1 Калининградская область: пилотный проект реализован ТФОМС | Медицина Российской Федерации

Калининградская область: пилотный проект реализован ТФОМС


В 2007 году на территории Калининградской области были внедрены все направления пилотного проекта Правительства Рф, направленного на повышение качества медицинских услуг и доступности медицинской помощи. В частности, все государственные и муниципальные ЛПУ были переведены на одноканальное финансирование через систему ОМС. Все ЛПУ, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, финансируются по подушевому принципу. Ведется персонифицированный учет по оказанной стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.

image001.jpgВ рамках реализации Постановления Правительства РФ № 296 от 19 мая 2007 года «Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации» в Москве подписано трехстороннее соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Правительством Калининградской области. Совместно с Министерством здравоохранения Калининградской области ТФОМС реализовал все направления проекта.

I НАПРАВЛЕНИЕ. «Поэтапный переход учреждений здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта, преимущественно на одноканальное финансирование через систему ОМС».

На подготовительном этапе с 1 июля 2006 года на одноканальное финансирование перешли десять государственных областных ЛПУ, с 1 января 2007 года Постановлением Правительства Калининградской области от 20 декабря 2006 года №961 «Об одноканальном финансировании системы здравоохранения» – перешли все государственные и муниципальные ЛПУ. В результате, в 2007 году, доля средств ОМС в общем объеме финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам Калининградской области бесплатной медицинской помощи составила 65%. С учетом денежных средств пилотного проекта ЛПУ получили 2 млрд 28 млн рублей, что на 652 млн (147,4%) больше, чем в 2006 году. В объединенных ЛПУ (стационар-поликлиника) объем финансирования вырос со 140 до 180%. Аналогичная ситуация с самостоятельными стационарами. В более трудном финансовом положении оказались некоторые самостоятельные амбулаторно-поликлинические учреждения, которые допустили высокий уровень госпитализации (за что им приходилось рассчитываться) и не провели реорганизацию в своих ЛПУ.

II НАПРАВЛЕНИЕ. «Осуществление на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений частичной аккумуляции средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи на основе финансирования по подушевому нормативу, и создание системы межучережденческих взаиморасчетов»

С 1 января 2007 года на территории Калининградской области все лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, финансируются по подушевому принципу, в основе которого лежит прикрепление застрахованных граждан к конкретному ЛПУ. Каждый застрахованный гражданин имеет возможность осуществить свое право выбора ЛПУ и врача по своему желанию. Ежемесячная информация от ЛПУ, поступающая в СМО по принадлежности полиса ОМС, позволила внести сведения о переприкреплении в сводный Регистр ТФОМС застрахованных для своевременного финансирования учреждений. В ТФОМС в Сводном Регистре застрахованных организована справочная служба для идентификации по приписке обратившихся за медицинской помощью граждан.

Что сделано для стабилизации положения при осуществлении подушевого механизма финансирования ЛПУ:

• оплата за госпитализацию осуществляется только по направлению лечащего врача первичного звена здравоохранения;
• введен коэффициент индексации подушевого норматива для детского населения;
• на четвертый квартал 2007 года и на 2008-й год установлен фиксированный подушевой норматив финансирования ЛПУ, являющихся фондодержателями;
• руководителям ЛПУ (фондодержателям) дано право экспертировать истории болезни больных, госпитализированных на стационарное лечение без направления фондодержателя;
• оплата за стационарную медицинскую помощь осуществляется по утвержденным прейскурантам цен в разрезе нозологий, а не за проведенные койко-дни.

Все эти меры позволили снизить необоснованную плановую госпитализацию на стационарное лечение и повысить доступность медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене.

В результате проведенных мероприятий:

• уровень госпитализации за 2007 год составил 162 к/д в расчете на 1000 жителей;
• объем стационарной медицинской помощи составил 1925 к/д на 1000 жителей при федеральном нормативе 1942,6 к/д.

С учетом денежных средств пилотного проекта, направленного на повышение качества медицинских услуг и доступности медицинской помощи, ЛПУ Калининградской области получили 2 млрд. 28 млн. рублей. Это на 652 млн. (147,4%) больше, чем в 2006 году.

III НАПРАВЛЕНИЕ. «Обеспечение оказания стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи».

Работа по внедрению стандартизации в ЛПУ проводится с 2003 года, с момента внедрения программы «Персонифицированного учета лекарственных средств» в стационарах области. Наиболее оптимальным разделом в практической медицине для отработки стандартизированного лечения в то время были учреждения родовспоможения. На практической базе областного родильного дома с учетом ранее накопленного практического материала были разработаны стандарты лечения в акушерстве и гинекологии.

Была начата работа по формированию электронных справочников простых и сложных медицинских услуг, подготовлена электронная версия программы «Модели обследования и лечения пациентов в лечебно-профилактических учреждениях» с выделением стоимостных параметров фармацевтических препаратов, рассчитана стоимость большей части диагностического блока (лабораторная диагностика, лучевые методы исследования и т.д.). Также идет работа по внедрению медико-экономических стандартов в поликлиниках и стационарах ЛПУ области:

• приняты и утверждены 284 федеральных стандарта по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи;
• разработаны и утверждены 516 региональных стандартов лечения и обследования в учреждениях родовспоможения по 310 нозологиям. Всего за 2007 год разработано 800 стандартов лечения различных заболеваний;
• в родильных домах внедрена оплата расходов на лечение по факту использования медикаментов.

В настоящее время завершается подготовка необходимой базы для обеспечения финансирования стационарной медицинской помощи (лекарственное обеспечение) в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи во всех ЛПУ области.

IV НАПРАВЛЕНИЕ. «Обеспечение учета объема оказанной медицинской помощи и оценки ее качества».

Персонифицированный учет оказанной медицинской помощи ведется в Фонде по стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи. Разработан и внедрен программный комплекс (далее – ПК) «Реестры стационара». Данный ПК используется на уровне взаимодействия ФОНД – ЛПУ – СМО и позволяет сформировать счета-реестры на оплату стационарной помощи, получить необходимые статистические формы по расходам в разрезе нозологий, возрастных и половозрастных категорий пациентов, оценить уровень госпитализации и объем оказанной медицинской помощи.

Для персонифицированного учета оказанной амбулаторно-поликлинической помощи разработан и внедрен программный комплекс «Талон амбулаторного пациента». С 2005 года указанный ПК работает во всех ЛПУ области. В ПК реализованы возможности формирования персонифицированных реестров пролеченных больных в поликлиниках, статистических форм, утвержденных Министерством РФ. Помимо функций, автоматизирующих процессы ОМС, в ПК дополнены блоки, позволяющие организовать реализацию Национальных Приоритетных проектов в сфере здравоохранения, в том числе процессов дополнительного лекарственного обеспечения отдельных льготных категорий граждан (обеспечение необходимыми лекарственными средствами).

В ПК «Талон амбулаторного пациента» включена печать рецепта из программы на основании введенных в талон данных. Для автоматизации обработки рецептов на бланках выписанных рецептов печатается штрих-код, несущий в себе полную информацию по гражданину (получающему ЛС), заболеванию, выписанному лекарству, дозировке. На основании данной информации на уровне ЛПУ Фондом проводится мониторинг ДЛО и совместно с Минздравом формируется сводная потребность в лекарственных средствах.

ПК «Талон амбулаторного пациента» и «Реестры стационара» являются инструментом сбора персонифицированной информации, касающейся различных областей здравоохранения, и позволяют обеспечить учет объема оказанной медицинской помощи и оценить ее качество.

Таким образом, в 2007 году на территории Калининградской области внедрены все направления, предусмотренные реализацией пилотного проекта, направленного на повышение качества медицинских услуг и доступности медицинской помощи в сфере здравоохранения. 

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×