ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ВЫХОД ИЗ ТУПИКА


Начиная с девяностых годов Россия занимает второе место по частоте совершения суицидов. На протяжении более 15 лет в стране ежегодно совершается около двух тысяч детских и подростковых само­убийств. Если в мире на 100 тысяч населения на свою жизнь успешно покушаются всего десять подростков 15–19 ?лет, то в России эта печальная статистика почти в четыре раза больше. Поэтому в нашей стране мероприятия, посвященные Всемирному дню психического здоровья, особенно актуальны.

image001.jpg

Ольга Давыдовна ЖЕВЕЛИК

Главный врач У ХМАО-Югры «Нижневар-товский психоневрологический диспансер», Заслуженный врач РФ

Всего 15–20 лет назад некоторые детские психиатры отрицали возможность возникновения депрессии в детском возрасте. Однако в последние годы появилось множество работ с описанием депрессивных состояний в младшем школьном, дошкольном и даже в младенческом возрасте.

Но если даже и исчезли сомнения в существовании депрессии у детей, то еще острее стали разногласия во взглядах на их феноменологию, нозологическую принадлежность, прогностические и дифференциально-диагностические критерии. Совершенно неясным остается и распространенность депрессивного синдрома в детском возрасте, что объясняется, прежде всего, своеобразием клинической картины, «маскированностью», «атипией» симптоматики по сравнению с депрессиями у взрослых и подростков.

Скрытая за фасадом детских капризов, нарушений поведения, неустойчивости и «школьных фобий», детская депрессия не всегда попадает в поле зрения психиатров и нередко диагностируется лишь ретроспективно. Депрессия в детстве возникает значительно чаще, чем ее диагностируют, но она проявляется в других «психопатологических образах», проецируясь на ту или иную фазу развития ребенка, она принимает различные «обличия». В ?раннем детстве депрессия имеет психосоматическое выражение, проявляясь в нарушениях пищеварения, сна, разрыве контактов, задержке развития. Уже с 6 ?месяцев ребенок может переживать тоску и боль разлуки. Дети в этом возрасте, попадая в больницу или детский сад и теряя в результате контакт с матерью, становятся крикливыми, а потом отказываются от контактов с окружением, теряют вес, плохо спят, болеют.

Депрессиям подвержены дети и подростки любого возраста. Но если в дошкольном возрасте это состояние может выражаться в периодическом падении работоспособности, дисфории и ощущении безрадостности существования, а в младшем школьном возрасте ведет к отказу от посещения школы, то подростка оно может довести до суицида.

Мальчики совершают суициды в 4–5 раз чаще девочек, однако попытки покончить с собой девочки предпринимают в три раза чаще мальчишек. 40% суицидентов воспитываются в неполных и неблагополучных семьях, 13% из них тяжело переживали конфликты со сверстниками и любовные конфликты, зачастую связанные с преждевременной беременностью и венерическими заболеваниями.

В Нижневартовском психоневрологическом диспансере ведется обширная профилактическая и реабилитационная работа, направленная на восстановление внутреннего развития подростка, его психического здоровья.

Все подростки с суицидальным поведением, доставленные и обратившиеся в психоневрологический диспансер, получают высококвалифицированную помощь психолога,

10 сентября в мире во второй раз отмечался День противодействия и предотвращения самоубийств. Исследуя причины добровольного ухода из жизни молодых людей в Югре, социологи отметили, что на суицид чаще всего их толкают семейные проблемы, плохие отношения с родителями, разрыв отношений с друзьями, неразделенная любовь, чувство одиночества. Так, в 2007 году в Югре зафиксировано 159 попыток суицида, из них завершенных – 19. В первом квартале 2008 года зафиксирована 51 попытка, 10 из них закончились гибелью. В Нижневартовске за 2007 год зафиксировано 29 суицидальных попыток среди несовершеннолетних, в возрасте 15 лет – 5 человек, в возрасте 16 лет – 7 человек, в возрасте 17 лет – 13 человек, в возрасте 18 лет – 4 человека. При этом одни пытались отравиться таблетками, у других фиксировались резаные раны предплечий. Из 29 человек 18 оказались учащимися средних школ, 6 – вечерних школ, 3 – ПТУ, 2 – не учатся и не работают.

социальный работник занимается выяснением жизненной ситуации подростка, оказавшегося в безвыходном для него положении.

Семейный психотерапевт работает со всей семьей, при этом все члены семьи участвуют в поиске выхода из сложившегося тупика.

По выписке из больницы подросток попадает в реабилитационное отделение клиники неврозов и психотерапии, где его курирует психотерапевт, а при необходимости и подростковый психиатр. В дальнейшем в течение длительного времени (от 1 года до 3-х лет), подросток наблюдается амбулаторно.

Профилактическая работа ведется с учащимися школ и студентами ВУЗов, проводятся лекции, семинары на темы душевного здоровья и равновесия, здорового образа жизни.

С родителями также проводится большая просветительская работа, начиная от родителей дошколят (в детских садах) до родителей студентов и призывников.

Нижневартовский ПНД тесно сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних, с психологами школ, с медико-педагогической комиссией при Департаменте образования.

Приведенный анализ свидетельствует о том, что проблему детских депрессий и суицидального поведения можно решить только комплексно, путем консолидации усилий общественности, образовательных учреждений, медицины, правоохранительных органов, исполнительной и законодательной власти. Необходима единая национальная государственная программа по профилактике детских суицидов.   

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×