с компанией-посредником. На мой взгляд, эта система предельно усложнена и может способствовать сокрытию коррупционных процессов. Я считаю, что сложившуюся структуру закупок оборудования (и не только его) нужно срочно ломать и ликвидировать как безумно вредную практику в оснащении медицинских учреждений. С производителем, по моему мнению, должен напрямую контактировать главный врач, в задачу которого входит обеспечение подчиненного ему коллектива всем необходимым для работы. Мое искреннее убеждение – посредничество при поставке медицинского оборудования вредит каждому лечебному учреждению России и всей системе здравоохранения страны в целом.

– Да, действительно, несмотря на стремление руководителей лечебно-профилактических учреждений оснастить больницы современнейшим оборудованием, мы не всегда получаем то, что нужно. Это связано с наличием посредников между производителем и медицинским учреждением.

К сожалению, и сами поставщики медицинского оборудования не всегда честны на этапе участия в конкурсах, предоставляя на тендеры неполную информацию о своем товаре, а впоследствии не всегда качественно выполняют свои обязательства по поставкам, что ведет к расторжению контрактов и затягиванию сроков приобретения оборудования.

Непосредственный контакт между производителем и потребителем обеспечит возможность выбора оптимальной комплектации оборудования, повысит качество эксплуатации и позволит главному врачу лично следить за соблюдением сроков поставок.

– Затронута актуальная тема, и хотелось бы отметить, что в любом случае все, что связано с приобретением медицинского оборудования и расходных материалов, должно отвечать требованиям Закона № 94 от 21.05.07 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд».

Безусловно, некоторые аспекты в организации приобретения медицинского оборудования и расходных материалов, возможно, следует пересмотреть. Во-первых, необязательно один раз в год подавать заявки на приобретение оборудования и расходных материалов, например, для лабораторий, реанимации, анестезиологии, операционного блока, поскольку в условиях динамично развивающегося рынка медицинской техники и инструментария трудно просчитать перечень необходимых исследований для определенного контингента больных. Стремительно развиваются новые технологии, которые требуют дополнительных исследований. Во-вторых, на практике бывает так, что компания, выигравшая конкурс на поставку расходных материалов, которые зачастую требуют определенных норм хранения и соблюдения температурного режима, доставляет в ЛПУ сразу большие партии, несмотря на условия договоров, оговаривающих поставки по заявкам учреждения.

Проблематично иногда прогнозировать выход из строя медицинского оборудования. Бывают ситуации, не связанные с правильной эксплуатацией и человеческим фактором. Когда оборудование ломается и не подлежит восстановлению, учреждение не имеет право самостоятельно приобрести замену. А это значит, что нужно проводить новые конкурсы, терять время, которое работает прежде всего на пациента. Оперативные решения, руководствуясь буквой закона, как мне кажется, должен принимать руководитель ЛПУ, основываясь на заключениях специалистов, комиссий по закупу медицинского оборудования и расходных материалов.

– На мой взгляд, позиция Министерства здравоохранения совпадает с мнением врачей: конечно, лучше работать напрямую с производителем. Плюсы очевидны: отсутствие посредников снижает цены и сокращает сроки поставок, при этом заказчик обеспечивается сервисным обслуживанием – сегодня не все посредники, даже предлагающие «товар от производителя», имеют сервисные центры.

Но при этом следует учитывать, что Федеральный Закон N 94-ФЗ позволяет участвовать в конкурсных торгах на поставку медицинского оборудования не только фирмам-производителям, но и всем желающим, будь то юридическое или физическое лицо. Если посредник соблюдает все технические требования заявки, то мы не имеем оснований для того, чтобы отклонить его участие в тендере.

И еще один нюанс. На территории России проводится огромное количество тендеров, и сам производитель, какими бы ни были его возможности, просто не успеет принять участие в каждом из них. Потому-то и очень важно развитие дистрибьюторской сети. Но я убежден в одном: закупка медицинской техники должна быть прозрачной, иначе даже при совершении прямой сделки «заказчик-производитель» не избежать ошибок.

Анатолий Андреевич ХРОМОВ, начальник отдела продаж медицинской техники Уральского оптико-механического завода:

– Как представитель производителя медицинской техники, я полностью разделяю и поддерживаю точку зрения Лили Аркадьевны Сибельдиной. Система государственных закупок на основе тендеров, которая сегодня усиленно внедряется на всех уровнях, не является безупречной и вызывает нарекания. Стремление чиновников сделать механизм госзакупок медтехники универсальным и контролируемым понять можно. Другой вопрос, как это отражается на конечном результате? По опыту знаю, что на деле подобная система зачастую приводит к тому, что врачи, конечные потребители, получают совсем не то оборудование, с которым хотели бы работать, и по совершенно неоправданным ценам. А ведь им предстоит с его помощью спасать и лечить людей!

Уральский оптико-механический завод занимается производством медицинской техники без малого 20 лет. Все это время предприятие стремилось изготавливать приборы, отвечающие реальным потребностям врачей и пациентов. Достигается это за счет тесного сотрудничества инженеров УОМЗ с медиками, специализированными НИИ и медицинскими центрами. Кпримеру, большую роль при разработке новейшего инкубатора ИДН-03, предназначенного для выхаживания недоношенных детей, или фототерапевтического облучателя сыграли прямые консультации с врачами-неонатологами. В ходе эксплуатации наших медицинских приборов в ЛПУ мы постоянно поддерживаем обратную связь, благодаря чему наши приборы получились надежными, удобными и функциональными. В этом году, кстати, наша неонатальная техника проходила опытную эксплуатацию в Швейцарии, где получила самые положительные отзывы от местных специалистов.

Следует также сказать, что тесное взаимодействие производителя и ЛПУ снимает многие вопросы по сервисному обслуживанию, ремонту, монтажу, инсталляции оборудования, а также по обучению медперсонала.

Потерять годами нарабатываемый потенциал профессиональных взаимовыгодных отношений – значило бы потерять в поступательном развитии отечественной высокотехнологичной продукции.

Александр Валерьевич ТЕЛЬНЫХ, начальник отдела продаж медицинской техники ОАО «Уральский приборостроительный завод»:

В последние годы активно идет реформирование российского здравоохранения, заметно прослеживается тенденция увеличения финансирования на федеральном уровне, появляется все больше программ, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи. Уровень взаимоотношений между производителем и лечебным учреждением определяется маркетинговой политикой предприятия-производителя. Чем больше расходуется ресурсов, чем грамотнее выстроена политика продвижения, тем более известен и востребован продукт. Компании, вкладывающие средства в рекламу, выставки, конференции, имеющие развитую сеть дилеров и дистрибьюторов, всегда будут успешно взаимодействовать с лечебным учреждением. Однако выстраивание подобных отношений не гарантирует, что твой продукт будет приобретен. В большинстве регионов в руках главных врачей не сосредоточены необходимые финансовые ресурсы, позволяющие самостоятельно определять развитие материально-технической базы лечебного учреждения. Основные закупки медицинской техники, как в количественном, так и в суммарном исчислении, осуществляются органами управления здравоохранения, и здесь уже возникает масса вопросов: по какому принципу формируются лоты, выбираются эксперты, допускаются участники. С появлением обязательного проведения конкурсных торгов, а особенно аукционов появилась прослойка компаний, готовых за «дольку малую» отказаться от участия в аукционе, а в противном случае выиграть по любой цене. Вопросы взаимоотношений с лечебным учреждением: качество поставки оборудования, сервисное обслуживание, обучение персонала – отходят на второй план. С компаний-участников не требуется никаких документов, подтверждающих их профессиональную подготовку, ведь нет необходимости в лицензиях на производство, продажу, обслуживание. Такой подход дает возможность «компаниям – однодневкам» выиграть конкурс, а затем выставлять производителю ультимативные условия. Решение, по нашему мнению, здесь простое – необходимо вернуться к обязательному предоставлению доверенностей от компаний-производителей на участие в конкурсе фирмам-участникам. Это будет дисциплинировать, возлагать дополнительные обязательства, как на производителя, так и на фирмы – участники, и избавит лечебные учреждения от конфликтов с «однодневками».

Органы управления здравоохранения читают, что приобретение оборудования централизованно, с участием главных специалистов в роли экспертов, позволяет использовать их опыт и знание специфики работы, сделать правильный выбор оборудования. Но такой подход не совершенен, что стало ясно в результате реализации Национального проекта «Здоровье». Даже самые лучшие эксперты не в состоянии знать потребности тысяч лечебных учреждений. Увеличение финансирования позволило значительно улучшить материально-техническую базу, но не решило основную задачу – кардинального повышения качества оказания медицинской помощи.

Необходимо передавать больше рычагов управления, и в том числе финансовых, лечебным учреждениям. Главный врач должен самостоятельно верстать бюджеты по оснащению оборудованием, выбирать приоритеты оснащения того или иного отделения, под приобретаемое оборудование готовить и воспитывать кадры. Только такой подход позволит главному врачу стать полноправным хозяином, развяжет руки, позволит думать о перспективе, а не ждать милостей от вышестоящего руководства. Никогда главный врач не будет покупать импортную технику экспертного класса, не имея специалиста, который может на ней работать, но в то же время никогда не приобретет аппарат, который не соответствует уровню его лечебного учреждения.   

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×